qqq-15

СЛИШКОМ  КОРОТОК  ВЕК...

Ко мне приехал одноклассник, мы затарились, кто что пьет (он взял пива, я – бутылочку кьянти) и поехали на хватеру проводить лето. Как сели вечером часов в семь, так до двух ночи с балкона не уходили. Любовались городом и его жизнью и делились разными мыслями и воспоминаниями. С верхнего этажа одноэтажный город и местность красивы.
 
Потягивали напитки и болтали. Конечно, я его не грузил проблемами идентификации гамма-линий. Вроде как делились мнениями на простые житейские моменты, но по сути это фундаментальные онтологические вопросы. Из четырех десятков человек нашего выпуска уже девять одноклассников покинули сей мир. Четверть! Кто в катастрофе, кто от непутевой жизни, а у кого такой короткий век оказался. А почти полвека назад (на фото нас первоклашек) все такие счастливые, у всех впереди целая загадочная жизнь. Было ли уже тогда известно, кто как проживет или же нет? Был уже каждому начертан путь? Сам человек создал свою жизнь или все-таки Судьба? Ни тот, ни другой ответ не удовлетворяет. Предопределенность лишает смысла трепыхаться и стараться. А чтобы управлять своей судьбой, надо, как верно отметил классик, хотя бы своей жизнью распоряжаться полностью, знать час своей смерти и всех недугов, разные внешние случаи и происшествия (когда разобьет голову кирпич, а когда – инсульт). Ничего этого человек не знает. Так что его управление подобно езде по трассе с завязанными глазами. В человеческих руках газ и руль, но ни рельефа, ни препятствий впереди он видеть не способен. Так кто рулит в человеческой жизни, ведь все же в массе люди в таком состоянии "проезжают приличное расстояние"?

С другой стороны, что там тех лет! До двадцати лет человек учится, взрослеет, а опыта набирается так только к тридцати. А после сорока, уж точно после пятидесяти, он становится бесперспективным, дорабатывающим и доживающим. В целом ведь справедливо. Подошедший к полтиннику уже не сорвется на новое место начинать все сначала (стройка, страна), менять кардинально образ жизни, не захочет снова учиться (новым профессиям). Воистину человек что трава: краткая пора цветения, недолгая пора зрения, а потом увядание и сухостой до осенних ненастий.

Одноклассник сделал признание, расслабившись на втором литре пива, что имей он возможность вернуться в молодость, но сохранить память о прожитом, конечно же, выбрал бы другой путь. Отчего пошел он в шахтеры? Что начинающий строитель, что токарь получали тогда сто двадцать тугриков, а шахтеры даже в наших несеверных краях загребали деньгу в разы больше. Вот молодь тогдашняя косяком и подалась в добытчики черного золота. Ведь какова моя стипендия была? Пятьдесят пять рублёв. Работая все каникулы на кирпичном заводе садчиком (укладка кирпича для обжига, приходилось перекидать за смену пятнадцать тыщ сырых кирпичей по 5 кг весом); при этом за лето я зарабатывал пару сотен. А они в месяц получали пятьсот!

Потом социализм и страну как проект прикрыли, шахты в середине девяностых закрылись в массе. Учиться на что-то новое было трудно и в силу возраста, и по объективным обстоятельствам: обучение платное, спрос на новых немолодых специалистов мизерный. Пришлось идти в сезонные шабашники, потом на местный завод. Так и пошло: там да сям понемножку работает. Жизнь потрачена не то чтобы зря, рассуждал он, но зная ключевые моменты истории и свои "точки бифуркации", можно было бы построить свою линию жизни лучше и разумнее. Например, после армии и перед шахтой он недолго работал помощником машиниста. Но регулярные разъезды, постоянные ночевки не дома, плавающие смены (а в шахте не так разве?!) показались ему слишком трудными.

Любовались городом с высоты, слушали затихающий, но так и не заснувший полностью мегаполис, потягивали свои напитки и делились тем, что придет в голову, вспомнится. Я работал на каникулах в столярном цехе в СМУ с отцом, он – на элеваторе. После девятого класса у нас были пятидневные военные сборы. Мы жили в летнем лагере. Конечно, там была и муштра: мы маршировали строем под бравые марши, стояли на часах перед знаменем. Но также мы реально опробовали противогаз (в палатку бросили шашки со слезоточивым газом, и мы должны были войти, уже внутри достать и одеть по всем правилам противогаз: задержать дыхание, вытащить и надеть маску, выдохнуть – и тогда только дышать; у меня все получилось, слезы не потекли). Нас поднимали среди ночи на маршбросок шесть км, и мы бежали в противогазах. Бегали кросс и днем по полуденному зною. Копали неглубокие окопы. Нам не побоялись доверить АК-47 с боевыми патронами, и каждый получил возможность подержать в руках реальную штуку, ощутить ее рвущуюся из рук ярость, посылающую реально смертоносные стрелы – в ста метрах под обрывом кустарник словно косой косили. Можно ли нынешних пятнадцатилетних подвергать подобной нагрузке? "Можно" и в значении: позволят ли всякие защитительные организации подобные стрессы ребенку; и в значении: выдержат ли подростки эти нагрузки; наконец: хватит ли у современных подростков сознательности и ответственности для обращения с боевым оружием?

Догадываюсь, ты будешь кривиться и фыркать про дебильную советскую милитаризацию. А по мне это просто знакомство с реальной жизнью. Помню, нас учили писать заявление и записку, объясняли, куда с какими проблемами следует обращаться, каков процесс подачи жалобы, кто за дела в городе отвечает. Нам это было, конечно, скучно, но знать азы административно-хозяйственного устройства общества действительно нужно. Также как стараются обучить людей пользоваться огнетушителями, оказывать первую медицинскую помощь, хотя редко кому эти знания надобятся, если он не пожарный. Подобное нужно и по оружию даже если не собираешься быть военным. Знать узлы и принципы работы основных ручных оружьёв. Мало ли какая ситуация в жизни может случиться. Как с огнетушителем вся теория не стоит и часа тренировки "в натуре", так и с оружием. Нужно иметь представление о весе, силе отдачи при выстреле, силе нажима на крючок. Считаю, это нужно все самому узнать и попробовать.

Ну а в целом его и мой итог прожитого: сколько же не сделано! – и сколько еще предстоит не сделать!!! А время истекает...


Рецензии