Мост над бездной

Рукопись дневника найдена в старом готическом замке потомками спустя примерно 700 лет.
Лето (ок. XIII век.)
***
Я верю, что дело всей нашей жизни не останется пустым звуком и не растает во времени, уничтоженное его тяжёлой поступью.
Кто знает, почему мы стали теми, кем стали и почему огнём горят наши сердца в жажде Знания и Любви. Я знаю одно: высокие ценности не исчезнут никогда с лица Земли, никогда не погаснет святой источник любви в человеческом сердце, никогда не постареет знание и вечность проживёт искусство!
Я знаю, что жажда истины всегда будет увлекать умы и сердца людей в бездну исканий! И бесчисленное множество страстных, вдохновенных юношей и девушек последуют нашему примеру, и, вопреки предрассудкам общества, будут стремиться к Знанию и пониманию мира.
Лестница Знания и Красоты поднимает нас ввысь, крылья Любви и Мечты несут наши души над низменными страстями, владеющими обществом!..
Нас ненавидят за то, что мы стремимся к знаниям и красоте, за то, что души наши тянет к первозданной природе вопреки сложившемуся стереотипу восхищаться тесными городами-клетками. Нас называют бунтарями за то, что мы не хотим мириться с сложившимися укладами общества, за то, что мы призываем к всеобщей любви и братству вместо мерзкой, противочеловеческой иерархии!..
***
Как же мне радостно было вновь встретиться с товарищами, близкими мне по духу! Наше тайное общество учёных и творцов по-прежнему собирается в подземном погребе Астронома, не обозначенном на плане замка из предосторожности и оборудованном нами в скромную обитель науки и искусства.
Каждый из нас сегодня вновь делился своими новыми мыслями и знаниями, которые ему удалось добыть. Иногда мы обмениваемся здесь найденными книгами, рукописями древних мудрецов и другими ценными вещами.
Меня сегодня особенно поразила картина, написанная нашим Художником (я специально не раскрываю здесь имён, чтобы те, кто обнаружат мой дневник и назовут меня еретиком, не узнали о моих товарищах): звёздное небо и в него устремлённый полёт человека… Наш милый товарищ мечтает о других мирах и верит, что когда-нибудь, вдохновлённый Знанием, человек вырвется за пределы нашего видимого мира и обнаружит новые его грани. О, мы так мало знаем о мире! Но я знаю, знаю, что наше знание бессмертно, что сквозь века прорвётся наш опыт в бесконечные дали будущего! И пламя наших сердец никогда не умрёт, наша страсть, наша любовь, наша мечта не покинет этот мир вместе с бренным телом, она останется здесь, между страницами книг, в серых подвалах будущих бунтарей, среди холстов, в сердцах потомков…
***
Моя тайная комната в замке превратилась в маленькую лабораторию. В ней я храню свои книги, измерительные приборы, рукописи наблюдений… И ты, о милый товарищ из далёкого будущего, читающий мой дневник и проникающий в моё сердце, если только тебе удастся побывать в том замке, где я жил, помни, что в нём, надёжно скрытая, прячется тайная комната, и не спеши удивляться, что не знают потомки ни о моих приборах, ни о моих рукописях. Я буду бесконечно рад, если тебе удастся отыскать мою комнату и, находясь в ней, окунуться в тут страсть, которой я жил, в мою мечту, в мою горячую любовь к жизни и знанию! Милый друг, ты подумаешь наверно, что я безумец и фанатик? О, даже если так, я ничуть не сожалею о пламенности своей души и о той жизни, которая ждёт меня (а ведь я догадываюсь, что конец её окажется трагичным).
Теперь наши собрания проходят не только в подземном погребе, но и в моей комнатке-лаборатории тоже. Мы встречаемся почти каждый день хотя бы даже для того, чтобы поделиться друг с другом новыми мыслями и теориями или просто своими переживаниями.
***
Сегодня Астроном и Физик продемонстрировали нам эксперимент, доказывающий их недавнее предположение. Писатель упорядоченно изложил их теорию в рукописи и последовательно записал наблюдения во время эксперимента. Началась долгая дискуссия по поводу увиденного, все остались в восхищении. О, как мы все нужны друг другу! Как прекрасно сочетаются и дополняют, выручают друг друга все области науки и искусства! И из этих разрозненных, разнообразных знаний об определённых гранях мира мы можем сложить целостную картину и многогранное представление о мире и жизни!
Только, боюсь, если бы мы попробовали поведать новую теорию людям, они возмутились бы дерзости такого предположения, противоречащего сложившемуся преставлению об устройстве мира, и причислили бы наши мысли к ереси, а нас – к нечистой силе…
***
Инквизиции удалось узнать о нашем тайном обществе. Со дня на день начнутся преследования, вот-вот нас объявят в розыск. Я и сам сегодня слышал, проходя по людной улице, как судья в возмущении рассказывал о нас своему товарищу.
Но я не боюсь ничего! Наша страсть, наш великий порыв и мечта навсегда останутся в этом мире и оправдают наши полные опасности жизни! Наши головы гордо подняты над мелкими страстями тех, кто ненавидит Знание.
Мы будем идти до конца! И путь наши жизни станут жизнями падучих звёзд – краткими, но такими яркими!
И искрой от пламени наших сердец загорятся сердца будущих учёных-бунтарей, следующих за своей мечтой! И пусть они знают, что они не одиноки в своей борьбе с тьмой и невежеством и что наши оборвавшиеся жизни всюду следуют за ними!..
***
Они ищут нас. Ищут следы нашего присутствия в домах и замках. Мы в бегах. Мы постарались изменить внешность: кто-то из нас покрасил волосы хной, изменил цвет глаз белладонной, кто-то замотал бороду и щёки марлей или скрывает лицо за высоким воротником плаща. Но мы не сдадимся, не сдадимся до последнего! Мы не отречёмся от наших убеждений в угоду «святой» Инквизиции. И наши жизни не пройдут зря!
***
Наш путь лежит по узкому мосту над пропастью. Легко упасть в неё: одно неверное движение, и слуги Инквизиции вычислят нас. Я обдумываю дерзкий план: выступить перед людьми на площади до того, как нас схватят, поведать им часть наших теорий, подарить пищу для размышлений. Нас всё равно наверняка найдут, так почему бы нам не воплотить дерзкий план напоследок?
***
Слухи о нас ходят по всему городу, да и в соседних городах тоже.
***
Не было возможности делать записи в последние несколько дней. Сейчас мы скрываемся в заброшенном погребе за пределами города. Я всё ещё не отказался от мысли обратиться к людям на площади,  да и товарищам моя идея нравится. А разве нам есть что терять?..
***
Третьего дня мы с Философом и Алхимиком осуществили наконец давно вынашиваемый мною план. Стоя на главной площади городка, мы обратились в людям с призывом к любви и братству, высказав наши мечты о новом мире, построенном на человеческой доброте и взаимопомощи вместо жестокого социального неравенства и всеобщей ненависти. Ещё мы призывали их стремиться к Знанию, творчеству и пониманию мира, увидеть, насколько необыкновенен этот мир и природа, полюбить его всем сердцем. Мы рассказали о наших теориях и удивительных экспериментах с неожиданными результатами…
Мы быстро убежали, скрываясь от вездесущего глаза королевских служащих и святой Инквизиции, поэтому мне не удалось увидеть лиц людей, их впечатления, реакции на наше обращение…
Но наверняка что-то колыхнулось в их душах!..
***
Сегодня костёр.
Я бесконечно благодарен стражу, охраняющему мою темницу, за то, что он исполнил мою последнюю просьбу: принёс мне дневник и карандаш. И поэтому, друг мой, я снова с тобой и могу оставить тебе свой прощальный привет. Страж обещал сохранить у себя мой дневник. Какой он добрый, неиспорченный человек!
Сегодня я поднимусь по ступеням последней в моей жизни лестницы на костёр. Я взойду гордо с горящим, страстным сердцем, и вся моя любовь, все мои искания и мечты отразятся на челе моём… И я знаю, знаю, что пламя наших сердец заразит и других людей, и светоч маленькой компании ищущих душ превратится в огонь всего мира!
Они пытаются похоронить нас… Но они не знают, что мы семена!..
Костром горит стучащаяся в окно ветвь с багряными листьями и алыми ягодами… Так и моё сердце горит, и стучится в груди, как птица, сильно, больно…


Рецензии