За что мне это наказание

Ехал на поезде в Петрозаводск и напротив меня ехала мама с девочкой лет восьми. Сначала мама с девочкой играла и как-то проводила время, а потом оказалось что в этом же вагоне ехали их знакомые, ещё одна мама с мальчишкой того же возраста, естественно что они стали общаться. Две мамочки отошли в сторонку и проболтали друг с другом всю дорогу, а дети были предоставлены сами себе. Сначала они играли скованно, так как это всё-таки поезд и общественное место, а потом всё активнее и активнее, всё непосредственнее и непосредственнее. Я читал книгу и особо не отвлекался на детей, но один момент привлёк моё внимание. У девочки запутались волосы, и она начала их распутывать, очень искренне и немного с раздражение восклицая: «За что мне это наказание?». Она повторила эту фразу несколько раз и сделала это достаточно громко, чтобы все вокруг услышали её. С одной стороны фраза как фраза, ничуть не лучше и ничуть не хуже, чем например: «Блин, я так и знал» или «Ну что за невезуха». Люди настолько привыкают использовать в повседневной речи такие фразы, что совершенно не задумываются об их значении.

Вероятно, девочка услышала эту фразу от своей мамы, может быть в школе и применяет её бессознательно, в тот момент, когда что-то не получается. Однако если копнуть глубже, вот фраза: «За что мне такое наказание?», неужели эта девочка действительно думает, что Бог её наказывает за что-то, тем, что спутал ей волосы? Или что спутанные волосы – это наказание? Или что она совершила какой-то проступок или наоборот не совершала никакого проступка и возмущается незаслуженным наказанием?

Когда Каин убил Авеля, то Бог наказывает его за совершённое убийство: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». (Быт.4:10-12) Каин совершил реальное преступление – убил брата и получает заслуженное наказание от Бога, однако даже в этот момент он не согласен и спрашивает: «За что мне такое наказание?» («И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Быт.10:13,14). Даже будучи виновным, преступник редко признаётся в своей вине.

Но относится ли этот случай к этой девочке? Скорее всего, нет. Вряд ли она совершила какое-то страшное злодеяние, и несёт за это заслуженное наказание, при этом возмущаясь его непомерной тяжести. Скорее всего, она применяет фразу: «За что мне такое наказание?», необдуманно, просто как подвернувшееся под руку любимое выражение. И всё бы ничего, только вот слова имеют влияние на нашу жизнь их нельзя произносить необдуманно, так как то что часто повторяется вслух имеет обыкновение сбываться. У моей знакомой есть сестра и вот она как-то рассказала мне историю, что у них - двух сестёр, по жизни были любимые выражения, которые они использовали в трудностях. Одна говорила: «Зачем мне этот «геморрой»?», а вторая: «Зачем мне эта «головная боль»?» В итоге, две совершенно здоровые девушки заполучили одна реальный геморрой, а вторая мигрени. Их любимые выражения, превратились в реальность. Они не имели в виду, что хотели бы заполучить себе соответствующие болезни – это были просто выражения, подходящие к ситуации, однако слова, произнесённые вслух и с эмоциями, привели к воплощению их в реальность.

Нам не стоит произносить фразы типа: «За что мне такое наказание?» вслух, да и в мыслях тоже, чтобы не навлекать на себя дополнительных неприятностей. Трудности в жизни бывают – это факт, однако как к ним относиться мы решаем сами – либо трудности – это наказание и страдание, либо трудности - это задачи, решение которых приводит к росту. Даже реальное наказание от Бога имеет только одну цель – дать возможность человеку раскаяться в содеянном, исправить ошибки и вернуться на изначальную позицию.

Более того есть разница между словами «искупление» и «глупость». Искупление – это когда ты попадаешь в обстоятельства совершенно от тебя не зависящие и оказываешься в состоянии принять их с благодарностью и чему-то научиться в результате. Такое искупление всегда полезно и всегда ведёт к духовному росту. А глупость – это когда ты сам не предусмотрел последствия своих ошибок, или другими словами сам себе создал трудности. Если идёшь по дороге и смотришь на небо, спотыкаешься и ломаешь руку – это не искупление, а глупость. А вот если тебя ни с того, ни с сего в чём-то не заслужено обвиняют – это вполне может быть искуплением. Мы сами можем предвидеть некоторые последствия своих поступков - если есть что попало, и вести малоподвижный образ жизни, то неизбежные болезни станут скорее следствием глупости и недальновидности, чем искуплением. Если знать, что по прогнозу погоды намечается ливень и не захватить с собой зонт, то вымокнув до нитки, стоит винить свою глупость, а не Божественное Провидение.

Мы сами во многом несём ответственность за свою жизнь и свою судьбу, а фразы типа: «За что мне это наказание?», усугубляют нашу ситуацию – ведь мы действительно можем призвать на свою голову наказание или что ещё хуже решить, что Бог не заслужено строг с нами и за это обидеться на Него. Поэтому лучше всего руководствоваться правилом - принимать с благодарностью, то что изменить не можешь, смело исправлять и менять – то, что можешь изменить и анализировать любую ситуацию, чтобы отличить одно от другого.

Цитаты:

"Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Господи, дай мне мужество принять то, что я не могу изменить. Господи, дай мне мудрость отличать одно от другого".
Франциск Ассизский

«Я вчера в углу стояла,
Я наказана была.
А за что мне вдруг попало?
Так понять и не смогла.
Я на папиной "восьмёрке",
У стекла, ближе к рулю,
Нацарапала отверткой:
"Папа! Я тебя люблю!
Нацарапала красиво,
Фразу из красивых слов.
Разве это справедливо
Ставить в угол за любовь?..
Как же так, я виновата?
Непонятно почему,
Но ошибку осознала
И исправлюсь, я не вру,
И на старенькой "восьмерке",
Зачеркнув слова любви,
Нацарапаю я снова:
"Милый папа - Извини!"»
Вячеслав Дединовский


Рецензии
Девочка повторяла эту фразу со смыслом, мол, смотрите, я уже взрослая, сама себя расчесываю, и говорю как взрослая. Кроме того, когда мамаша, говорит это ребенку, чаще всего, это что-то против "сглаза", типа "чур, мою девочку". В народных приметах, когда хвалишь ребенка, то можно его сглазить, вот и говорят, с любовью "за что мне такое наказание". Если бы был иной смысл, то ребенок не стал бы повторять, а значит девочка как бы еще себя и хвалила, будто ее мама расчесывает.
Обычная детская психология. Как часто мы говорим о вере, хотим, чтобы с ее помощью люди стали лучше, и при этом совершенно не знаем людей, полагая, что это необязательно, полагая, что достаточно вдолбить им понятия бога и все будет отлично. Куда вдолбить, кому, вдолбить, что вдолбить? Мы учим и не знаем кого учим. Мы не знаем своих учеников, мы предполагаем, что они должны быть такими и такими-то, и тогда наши нравоучения должны работать. Так может быть сначала узнать учеников, детей, людей, а потом вдруг выяснится, что бога-то и нет, что тот бог, о котором мы говорим, предназначен не для них, а для сусликов, для зайчиков - прыгают веселее, аппетит у них отличный становится. Может не о боге надо говорить, о чем понятия не имеем, а о людях?

Петрович Сергей   21.08.2019 14:38     Заявить о нарушении