Из истории театра в посаде Мелекесс

В этом, 2019 году, исполняется 110 лет со дня открытия Народного дома в посаде Мелекесс. Однако, по официальной версии, история димитровградского драматического театра ведет свое начало с 1943 года.

На основании исторических материалов, мы хотим исправить некоторые неточности и восстановить реалии.

История театра, как явления, в Мелекессе (Димитровграде) ведёт свое начало с 1909 года. И можно сказать, что в 2019 году мы празднуем 110-летие театра в Мелекессе (Димитровграде).

В глубине истории, возникновение театра в посаде Мелекесс берет свое начало еще с первой половины XIX века. Когда еще в село Мелекесский Завод на ярмарки приезжали балаганы…

«В Мелекессе театральные традиции, любовь к зрелищам формировались благодаря ярмаркам. Мелекесс в середине 19-ого века был центром ярмарочной торговли. Зимняя Никольская ярмарка, проходившая в Мелекессе начиная с 1844 года регулярно с 1 по 8 декабря, была не только местом купли-продажи, но и долгожданным красочным, шумным, порой разухабистым театрализованным представлением: балаганы, скоморохи, петрушки, цирк с акробатами и клоунами, разноцветные карусели, развесёлые гармонисты, разудалые плясуны, кукольные передвижные представления».

Развитие промышленности и повышение культурного развития населения посада, а также для удовлетворения потребности в культурных мероприятиях новой буржуазии, посадская власть озаботилась обустройством места, где могли бы выступать и приезжие театральные труппы, и местные любители.
И вот в 1905 году посадская управа вышла с инициативой о постройке Народного Дома, который должен был стать культурным центром посада, обратить горожан-обывателей к культуре, просвещению.

6 июля 1905 года на очередном собрании Мелекесской Посадской Думы Константин Григорьевич Марков доложил, что организованная Комиссия для совместной с Управой разработки вопроса о постройке Народного дома в Мелекессе, «определила постройку народного дома произвести на городском усадебном месте, на углу Большой и Проломной улиц, по плану Архитектора Крестникова и в настоящее время уже приступлено к этой постройке».

(фото 1, 2, 3)

Необходимо рассказать об архитекторе строящегося Народного дома в посаде Мелекесс.

Иван Михайлович Крестников родился 13 сентября 1872 года в Самаре, в мещанской семье. Умер рано, до революции 1917 года - туберкулез. Сохранились две фотографии: одна - трое детей Крестниковых, и одна фотография февраля 1898 года, где Иван с сестрой Татьяной. Больше в семье ничего не сохранилось, боялись - один из детей Крестникова был репрессирован в 1930-е годы.

(фото 4 и 5)

Крестников был помощником архитектора Зеленко, который работал в Самаре в 1897-1900. Будучи ровесниками, они быстро сдружились.

«Александр Устинович Зеленко (1871, Москва—21 июля 1953, Москва) — русский и советский инженер-архитектор и педагог. Строил здания в стиле северного модерна в Самаре и Москве. Архитектор А.У. Зеленко разрабатывал проекты народных домов. После 1917 года Зеленко — организатор музеев, просветитель.

С отъездом Зеленко в Москву Крестников продолжал трудиться на разных инженерных и строительных должностях.  В Самаре у Крестниковых был домик - в 75 квартале ул. Новособорная (Молодогвардейская) между Алексеевской и Москательной.

Правнук Крестникова поделился фотографиями Ивана Михайловича и его детей, и рассказал, что в их доме хранились чертежи и кальки. Однако в годы голода и нищеты в тазах смывали тушь и чернила с тканой батистовой основы кальки, сушили и шили детям рубашки.... Как знать, возможно, так и погибли чертежи многих памятников федерального значения».

Возвратимся в посад Мелекесс… Архивные документы позволяют точно описать всю историю подготовки к строительству Народного Дома с театром.

6 июля 1905 года Константин Григорьевич Марков обратился к посадской Думе с просьбой организовать особую Строительную комиссию для ведения дела по постройке Народного дома, причем отметил, что «Мелекесское отделение комитета попечительства о народной трезвости» передало 10 000 рублей на этот проект.

В Строительную комиссию, занимающуюся всеми вопросами постройки Народного дома вошли гласные посадской Думы: Ан. Г. Марков, И.М. Федосеев, И.А. Солодовников, И.И. Зайцев и В.П. Жарков и три члена от отделения комитета по народной трезвости.

Городской голова доложил, что в дополнение к полученной сумме Посадской Думой ассигновано из своих средств еще 5 000 рублей.

Документация в архивах позволяет установить точную хронологию строительных работ.

23 июля 1905 года Мелекесская посадская управа обратилась в Самарское губернское правление с просьбой разрешить ей постройку общественного дома в посаде Мелекесе. Строительство продолжалось в течение почти трех лет.

8 ноября 1908 года Посадский голова Марков К.Г. докладывает Губернскому Инженеру П.В. Шаманскому: «Народный дом в Мелекессе отстроен, поэтому покорнейше прошу Вас освидетельствовать его».

14 января 1909 года Губернский инженер, глава строительного отделения Самарского Губернского правления, поручает Исполняющему дела Губернского архитектора Волошинову освидетельствовать построенный Народный дом и о результатах донести Губернскому правлению.

31 января 1909 года Губернский инженер Шаманский П.В. докладывает:

«По протоколу Ставропольского отделения от 3 августа 1905 года за № 357 был утвержден представленный Мелекесской посадской управой проект на постройку общественного дома в посаде Мелекесе с тем, между прочим, чтобы здание после его отстройки до открытия его для пользования публики было освидетельствовано техником Губернского правления. Вследствие заявления Мелекесского посадского головы об окончании постройки означенного дома, для освидетельствования последнего был командирован И.О. Губернского архитектора Волошинов, который затем рапортом от 24 января 1909 года донес, что здание народного дома выстроено во всем согласно проекта, утвержденного Строительным отделением, прочно и тщательно и из материалов хорошего качества».

Наверное, из-за этого документа, в истории строительства Народного Дома в посаде Мелекесс и возникла путаница. Исследуя все материалы по этому вопросу, мы можем с уверенностью сказать, что архитектором Народного Дома в посаде Мелекесс был один человек – это И.М. Крестников...

Вернемся к архивным документам. Следующее сообщение обозначено уже 1909 годом.

«В Мелекесскую посадскую управу из Строительного отделения Самарского губернского правления от 4 февраля 1909 года.

По произведенному И.д. Губернского инженера Волошиновым осмотру народного дома в посаде Мелекесс оказалось, что дом выстроен во всем согласно проекта утвержденного Строительным отделением, прочно и тщательно и из материалов хорошего качества, а потому не встречая препятствий с технической стороны к открытию его для общественного пользования».

Вот отсюда и берет начало версия, что архитектором Народного дома в Мелекессе, наряду с Крестниковым, был и Волошинов. Однако, эта гипотеза не находит никакого подтверждения в документах. И.О. Губернского архитектора Волошинов, лишь принимал построенный Народный дом в посаде Мелекесс.



Еще одним из аргументов, что театр в нашем посаде существовал с открытия Народного дома, являются открытки «Посад Мелекесс Самарской губернии».
Народный дом (театр, библиотека) Худож. Фотот. К. Фишер, Москва.

(фото 6)

Особо примечателен еще и тот факт, что в 1913 году общественность посада Мелекесс обратилась в Губернскую управу для учреждения Общества любителей драматического искусства.

25 октября 1913 года.
«Мелекесский купец Константин Григорьевич Марков
Дворянин Дмитрий Васильевич Данилов
Дворянин Иван Иванович Калинин
Коллежский Советник Карл Петрович Гриндлер
Титулярный Советник Сергей Карлович Гуль
Ветеринарный врач Владимир Всеволодович Скороходов
Дворянин Вячеслав Константинович Иньков

Мы, нижеподписавшиеся любители музыкального, вокального и драматического искусства желаем образовать в месте нашего жительства, а именно в посаде Мелекесс… Общество под названием «Мелекесское (Самарской губернии) общество любителей музыкально-вокально-драматического искусства» … для наиболее успешного, правильного и всестороннего развития театрального дела в посаде Мелекес…

…Если общество прекратит свои действия, то всё его имущество и капитал обратится в собственность Мелекесского Народного Дома».

(фото 7)



Очень интересны воспоминания одного из старожилов посада Мелекесс.

Плисов Василий Андреевич (1900-1995) - старейший краевед города Димитровграда. Один из первых выпускников местного ремесленного училища. Автор брошюры об истории училища “Кузница механизаторских кадров”.;; "Самые яркие впечатления связаны у меня с Народным домом (ныне — здание драматического театра). Работал Народный дом ежедневно, посещения были и платные, и бесплатные.; Впервые я посетил его в 1912 году, когда наш класс начальной школы вместе с другими учащимися отправился на просмотр спектакля. Помню, когда организованно, под наблюдением учителей, мы вошли в здание, меня удивило множество дверей, через которые мы попали в главный зал. Там же я был очарован видом нарисованной на занавеси церкви. Пожарная каланча, другие постройки — это же изображение нашего посада! Потом я бывал в Народном доме на многих спектаклях, благодаря брату Семену. Помню «Отелло», «Вий». На сцене Народного дома часто ставились любительские спектакли. Особенно были популярны пьесы А.Н. Островского. Организаторами постановок и исполнителями главных ролей были супруги Поповы.; Популярны были музыкальные концерты гимназической молодежи под управлением учителя музыки Ф.С. Тельнова. Всегда вызывали на бис его супругу с песней «Лапти». Успехом пользовались выступления членов семьи Эшенбах. Хороши были номера струнного оркестра под управлением Макушова.; Посчастливилось мне посмотреть и прослушать десятка полтора постановок известного руководителя оперного театра Южина. Театр проезжал из Москвы в Ташкент в голодное для Москвы время. Спектакли ставили почти ежедневно при переполненном зале. Мы, учащиеся ремесленной школы, не располагали средствами для посещения театра, но выход нашли. Администрация оперного театра привлекала нас для участия в массовых сценах без слов. Нас одевали по ходу постановки, давали указания — как и что делать во время выхода на сцену. Благодаря нашей «артистической» деятельности мы имели возможность посмотреть весь репертуар театра. Первой оперой на сцене Народного дома была опера «Галька», затем — «Аида». Произведения исполнялись с симфоническим оркестром, были красочные декорации, яркие костюмы.; При театре был духовой оркестр, работавший под управлением бывшего военного капельмейстера». 

Но октябрьской революцией не закончилась, конечно, история Мелекесского театра. Уже в годы Советской власти мы находим много свидетельств о продолжении театральной жизни уже в городе Мелекесс…
Множество исторических документов дают нам повод продолжать дореволюционную театральную тему уже в новых реалиях. Множество писем и статей, которые находятся в архивах, позволяют нам восстановить историю мелекесского театра с первых дней революции до 1940-х годов.. Но это уже другая история.


Рецензии