Старые друзья

Одним из наиболее важных человеческих феноменов является дружба. Умение дружить, сохранять и беречь ее на долгие годы, является одним из важнейших гражданских достоинств.
Действительно, дружбу, практически, нельзя передать по наследству, или каким либо иным путем заполучить ее.
Дружбу надо только завоевать, а после этого всегда помнить, что надо быть на соответствующем уровне, чтобы сохранить ее.
Особой гордостью для людей является дружба, сохраненная на много десятилетий, так называемая "старая дружба", пронесенная через годы и расстояния.
Встреча со старыми друзьями, всегда носит особый шарм  и особо ценима ее участниками.
Высказанные выше соображения мне представляются неоспоримыми для всех, кто имеет представление об истинной дружбе.
Однако, в последние годы, чем старее я становлюсь, меня стали посещать некоторые крамольные мысли, связанные в определенной степени  с понятием "старые друзья"
К великому сожалению, чем старше человек становится, тем больше различного рода болезней его настигают.
Мой самый близкий и давний по стажу друг, которого я больше всех люблю, уже несколько лет мучается нестерпимыми болями суставов.
Ему уже сделали сотни уколов и прочих процедур, однако существенного толка все это не принесло.  Ему стало трудно ходить.
Даже по своему дому он передвигается с помощью ходунка. Навещая его, я вижу, что он с трудом сдерживается от гримас боли.
Но это все же даже не главное. Главное то, что он, всю жизнь отличавшийся выраженным атлетизмом, должен в таком  побитом состоянии представать перед своими друзьями.
Конечно, он чувствует себя очень неловко, и даже как будто виноватым. В результате, чтобы меньше беспокоить его, стали реже его навещать, преимущественно пользуясь телефоном.
Я по себе знаю, когда мне нездоровится  и я вынужден оставаться в постели, то в это время не хочу никого видеть, и  прошу ко мне не приходить, да и общаться ни с кем особо не хочу.
В основе всех этих чувств и ощущений, как я понял, лежит одно мощное и глубинное понимание: желание не выглядеть ненадлежащим образом перед людьми, которые всю жизнь знали тебя в другом виде.
Когда у меня скончалась жена, будучи не особенно верующим, я все же решил  съездить на  Святую землю.
А там существовал такой обычай. Если один из супругов скончался, то все знакомые и даже синагога, начинали немедленно искать для оставшегося пару.
Дело в том, что на одну пенсию прожить невозможно. И это все знают.
А если складывались две пенсии, то одна расходовалась на аренду жилища и налоги, а вторая хватала на остальные нужды, в первую очередь на питание.
Узнав, что я уже несколько месяцев вдовец, все активно стали искать мне пару. Однажды мне показали на проходившую мимо старушку, уже достаточно согбенную под грузом лет, что и такая, с учетом вышеизложенных соображений, тоже может котироваться, как невеста.
Я ответил, что всю жизнь собирал антиквариат и музейные материалы, то есть был на службе прекрасного, и для меня такой вариант не только смерти подобен, но даже хуже чем аутодафе. 
Ибо  был глубоко убежден, что если в течение дня мимо меня просто 2-3 раза пройдет такая "пара",  то я попросту сдохну. Поэтому для меня жизнь на хлебе и воде, гораздо более приемлема, чем их варианты. Они почему-то назвали меня аморальной личностью, и отстали от меня. Прошло уже много лет после этого, но я и сейчас считаю, что не заслуживал такой оценки.
Недавно мне удалось восстановить связь с одной женщиной, с которой в свое время мы очень дружили. Но мы не общались около 30-и лет.
Мы были счастливы, что удалось восстановить связь. Однако, каждый из нас чувствует известную неловкость в общении.
Возраст и  нынешний уклад жизни, ограничивает возможность контактов, в особенности, имея в виду, что живем мы в разных странах.
Да к тому же, каждый из нас помнит  своего близкого человека подвижным, полного сил и энергии, а сегодня мы оба уже пожилые люди, которые в какой-то мере тяготятся своим возрастом, и не факт, что их встречи приносили бы только радость.
Скорее всего, и привкус огорчения, что мы уже не те, какими привыкли быть в свое время.
Хотя, тут можно активно спорить. Любовь и привязанность друг к другу мы сохранили в полной мере. Каждый телефонный разговор приносит нам обоюдную трогательную радость, Сам факт, что мы существуем, приносит нам частицу счастья. Я даже думаю, что так, как мы друг друга понимаем, другим не дано. Слава Богу, что мы есть!   
Один из моих старых друзей, который всю жизнь славился своим отменным здоровьем и был одним из наиболее известных в городе борцов за справедливость, зачастую используя в этих целях кулаки, начал болеть сердцем.
Пришлось пересматривать годами сложившиеся основные каноны жизни. Ограничение подвижности.  Ограничение, или даже изъятие из привычного меню напитков. Дело завершилось операцией. 
Ко мне недавно приезжала на несколько дней внучка с мужем. Мы устроили небольшой прием в их честь.
Так он не посчитал возможным пропустить эту встречу, и приехал. Я конечно был рад этому визиту, и не  позволил  себе сказать ему, что выглядит он пока, примерно так, как будто это не он, а его отец.
Но он подчеркнул своим визитом, что дружба превыше всего!
Мне хочется надеяться, что заложенная в него природой мощь, позволит ему восстановить в какой то мере  свой обычный вид.   
Старейший мой друг, с которым меня связывает более, чем полувековая дружба, очень выгодно отличался от других.
Всегда подтянутый, в свежей сорочке с галстуком, и в хорошо отутюженном костюме. Он прошел чересчур тяжелую жизнь.
Я даже написал о нем небольшую повесть "Люди суровой судьбы"
Он не пропускал ни одного мероприятия, проводимого нами, и никогда ничего не говорил о своем здоровье. В такой форме он встретил и отметил свое 90-летие.
После этого стал пропускать шумные вечеринки. Но мы на него не в обиде. Он по-прежнему бодр духом, и ни на что не жалуется. По мере своих возможностей старается поддерживать старую дружбу.
Если бы все могли с него брать пример! Тогда, возможно и не надо было бы писать то, что я сейчас пишу.
У моего свата (царство ему небесное) было несколько друзей, сохранившихся с институтской скамьи. Они очень берегли свою дружбу, и заняв по жизни довольно разные иерархические ступени, продолжали часто встречаться и проявлять преданность друг другу.
Я, на правах родственника, зачастую посещал их компанию. Когда они приблизились, и даже стали пересекать 80 летний рубеж, то основной темой их разговоров стали недомогания, которые беспокоили каждого из них.
Для посторонних, а может даже для них самих, эти разговоры были не слишком интересны. Мне даже иногда казалось, что они не столько слушают друг друга, сколько хотят высказать свои проблемы. Для других их "стенания" были  лишним грузом.
Но для них, эти встречи, видимо, давали каждому хоть какой-то заряд  бодрости.
Я,  по негласному согласованию со свахой, стал под благовидными предлогами уклоняться от некоторых из этих встреч. Был тогда еще не совсем в теме.
Мною  написана одна миниатюра, посвященная тому, как вести беседу в обществе. Там, ссылаясь на известных философов, я писал, что нежелательно вести разговоры  о политике, о религии, и даже о любви.
Сегодня я бы туда добавил,  что не следует уж очень распространяться и о проблемах , связанных со здоровьем.
Исходя из такой позиции, я уже очень давно на вопрос о здоровье, отвечаю: "Без комментариев" 
Судите сами. Мы с детьми живем в разных странах, далеко друг от друга. Связь в основном по телефону.
Если я им скажу, что мне нездоровится, они ведь ничем помочь не смогут, а нервничать и переживать будут. Вот мы, по существу, и живем по формуле "средней температуры госпиталя"
На том же уровне информируются  друзья и другие  родственники.
Задумываясь в последнее время о вопросах, связанных со старыми друзьями я пришел к
неожиданному выводу.
Очень хорошо иметь старых друзей, которые значительно моложе тебя. Сложилось так,
что в свое время я подружился с некоторыми ребятами, которые в школе учились вместе с моими детьми.
Сегодня им всем уже за 50. Кое с кем из них, я, минуя сыновей, поддерживаю отношения уже по сорок лет. Чем не старые друзья? Мне очень нравится общаться с ними. Соображают они хорошо, может быть уже лучше нас, но при этом не ведут никаких нудных разговоров о своем самочувствии.
Откровенно говоря, у меня есть, к сожалению, немало поводов поговорить и о своем здоровье, но я этого не делаю, чтобы не противоречить своим собственным оценкам этого вопроса.
В качестве старых друзей могут иногда выступать и дети наших друзей. Я часто ссылаюсь на то, что об этом уже писал.
Что поделать, если мое творчество распространяется в пределах того расстояния которое я вижу, могу дотронуться, либо пригласить на стаканчик того изумительного вина, которое мы производим в своей деревне.
В недавно вышедшей моей книге заключительная глава называется "Подруга"
Речь в ней идет о дочери моего покойного друга (Вечная память ему)
Я знаю ее с момента  рождения. А сейчас она уже готовится выйти на пенсию.
Всю свою жизнь она пробыла моей подругой, ничем не уступая всем тем, которых я называю старыми друзьями.
Мы дружим и с ее мужем, причем в такой степени, что даже собираемся доверить ему роль душеприказчика. (Господи, отдали этот момент)
Иногда к когорте старых друзей вплотную могут примыкать и новые друзья.
Самое лучшее, когда и те и другие формируют среду, в которой комфортно обитать всем участникам.
Кроме взаимной любви и уважения, желательно чтобы никому из этой среды 
не изменяло и чувство такта.
При этом никогда нельзя упускать из виду, что если хочешь иметь друзей, тебе и самому всегда следует находиться на том уровне, которого ждут от тебя твои друзья. 
Около 10 лет мы живем в деревне.
Представляется вполне естественным, что здесь мы  сблизились  с некоторыми местными  жителями. Я и о них тоже уже писал.
Это в первую очередь мой сосед, с которым мы очень подружились. К тому же, он патрон всех наших сельхозпроблем, существующих на селе.
Другой новый друг, это мастеровой высокого класса, которого я называю "гроссмейстер»
Он помогает решать все проблемы, возникающие в доме.
Надо сказать, что оба они стараются окружить нас заботой и вниманием, за что я им очень благодарен. 
Говоря о старых друзьях, мне хотелось бы подчеркнуть, что самое главное, чтобы они сохранили свой разум и были в состоянии хорошо определять дозу разумного и достаточного. Библия учит, что, общаясь с людьми, всегда соблюдай меру, чтобы не надоесть.
Не знаю, можно ли это относить и в адрес старых друзей?
Но одно для меня вполне очевидно, что ни старому, ни новому другу не следует упускать из виду взгляды и понятия человека, с которым дружишь.
Здесь я должен внести одну поправку. Когда статья уже была написана, я встретился с другом, о котором упомянул вначале. Он мне рассказал, что один из его друзей, с которым я не был связан, тяжело болел раком.
Так последние несколько месяцев он каждый день приходил к больному, и оставался у него целый день, а иногда и ночевал у него.
Тяжелобольной, который уже не вставал с постели, утверждал, что когда его друг рядом с ним, он не так остро ощущает свои боли.
Может быть, на самом деле было так. Значит, могут быть разные варианты, и в каждом из них  надо вести себя соответственно.
Мне думается, что все  мы  старается быть правыми по жизни, а в особенности в отношении своих друзей.
Ну а если старый друг, с нашей точки зрения, в чем-то ошибся, лучше всего этого не заметить, и уж по крайней мере, не делать ему замечаний. К старости, как мне кажется, мы все очень болезненно реагируем на любые замечания.   
Я являюсь сторонником такого подхода, что хорошо, когда взгляды и понятия друзей совпадают.
А мой сын, профессор математики в Лондоне, утверждает, что люди мыслящие так же, как он, ему не очень интересны.
Он предпочитает общение с людьми, имеющими другие, даже противоположные убеждения, с кем можно спорить, добиваясь рождения истины.
Вероятно, обе точки зрения имеют право на существование.
Но совершенно бесспорным является одно: в основе любой дружбы, и старой и новой, всегда должно лежать взаимное уважение.
Без этого дружба мертва.
Не  даром великий Чарльз Дарвин советовал: "Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не сможешь уважать"
Возможно этой статьей я слегка размыл понятие о "старой дружбе"
Поэтому мне хочется четко обозначить, что "старая дружба," зачастую является главным достижением нашей жизни.
Старые друзья позволяют уважать себя, раз есть такие люди, то ты достоин их. С ними вместе легче идти по жизни. Есть люди, которые всегда готовы тебя понять, а если надо, то и придти на помощь.
А значит, ты более ощущаешь свою  защищенность. Ты не одинок! И беречь этих друзей надо, как собственную душу.
Мишель Монтень утверждал, что большинство твоих забот и размышлений  должны быть посвящены не себе, а  твоему другу, его жизни, делам и проблемам.
Я мог бы еще многое сказать в том же духе. И, тем не менее, здесь, как в геометрии. Все это условия необходимые, но недостаточные.
Очень хорошо, когда помимо старых друзей есть достаточно широкий круг общения и с другими людьми - новыми друзьями, товарищами, приятелями и др.
Само по себе это не сложится.
Но создавать такой круг и можно и нужно. Человеку нужно общение с себе подобными, чтобы он не вернулся в свое первобытное состояние. (Прошу прощения за гиперболу!)
Мне очень хочется низко поклониться и поблагодарить  тех  людей, которые, по сути дела, всю жизнь поддерживали меня, укрепляя во мнении, что можно прожить, не имея ни одного родственника, когда рядом с тобою друзья.
Слава всем им!


Рецензии
Какие интересные у Вас произведения. Благодарю Вас, Михаил. Приятны ссылки на философов. У меня всё грустно - друзья стали просто знакомыми. Тьма родственников - и ни одной души рядом после смерти папы. Брат и сестра рождены мачехой. Я им оказалась не нужна. Но я не унываю. Кое-какое общение есть. Старость мне кажется ужасающим явлением. Надо к старости готовиться всю жизнь, чтобы не быть никому обузой. Желаю Вам всего доброго!

Галина Ларская   21.03.2021 01:12     Заявить о нарушении
БЛАГОДАРСТВУЮ СЕРДЕЧНО!
с УВАЖЕНИЕМ

Михаил Шаргородский   21.03.2021 15:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.