Баранчук Константин Гаврилович
В РККА с 30 мая 1932 года.
В декабре 1933 года окончил Харьковскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей, а в декабре 1934 года - курсы командиров звеньев при Военной школе пилотов в Севастополе.
В звании лейтенанта служил командиром звена в 118-й истребительной авиационной эскадрилье 92-й истребительной авиационной бригады Московского округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с октября 1936 года по 26 июня 1937 года в качестве командира отряда, командира эскадрильи истребителей И-15.
После возвращения из Испании, в июне 1937 года был назначен командиром 117-й истребительной авиационной эскадрильи, которой командовал до июля 1938 года, затем до февраля 1939 года был командиром 40-го истребительного авиационного полка.
2 ноября 1938 года ему было присвоено воинское звание «майор».
Участвовал в боях в районе озера Хасан в 1938 году.
С февраля 1939 года по август 1940 года командовал 63-й истребительной авиационной бригадой.
23 августа 1939 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
С августа 1940 года был командиром 34-й смешанной авиационной дивизией, а в июне 1941 года был назначен на должность командующего ВВС 16-й армии.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 13 июля 1941 года.
Воевал на Западном фронте с июля 1941 года по февраль 1943 года.
К февралю 1943 года произвел 2 боевых вылета.
С мая 1942 года по конец войны был командиром 203-й истребительной авиационной дивизии (в феврале 1944 года была преобразована в 12-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию).
17 марта 1943 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
«…Нередко в полках бывал командир дивизии генерал-майор авиации Баранчук. Он сам проводил занятия с летным составом по аэродинамике самолета, по тактике воздушного боя. Своим громовым голосом (тихо, по-моему, он вообще не говорил) генерал рассказывал нам о новинках в авиации противника, модифицированных вариантах «мессершмиттов», «фокке-вульфов».
Командир дивизии проинформировал нас о новом варианте ФВ-190 с четырьмя пушками и двумя пулеметами. И тут же на графиках вертикальной и угловой скоростей наших и немецких истребителей показал, что маневренные преимущества советских самолетов еще больше возросли, подчеркнув, что бортовой залп наших истребителей тоже весьма большой и конструкторы продолжают его увеличивать.
Интересный человек - командир нашей дивизии Константин Гаврилович Баранчук. Когда-то матрос торгового флота, наверное, там, среди ветров и штормов, и приобрел он этакую громкоголосость. От тех времен, видимо, осталась у него и манера грубоватого разговора. Любые вопросы комдив решал сразу, со свойственной его характеру решительностью. Годы в авиации, даже генеральские звезды на погонах мало изменили его матросский прямодушный нрав. Летал - залюбуешься. Воевал в республиканской Испании. Как большинство советских летчиков, приехавших тогда на помощь обороняющимся республиканцам, показал себя мужественным, умелым бойцом.
Прямоту характера комдива мы частенько пытались использовать, не раз задавая ему наболевший вопрос: «Скоро ли на фронт? Когда получим самолеты?» Если раньше Баранчук только разводил руками, то сейчас загадочно улыбался: «Не спешите, детки, дайте только срок - будет вам и белка, будет и свисток». И мы понимали - скоро настанет наш час».
(Из книги В. М. Шевчука «Командир атакует первым»)
Воевал на Воронежском, Степном фронте с мая по октябрь 1943 года, участвовал в Курской битве, в боях по освобождению Киева. С октября 1943 года по июль 1944 года воевал на 2-м Украинском фронте, участвовал в сражении под Корсунь-Шевченковским. Воевал на 1-м Украинском фронте с июля 1944 года до конца войны, участвовал в освобождении Польши, в боях за Германию и Чехословакию.
К середине января 1945 года на истребителе Як-1 произвел 25 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и прикрытие наземных войск, участвовал в 6 воздушных боях.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 32 боевых вылета.
Дивизия под его командованием добилась значительных боевых успехов и, по количеству Героев Советского Союза (25 летчиков, в том числе один из них был удостоен этого звания дважды) занимала почетное третье место в советских ВВС.
После окончания войны продолжал служить в авиации.
Имел общий налет в воздухе 1976 часов.
В мае 1947 года в результате несчастного случая на охоте был ранен и, после этого уже не летал.
19 июля 1955 года в звании генерал-майора авиации уволился в запас.
Проживал в городе Одесса (Украина).
Умер 29 сентября 1971 года. Похоронен на 2-м Христианском кладбище в Одессе.
Награжден орденом Ленина (29.05.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (02.01.1937,* 04.07.1937,** 23.08.1943, 30.04.1954), орденом Отечественной войны 1-й степени (19.08.1943), орденом Суворова 2-й степени (06.04.1945), двумя орденами Красной Звезды (30.01.1943, 06.11.1947), медалями «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «30 лет Советской Армии и флота», а также чехословацким орденом «Военный крест 1939 года» (25.06.1946), польскими медалями «За Одер, Ниссу, Балтику» (26.10.1945) и «За победу и свободу» (26.10.1945).
Примечания:
* Орден имел порядковый № 897.
** Орден имел порядковый № 15/"2".
Свидетельство о публикации №219082100310
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 21.08.2019 17:54 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 21.08.2019 18:03 Заявить о нарушении