Первый трижды Герой Союза ч. 38

При патрулировании над своими войсками звено не обнаружило воздушного противника. Это и можно было ожидать в такую погоду. В конце полёта Жердев со своей группой углубился в тыл обороны противника. Около городка Щецин звено оказалось в зоне сильного зенитного огня. Противник сосредоточил его главным образом по ведущему. Жердев не ушёл от трасс в облака, по-видимому, боясь нарушить строй группы. Снаряды «эрликона» попали в самолёт, и он загорелся. Уходя из-под трасс и стараясь сбить пламя, Жердев круто спустился к земле и взял курс к своим наступающим войскам. Но не долетел. Он, по-видимому, тяжело раненный, неудачно приземлился, попал в воронку и разбил самолет. К поврежденной машине кинулись отступающие вражеские пехотинцы… Виктора Жердева, отдавшего свою жизнь за освобождение Польши, похоронили в Сандомире. От очевидцев-поляков и танкистов, вскоре подошедших к месту гибели Жердева, стало известно о зверстве фашистских солдат. С раненого Жердева гитлеровцы сорвали гимнастерку с орденами и закололи его ножами. Успешный прорыв первой линии вражеской обороны общевойсковыми армиями обеспечил ввод в пробитую брешь танковых армий Рыбалко и Лелюшенко. Командующий фронтом И. С. Конев смело бросил их в наступление. Следуя с командным пунктом танковой армии, я видел развороченные траншеи и разбитые огневые точки, заваленные убитыми солдатами и офицерами противника, сожженную боевую технику. Работа наших артиллеристов заслуживала самой высокой оценки. Танкисты, разгромив ближайшие вражеские резервы, вышли на оперативный простор и решительно выдвигались к рекам Ниде и Варте.

Они стремились захватить тыловые рубежи обороны до выхода туда отступающих частей и резервов противника. Погода в первые дни наступления не улучшалась. Это затрудняло применение авиации с обеих сторон. В дальнейшем следовало ожидать активных действий истребителей противовоздушной обороны Силезского промышленного района и Берлина, на вооружении которых были четырехпушечные истребители «Фокке-Вульф-190». Комдиву предстояло срочно решать задачу по перебазированию полков, поскольку отставание от передовых соединений танковой армии было по-прежнему недопустимо, особенно с приближением к Одеру. Низкая облачность позволяла вылетать на прикрытие лишь небольшими группами, в которые входили самые опытные лётчики полков. Проносясь на малой высоте над наступающими танкистами, своим присутствием, штурмовками наземных целей (отступающих колонн) поддерживали их. Встречи с воздушным противником были редкими. С воздуха постоянно велась разведка. Александру Покрышкину и самому удалось произвести несколько боевых вылетов. В один из дней наступления неожиданно рассеялся нижний ярус облачности. Можно было ожидать налёта крупных сил вражеской авиации. Авиаполки начали поднимать на патрулирование более мощные группы. Комдив вылетел в составе восьмёрки. Второе звено в ней вместо погибшего А. Клубова возглавлял зам. комполка Аркадий Фёдоров. В районе прикрытия с КП «Тигр» сообщил о подходе с запада большой вражеской группы. Наши истребители сразу же пошли на сближение с ней. Воздушный противник состоял из четырёх девяток бомбёров и идущих по флангам и выше четырех звеньев истребителей сопровождения.

«Атаковать бомбёров с задней полусферы не дадут истребители. Единственная возможность – нанести лобовой удар», – оценил обстановку Покрышкин и дал команду: – Всем последовательно, парами атаковать бомбёров в лоб! В атаку! Сам, с небольшим превышением, стал заходить на ведущего - командира группы бомбардировщиков. Он «налезает» на мощную трассу огня из всех точек оружия и, оставляя за собой шлейф дыма, сваливается к земле. Комдив переносит прицел на ведущего последней девятки. Очередь прошла мимо. Трудно поразить цель при «проскакивании». Боевым разворотом Покрышкин стал выходить на верхние звенья «Фокке-Вульф-190». Взгляд мельком на бомбёров – ещё два Ю-87 падали вслед за первой сбитой машиной. Позже выяснилось, что их уничтожили Сухов и Фёдоров. Остальные стервятники, сбросив бомбы с горизонтального полёта в поле, поспешно разворачивались на запад. Самолёты прикрытия - «фоккеры» пришли в себя после внезапного удара и набросились на восьмёрку Покрышкина. Чувствуя превосходство в силах, они вели бой активно, но не всегда умело. Началась вертикальная карусель. По-видимому, это были лётчики немецкой ПВО, не имеющие ещё опыта боёв с истребителями. Потеряв пять машин, «фоккеры» стали выходить из боя, как правило, пикированием к земле. Преследовать их было нецелесообразно – группа Покрышкина находилась в разрозненных парах. Да и боевая задача выполнена без потерь: сорван бомбовый удар по нашим танкистам, сбито, по сообщениям с «Тигра», 3 бомбардировщика и 5 «Фокке-Вульф-190». На другой день радостное настроение было омрачено. – получена радиограмма с «Тигра»: погиб Вишневецкий.

При перебазировании КП колонну машин атаковало звено «Фокке-Вульф-190», и Вишневецкого в суматохе сбила автомашина, – доложил начштаба дивизии Абрамович. – Как будто рок преследует! – сказал Покрышкин. – Рядом с радостью идут и несчастья. – Это свойственно войне. А вам, Александр Иванович, надо лететь на КП. Передали о взятии танкистами Ченстохова. Там к середине дня на аэродроме будут готовы к приёму наших истребителей. – Сегодня же надо перелетать полкам туда. Найдутся любители захватить его первыми. Мы уже и так начинаем отставать от танкистов. Передайте в полки распоряжение на подготовку к перебазированию. Я сейчас туда вылечу со своей группой. Вы тоже не задерживайтесь с передислокацией штаба. – Уже ушла передовая команда. К вечеру выедет остальной состав штаба. – Хорошо! До встречи в Ченстохове! – И подумал: «Молодец начштаба. Оперативно распорядился». Через пару часов группа во главе с комдивом приземлилась на грунт, рядом со взорванной бетонной взлётно-посадочной полосой. После осмотра аэродрома, о ремонте полосы нечего было и думать. Глыбы бетонных плит и огромные воронки сплошь покрыли её из конца в конец. Организовав управление прилетающими самолётами и определив место стоянок самолётов полков, Покрышкин пошел проститься с Константином Вишневецким. Это была тяжёлая потеря с начала Висло-Одерской операции. Нелепая гибель в боевых условиях уже в канун полной победы над фашистской Германией вырвала из наших рядов незаурядного лётчика, умного командира, Героя Советского Союза. По рассказам офицеров КП, Вишневецкий ехал в колонне на трофейном мотоцикле. Внезапно машины обстреляла четверка «Фокке-Вульф-190».

Шофер одного из грузовиков резко рванул с дороги в сторону поля и сильно ударил ехавшего сбоку Вишневецкого. Перелетевшие в Ченстохов лётчики и офицеры штаба дивизии простились с ним. Были отданы все воинские почести и отважного пилота похоронили во Львове. Рано утром дивизионный КП выехал догонять ушедшие вперед корпуса танковой армии генерала П. С. Рыбалко. Они стремительно продвигались на Ельс и Бреслау. Вскоре нагнали командный пункт танковой армии и стали продвигаться вместе с ним. Сразу же за освобождением Ельса к Рыбалко прибыл командующий фронтом И. С. Конев. С ним были другие военачальники, в том числе командующий воздушной армией ген.  Красовский. После совещания, улучив удобный момент, Покрышкин обратился к нему с просьбой перебазировать авиадивизию на аэродром в Ельсе. Последовал незамедлительный ответ: – Не разрешаю! Здесь расположатся «илы». Уже и так самовольно захватил аэродром в Ченстохове. Я собирался посадить туда штурмовиков. – Товарищ командующий, дивизия снова отстала от передовых соединений танковой армии более чем на 100 км. В боях на Одере и за Бреслау мы не сможем надежно прикрыть танкистов. А погода улучшается. – Рыбалко не будет брать Бреслау. Он пойдет на юг, вдоль Одера. Надо прикрыть его движение в Силезию. Там будет видно, что делать, куда перебазироваться. – Все ясно! Постараемся надежно прикрыть танкистов от вражеской авиации! – Вот это другое дело. Смело повернув танковую армию на юг, Конев стремился при освобождении Силезского промышленного района уменьшить потери войск, избежать боёв в городах, среди заводов с железобетонными и кирпичными зданиями.

А главное – сохранить от разрушения этот важный промышленный центр Польши. Это было умное и дальновидное решение. Заходом танковой армии с запада, этим решительным маневром, он угрожал окружением войскам силезской группировки и вынуждал её к поспешному отходу, чтобы на открытой местности разбить соединения гитлеровцев. Авиадивизия Покрышкина сделала всё, чтобы обезопасить части армии ген. П.С. Рыбалко от удара с воздуха, дать ей возможность стремительно продвигаться вдоль Одера. После прихода бригад из Оппельна было получено распоряжение переключиться на прикрытие 5-й гв. армии ген. А. С. Жадова, захватившей плацдарм за Одером. Прибыв на КП этого объединения, Покрышкин был ознакомлен командармом с обстановкой. При этом Жадов подчеркнул необходимость надежно прикрыть войска на плацдарме, а также переправы через Одер. В эту армию входили известные ещё по Сталинграду корпуса, которыми командовали генералы Бакланов и Родимцев. Свой командный пункт авиаторы развернули у реки на оградительной дамбе, рядом с КП Бакланова. Полки получили по радио боевые задачи. И вот первый вылет восьмёрки истребителей Цветкова. Над переправой появились вовремя, когда на подходе в этот район была обнаружена большая группа пикировщиков Ю-87 и истребителей «Фокке-Вульф-190». «Тигр» радировал Цветкову. - К плацдарму подходят бомбёры с «фоккерами». Ударной группе атаковать бомбёров, верхней четвёрке сковать боем «фоккеров». Действуйте! Стремительный удар восьмёрки истребителей – и два бомбардировщика и один ФВ-190 свалились в Одер. В воздухе заколыхались два парашютиста.

Продолжение следует в части  39                http://proza.ru/2019/08/22/867


Рецензии