Ч. 4. Учителя

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/08/19/916    

Педагогический коллектив школы-интерната № 8 был необыкновенен, не только по своим дипломам об образовании в нашей местности - в забайкальской глубинке. Они сплошь были выпускниками разных университетов и педагогических институтов, педагогических училищ со всей нашей огромной страны Советский Союз.  Главное – большинство педагогов были необыкновенны по своим человеческим и педагогическим талантам.  Только в нашем классе преподавали: выпускники Ленинградского, Казанского, Якутского госуниверситетов, Тульского, Читинского, Орловского и других пединститутов. Что подтверждает высокий уровень их подготовки. Это были учителя литературы и русского языка -  русоволосая, с длинной косой, настоящая русская красавица Руфина Федоровна Черкасова и ее молодая коллега Галина Васильевна Рязаева; учитель географии Викентий Робертович Гласко, фронтовик, Заслуженный учитель РСФСР (1959); физики –Белый Виктор Максимович, директор школы, подростком работавший в годы войны на заводе по изготовлению боеприпасов, стоя у станка на деревянном ящике из-за нехватки роста; истории  и обществоведения – Ю.А.Федоров, впоследствии директор школы;  учитель химии Галина Михайловна Гаськова – всегда в строгом темно-синем костюме с английским воротником и юбкой-карандаш, подтянутая, с аккуратной стрижкой (я думала тогда, начитавшись книг, что именно так, вероятно,  выглядят истинные чопорные англичанки).

Учителей немецкого и английского знала плохо, не училась у них, т.к. в восьмилетке не преподавали никакого иностранного языка. Не хватало педагогов, никто после иняза не ехал тогда к нам, в село. В райцентре были такие преподаватели.Помню только, что молодая учительница английского была выпускницей нашего же интерната и весь педагогический коллектив выдавал ее замуж.

В те времена у меня самой не хватило ума, и никто из взрослых не обратил моего внимания, что стоило бы заниматься иностранным языком. С радостью прогуливала в школе образовавшиеся свободными уроки иностранного, занимаясь то своими делами, то лепя пирожки (надо было на раз не менее 700 штук!) в столовой вместе с поваром или делая еще что-то полезное.  В результате чего потом у меня возникли большие проблемы во время учебы в университете – пришлось выучить английский алфавит и пройти программу средней школы буквально за три месяца на первом курсе, чтобы сдать зимнюю сессию наравне со всей группой. Иначе могла бы дальше «гулять», только вне стен университета.
 
Особо надо сказать о необыкновенных методах преподавания математики Анатолием Сергеевичем Кузаковым, т.к. подобного нигде  больше не встречала. Хотя за свою жизнь бывала на уроках математики в огромном количестве школ Читинской, Иркутской, Московской областей и Москвы по разным поводам (по местам учебы младших детей; сына, по службе, по работе).

В кабинете математики на стене всегда висел стенд из простого ватмана с названием огромными цветными буквами «Эврика», с приклеенными кармашками с надписями, для какого класса, в которых были карточки – с постоянно обновлявшимися заданиями, сверх школьной программы. Каждый ученик мог взять карточку, переписать задания и выполнив их, сдать учителю. Анатолий Сергеевич проверял и ставил оценки в журнал, сообщал классу об оригинальных методах решениях тех или иных задач, если таковые были. Кроме того, на каждом спаренном уроке математики после подачи новой темы, он сажал на первые парты человек 6-12 и давал им карточки с индивидуальными заданиями и по новой, и по старым темам. Еще он успевал несколько человек вызвать к доске, кто-то отвечал с места, поручал нескольким сильным ученикам помогать ему в работе с отстающими учениками – по отдельным темам, подсаживая к ним. В итоге из нашего класса аж в сорок две души за один только урок учитель успевал опросить и поставить оценки не менее, чем половине класса. Не знаю, как в других классах, но в нашем классе это были просто прекрасные методы преподавания, т.к. уровень знаний у выпускников разных восьмилетних школ был очень разным, что проявлялось очень сильно именно на уроках математики. К концу девятого класса у нас (у «выживших» из сорока двух человек) не осталось той огромной разницы в знаниях, проявлявшихся при применении основных математических теорем-аксиом, при решении разных задач, даже в знании такой темы, как действия с дробями и пр., в начале учебы в девятом классе. Что иллюстрировало работу учителей начальных классов и математики в предыдущих школах и расстраивало Анатолия Сергеевича. Иногда он ругался, говоря, что может быть, кое-кому из нас стоит уйти из школы и пасти коров, или попроще - баран да коз, но ведь и для этой работы тоже надо уметь считать. Добавив, что при этом надо будет учесть опыт Великобритании. На наш вопрос из любопытства «а причем эта страна», Анатолий Сергеевич ответил, что надо лучше заниматься еще и историей. Но пояснил, что в свое время Англия- «страна пастбищ» вынуждена была перемещать очень выгодное овцеводство в свои колонии, чтобы свой остров не остался голым, т.к. овцы и козы прожорливы и объедают всю растительность. Эта тема послужила новым поводом для шуток и подколок со стороны нашего главного «язвы», эрудита Славки М. И мне досталось - ведь я, единственная в классе, да и на все старшие классы, была чабанской дочерью. Так что он сразу остроумно отреагировал, что вот мол, «Дарима сбежала из чабанов и поэтому надо других искать». Чем заставил смутиться учителя и сказать, что именно меня-то это не касается.

Всего лишь пара учителей из школы – интерната № 8, преподававших в нашем классе, прошли как бы мимо моего сознания. Один, учитель географии, пришедший вместо Викентия Робертовича, запомнился только рассказом, что «есть на земле место, где нет дворников. Это Рейкьявик- столица Исландии. Весь мусор, попавший на улицы, ветрами сносится в океан». Несмотря на мою любовь как к предмету - географии, так и страсть к путешествиям во все времена, этот педагог ничем примечательным не запомнился. И учитель физкультуры, но только от того, что я не блистала спортивными талантами. А мальчишки из класса занимались спортом и вне уроков, под руководством физрука готовились не только к разным соревнованиям, готовили еще разные акробатические номера на смотры художественной самодеятельности, даже на областные.

(Однокашники: прошу поделиться общим фото учителей).
 (Продолжение http://www.proza.ru/2019/08/21/685).


Рецензии
Трепетно. Молодец! Об учителях или хорошо или никак.)))

Владимир Рукосуев   22.08.2019 09:40     Заявить о нарушении
Да, большинство учителей в этой школе-интернате столько всего знали-повидали-умели и с нами делились, что я в первое время готова была их слушать круглыми сутками, аж глаза шире стали и уши шевелились! Постепенно образумилась и переключилась, как всегда, на чтиво, благо почти любые книги стали доступными, в отличие от села. Учителя в восьмилетке у нас тоже были не лыком шиты, но часто обремененные семьями, домашним хозяйством, как и я.
Дарима.

Дарима Базарсадаева   22.08.2019 10:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.