РАБ

(СОВРЕМЕННАЯ БАСНЯ)
 
Устроил как-то случай встречу
Рабов владельца и капиталиста
В каком-то месте неказистом
В соседстве с огненною печью.
Открыв глаза, наш современник
Подумал, что он – просто пленник,
Что выкуп за него хотят.
(«Освоюсь – сразу вызову ребят»)
Да, только вышла незадача –
Отсутствует любая передача.
Тут глянув вбок, увидел близко
Сидит мужчинка в тоге римской.

– Не раб, – тот быстро подытожил. – 
Я их легко и быстро множил.
Кто пленным взят, а кто и за долги,
Ниц пали у моей ноги.
Наложниц вовсе не считал,
Как надоест, я их бросал.
А ты, видать, патриций иль свободный.
Откуда будешь? Может, ты – безродный?
Хотя осанка, хищный взор...
Нет, не раб, не попрошайка и не вор.

– А сам-то – кто, чтоб речи здесь вести?
Признайся мне иль нужно потрясти?

– Уж сколько лет, а всё – едино!
Тебе подобных столько мимо
Прошло после паденья Рима,
С тьмой легионов* не сравнимо.
Не знаю, будешь ли ты рад,
Но я – потомок рода Меценат**.

– Слыхал про родственников ваших,
Мои навряд ли будут старше.
Мой прадед сделал себя сам,
Он верил в ум, не чудесам.
Потомкам завещал заводы,
Банк, шахты, пароходы,
Плюс ежегодные доходы,
И даже третьих стран народы.
А я – наследник всех богатств,
Причин не вижу для злорадств.

– Что ж, был я прав, ведь узнаваем
В тебе легко рабов хозяин.

– Ты думаешь, что ты – владетель?
Писак, талантов благодетель?
Ведь ты, на самом деле, – раб,
Без них, без слуг, ты – ноль, ты – слаб!
Вместо тебя б ещё болели,
В сортире по нужде сидели...
Чтобы держать в узде одних,
Ты кормишь тысячи других.
За их щитами ищешь рая,
Восстаний чудом избегая.
Но лишь вкусят они свободу,
Не нужным станешь ты народу.
Сейчас другие времена!
И жизнь совсем изменена.
Столетий полтора десятка
Прошло до нового порядка.
Мы изменили суть понятий!
Под флагом разных демократий,
Либерализма, прав, свобод
Земного шара весь народ
В системе рабства прозябает,
Но ничего о том не знает.
Сперва в местах образованья
Даём нам нужные лишь знанья.
Плюс СМИ и нынче интернет
Твердят один для всех совет:
«Кто хочет есть, трудиться должен,
За что ему оклад положен».
Ну, разве плохи постулаты?
Да только той ему зарплаты
Едва ль хватает дотянуть.
На траты стоит лишь взглянуть –
Жильё, еда, проезд, налоги
И взносы вяжут руки-ноги.
И чтоб взбодрить, мы для сансары***
Подкинем модные товары.
В погоне за «новинкой» чтоб,
Беря кредит, готовил гроб.
А если преуспеет кто-то,
У нас всегда готово что-то:
Инфляция, дефолт, война –
Страна легко разорена.
Трудясь во благо нации,
Раб кормит корпорации.
Ведь ценность своего труда
Он не узнает никогда.

– Да, впечатляет твой масштаб!
Но только ты – не меньший раб!
Гордыня, алчность и распутство –
Тебе ведь тоже отзовутся, –
Сказал патриций и пропал.
И тут же мир вновь прежним стал.
Герой, решив, что перепил,
Ушёл в свой бизнес, всё забыл.

Мораль сей басни не нова:
Дела важнее, чем слова,
И знанья – двигатель прогресса,
Но разным служат интересам.
Без них легко скрывать обман
Про тех, кто чистит ваш карман,
Лишая вашей честной доли,
Даруя людям лишь юдоли****.
И современные рабы
В системе нынче – я и вы.


(491 слово)
13.05.2018
 


Примечание:

* тьма – это числительное, означающее цифру в десять тысяч; а, например, тьма–тьмущая –  это неисчислимое множество, бесконечность

*легион – это числительное, обозначающее сто тысяч; но здесь игра слов, т.к. легион – это ещё и основная организационная единица в армии Древнего Рима от двух до десяти тысяч пехотинцев и несколько сотен всадников.

** Меценат – Гай Цильний Меценат – это выдающийся римский государственный деятель первого века до нашей эры, знатного этрусского происхождения, владелец несметных богатств. Его имя стало нарицательным для всех, кто на добровольной и безвозмездной основе оказывает материальную помощь из личных средств для развития науки и искусства.

*** Санса;ра или самса;ра — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой; «колесо бесконечных перерождений».

**** юдоль – устаревшее, церковное слово, первоначально означавшее долину плача или горя, позднее - жизненный путь или жизнь, с ее заботами и печалями, исполненная горестями и страданиями.


Рецензии