Введение

            
          Ольга Форш, раскрывая своё понимание истории в романе "Радищев", по общему признанию лучшем историческом романе советской эпохи, даёт ход сюжетному движению романа, основываясь на линиях судеб человеческих. Она как бы сматывает в единый клубок судьбы людей из разных сословий дворянства и народа. Судьбы людей низших сословий проникают в жизнь придворного дворянства, и отчасти несут опасность и дворянству, и Царствию Екатерины. Такова линия судьбы Пугачёва, возглавившего восстание против Екатерининского правления. Здесь важно и то противоборство, и те столкновения судеб людей из дворянства, приближенных к трону, которые то расшатывают, то укрепляют его. Ольга Форш анализирует не только судьбы отдельных людей, но также их групповое воплощение в    альковно – греховных формах Екатерининского приближения, и параллельно с этим формирование патриархальных устоев русской семьи на примере семьи всё того же Александра Радищева. Не остались в стороне и масонские мотивы, столь бурно охватывавшие умы многих, но в первую очередь тех, кто в интересах просвещения получал образование в Европе, где вместе с вольтерьянством, столь милого сердцу Царицы, и прочего вольнодумства формируются идеи, которые обретают всё большее значение в умах молодого поколения. Полноту новых взглядов, новых идей открыл современникам и нам потомкам главный герой романа Александр Радищев. Ольга Форш через судьбы людей создаёт исторический продукт, увиденный Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву, и искусно подводит читателя к идеям и формам понимания Радищева, раскрывая механизмы формирования эпохи.
 
      Бесспорно, есть исторические романы, несомненно, более масштабные. За примерами далеко ходить не надо – «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, или взять биографические серии «ЖЗЛ». Везде и всегда судьбы людей. Но никто из авторов не смог как Ольга Форш сформулировать в общем виде сущность метода понимания истории, основанного на линиях человеческих судеб, сплетающихся в эпоху из жизни страны. Ольга Форш, обращаясь к читателю, в частности, говорит:      
«Пожалуй, права та масонская книга, что давеча принёс Кутузов, где говорится о групповых судьбах людей. Как некий микрокосм - малый мир, - в любое десятилетие рождаются, связанные своими судьбами души. И будут их линии пересекаться, взаимно уничтожаясь, или помогая друг другу расти. Всё же вместе, определённым соцветием они дадут в истории свой плод."
         
        Таким образом, своим искусством писателя Ольга Форш раскрывает историю в двух проекциях: в линиях судеб человеческих и в этапном движении всего общества в целом.


Рецензии