Подготовка первоклассника к началу нового учебного

До начала учебного года пошел обратный отсчет.
И у родителей – тоже обратный отсчет, потому что успеть нужно довольно много, а времени – все меньше.
Особенно если твой ребенок – первоклассник.

Первый класс – большой стресс для детей и для родителей. Потому что это и совершенно новый этап в жизни ребенка, и совсем другая ответственность для родителей. Успеть, сделать, не упустить…

Но невозможно предусмотреть все, да и не нужно это. Есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание – чтобы переход от вольной жизни к учебе был не таким резким и болезненным. Но если вдруг не успеете – ничего страшного, все это можно будет сделать и позже, в первые учебные дни, и никто от этого не пострадает.
Я постаралась собрать перечень того, о чем имеет смысл позаботиться до начала учебного года – чтобы потом не бегать в поисках того или другого. И думаю, часть из этого у практичных мам уже готова. Кроме того, как мама уже большого мальчика, который тоже когда-то был первоклассником, поделюсь личным опытом.

Сначала материальное.
Форма. Как мама мальчика могу сказать: классический костюм в начальной школе – зло. Красивые брюки со стрелками и строгий пиджак хороши для взглядов завучей, но для самих детей – удовольствие сомнительное. Брюки идут на коленях пузырями в первые же недели, чистить их сложно, они мнутся, рубашка то и дело выскальзывает из-под ремня. На пиджак зимой тяжело будет надевать куртку и рюкзак сверху. Во всем этом неудобно бегать, прыгать, валяться на полу – а все это обязательно будет на переменах. Аккуратные темные джинсы или брюки из джинсовой ткани в цветах школы, жилет и водолазка или рубашка-поло – гораздо удобнее, зимой на них можно надеть теплый свитер. Для девочек не очень хороши мнущиеся блузки с большим количеством кружева и бантиков (учителя говорят, это отвлекает от учебы, банты быстро оторвутся), практичнее – те же самые водолазки или блузки, которые не сильно мнутся и приятны на ощупь. Желательно, конечно, чтобы форма была не целиком из синтетики, иначе ребенок быстро почувствует себя космонавтом в скафандре. Но вопрос натуральных тканей – это еще и вопрос цены, так что тут решать родителям.
То же с обувью. Классические туфли у мальчиков придут в негодность на второй же неделе. Ладно, на третьей: задники стоптаны, носы отбиты. Лучше брать что-то, более-менее пригодное для суровых и тяжелых условий обуви начальной школы ; У девочек – не стоит брать туфельки на высоких каблучках. Конечно, обувь и одежда должны быть точно по размеру, никаких «на вырост». И еще лучше, если перед началом занятий вы посоветуетесь с ортопедом.
И обязательно выбирать одежду вместе с деточкой и учитывать его (ее) мнение. В конце концов, носить-то кому? ;
То же самое касается школьных принадлежностей. Их сейчас много – на любой вкус и кошелек. И кстати, совершенно не страшно, если вы не успеете приобрести все в  августе. В начале сентября выбор будет ненамного меньше, а цены – ниже. Покупать их лучше вместе с ребенком, обязательно ориентируясь на его «нравится или не нравится». Не стоит только брать яркие, с вычурными картинками тетради и обложки для книг – тоже будут отвлекать. Пенал – лучше мягкий (представляете, если тридцать деревянных пеналов будут падать во время урока со столов? А падать они будут). Запас ручек, карандашей – обязательно, растерях никто не отменял, поделиться с соседом – святое дело. При выборе ручек смотрите, чтобы не приходилось слишком сильно нажимать на нее, чтобы писалось легко, без усилия – пальчики ребенка будут меньше уставать.
Ранец (портфель). Самый больной вопрос в нем – вес. При покупке положите внутрь несколько книжек (учебников) и взвесьте. Медики говорят, что ранец вместе с содержимым должен весить не больше 10% от массы тела ребенка. Вот и считайте. Очень желательна ортопедическая «спинка» и широкие, удобные, мягкие лямки. И опять же нужно чтобы он нравился собственно владельцу.

Дальше – не материальное, но не менее, а то и более важное.
Режим дня. За неделю-две до начала учебного года понемногу сдвигайте ребенкин режим дня, чтобы приблизить его к школьному. Если детка на каникулах встает в полдень, ему будет очень тяжело привыкнуть подниматься в семь. Обычно в первом классе занятия начинаются в 8.30-9 часов, первую неделю – чуть позже, пока идет адаптация. Вот и прикидывайте, исходя из того, как быстро сможет собраться ваш ребенок. Заранее обсудите с девочками, какие прически они будут носить, потренируйтесь в плетении кос – как раз есть время сделать это не торопясь и с удовольствием (только совсем сложные лучше не выбирать). Ложиться спать соответственно тоже лучше каждый день чуть раньше, чем накануне. Кстати, хорошо бы родителям при этом тоже не бродить до глубокой ночи, а, так сказать, подавать практический пример ; (заодно и высыпаться будете лучше).
Школьные правила. Хорошо, если ребенок уже бывал вместе с вами в школе – на занятиях для будущих первоклассников или просто на экскурсии. Если нет – сходите вместе. Проведите его по этажам, покажите его класс, столовую, раздевалку, библиотеку, обязательно – туалеты. Если есть возможность, загляните в класс, поздоровайтесь и поговорите с учительницей (если уже знаете, в какой именно класс записаны). Пусть будущий ученик привыкнет к зданию, чтобы потом, в первые дни, не бегать в панике «я потерялся!». Очень хорошо, если в классе будут уже знакомые дети (мало ли, из одной группы в садике или просто знакомые по двору). Покажите, где раздеваться и как вешать одежду, расскажите, что такое звонки и зачем они нужны, что можно и нужно, а чего нельзя делать на уроке или на перемене. Обычно в первые дни учебы новичкам устраивают экскурсии по школе, но лишним это не будет. Пройдите несколько раз той дорогой до школы, по которой он будет ходить, пусть малыш запомнит ее. Если вы уже получили учебники, полистайте их вместе с ребенком, порадуйтесь, какие они новые и красивые, аккуратно оберните обложками. Все эти «взрослые» действия настроят деточку на «взрослый», серьезный лад.
Убедитесь, что ваше чадо способно раздеться, одеться, завязать шнурки, замотать шарф или застегнуть кнопки самостоятельно. Ничего смешного, есть дети, которые и в 8 лет этого не умеют. В школе, в толчее помогать ему, скорее всего, будет некому. Научите аккуратно складывать вещи в рюкзак, объясните, что в каком отделе лучше хранить. Вообще лучше заранее приучать понемногу ребенка к самостоятельности. К 6-7 годам желательно, чтобы у малыша были свои несложные домашние обязанности (хотя бы на уровне «одеться самому и сложить в порядке свои игрушки»).
Обязательно поговорите с ребенком о безопасности и личных границах. О том, что никто не имеет права применять к нему насилие, ни физическое, ни моральное. О том, что сам он не имеет права делать это с другими. Нельзя брать вещи без разрешения, если толкнул сам кого-то – извинись, споры решай словами и без оскорбления. Если хочешь в туалет – не терпи, скажи сразу. Его тело – его неприкосновенная территория. Понятно, что в играх, толкотне, беготне бывает всякое, и если это не намеренное насилие, а игра – это одно дело. Но если кто-то из взрослых поднимает на ребенка руку, это совсем другое. Он этого делать не имеет права. Дайте ребенку понять, что вы на его стороне, и о таких случаях он должен сразу рассказывать вам.
Не бегите сразу же в начале сентября записывать детку в десять кружков и секций. Лучше, чтобы в первом классе (хотя бы полгода) у него вообще не было дополнительной нагрузки. И без того хватит стресса, первый класс – серьезный стресс для организма и психики.
Кстати, насчет организма: желательно летом дойти до врачей и проконсультироваться, что там творится с глазами-спиной-ногами ребенка. Подлечить «хронику», если она есть. Если ребенок слабый, малоежка – пропить витамины.
Обустройте рабочее место школьника. Стол с несколькими ящиками, удобный стул, хотя бы несколько полок для книг и учебников. Опять же лучше делать это вместе – настроит на рабочий лад, даст почувствовать себя не малышом, а большим, самостоятельным человеком.
Убедитесь, что ребенок знает и помнит наизусть свой домашний адрес, ваши имя и фамилию, номер своей школы, имя-отчество и фамилию учительницы, букву класса. Понятно, что в первые дни вы будете его встречать и провожать. Но – мало ли что? Если у него уже есть свой мобильный, сами впишите туда свои номера и номер того, кто будет встречать ребенка.
И постарайтесь создать у нового ученика позитивный настрой, но без ненужного ликования. Школа – это не сплошной праздник и цветы, это – его работа, это серьезное, нужное дело, в нем есть свои правила и ограничения. Но это – хорошие правила, правильные и нужные. Иначе, когда схлынет новизна первых дней, малыш скиснет и наотрез откажется учиться.

И удачи вам и ребенку!

Если у вас возникнут вопросы или желание получить психологическую помощь, вы можете обратиться в скайп a-chinuchina или написать мне через ВКонтакт: https://vk.com/alinagroop


Рецензии
Эх, вспомнила свой 1 класс.

Александра Казакова 2   14.08.2022 14:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.