Златые уста и сердце, исполненное ангелов...
Его поминают ежедневно, на каждой Литургии, во многих десятках тысяч православных храмов планеты.
За его золотые уста и сердце, исполненное ангелов...
РОЖДЕНИЕ
Родился в Антиохии в семье военачальника.
Его отец умер вскоре после рождения сына.
Мать святого Иоанна, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов.
Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
Епископ Антиохийский Мелетий, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 г. крестил.
Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца.
После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 г., Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл "истинной философией".
Вскоре Иоанна сочли достойным кандидатом для епископства, однако он решил удалиться в пустыню, избегая назначения.
В это время св. Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое творение православного пастырского Богословия.
Четыре года провел он в трудах пустыннического жительства, в это время им были написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания.
Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.
Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.
В 381 г. святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона.
Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".
В 386 г. Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера.
На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.
Святой Иоанн оказался великолепным проповедником, и за редкий дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст".
Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, проповедовал в храме, глубоко потрясая и просвещая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике – науке о толковании Слова Божия.
Среди его творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).
ПАТРИАРШЕСТВО
В 397 г. он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.
Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства.
И здесь лучшим примером был он сам.
Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.
Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область.
Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму.
В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.
Много трудов положил святитель на устроение благолепного богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
ТУЧИ НА ГОРИЗОНТЕ
Распущенность столичных нравов нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту.
Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря.
Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.
В 403 г. суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за безпорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни.
Император все же заменил казнь изгнанием.
У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря.
Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей.
Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение.
Дворец содрогнулся.
Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все пути Его". Клеветники бежали в Александрию.
ИЗГНАНИЕ И СМЕРТЬ
Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии.
В марте 404 г. состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената.
Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 г. Евдоксия умерла.
Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в изгнании в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад.
В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.
Зимой 406 г. святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались.
Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца совершал свой последний переход.
В Команах силы оставили его.
У склепа святого мученика Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе"), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами "Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября 407 г.
В связи с тем, что день его кончины приходится на праздник Воздвижения Креста Господня, празднование его памяти переносится на 13(26) ноября. (Православная церковь также совершает его память в Соборе трёх святителей 30 января и 13 ноября.).
МОЩИ
Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 г.
В 1204 г. крестоносцы, разграбившие Константинополь, увезли мощи свт. Иоанна в Рим, где они находились в ватиканском соборе св. Петра.
В 2004 г. папа Римский Иоанн Павел II "в знак доброй воли" в рамках экуменического сближения передал мощи cвятых Иоанна Златоуста и Григория Богослова "Вселенскому" Константинопольскому патриарху Варфоломею; мощи размещены в патриаршей церкви св. Георгия на Фанаре в Стамбуле.
(У входных дверей в этом храме висит портрет Ататюрка, а дверь автору этих строк открыл молодой человек в черной майке с крупной надписью "NIRVANA"...)
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О МОЛИТВЕ
Молитва – причина спасения, виновница безсмертия души, несокрушимая стена церкви, непоколебимая охрана, страшна для демонов, для нас же, благочестивых, спасительна...
Что легче молитвы?
Но когда ты не пожелал молиться, то каким образом желаешь обрести милосердие? Разве требуются добродетели, или трудна тебе молитва, требует ли она труда, пота или бдения?
Только проси; но ты не желаешь и этого, и следуешь уму Симона, который говорит: помолитеся вы о мне ко Господу (Деян. 8:24).
Сверх того ты знаешь, что никто, хотя бы превосходнейший тебя и более благочестивый, не может молиться за тебя лучше, чем мог бы сделать это ты сам. Даже когда ты нечист и лишен уверенности в Боге, Ему твои молитвы угодны более, чем молитвы за тебя какого-либо святого и верующего, – потому что только того желает Бог, чтобы ты был с Ним в дружественных сношениях...
Не говори: я не умею молиться, я недостоин, у меня нет веры; выставляя причины недостоинства и молчания, ты показываешь б;льшую необходимость молиться.
Ты недостоин, не имеешь веры?
Совесть твоя не позволяет смотреть с уверенностию на небо?
Когда ты таков, то употребляй, как лекарство против зла, молитвы.
Ужели твои грехи могут превзойти меру Его благодати?..
Если от благости Его исходит существование душ, то тем более их чистота и освящение.
Итак, пусть никто не отчаивается, считая перемену невозможной...
Не помышляй о множестве твоих грехов, но смотри на безконечную благость Божию...
Если мы находимся с Ним в дружественных отношениях, то, хотя бы весьма много согрешили против Него, однако мы ничего не боимся, по любви к верному Другу.
Если же мы сомневаемся полагаться на Его любовь, то это отсутствие веры будет зависеть от нас самих...
Свидетельство о публикации №219082100858