Сказка о шаре

В одной деревне жил человек. Он умел предсказывать погоду, то ли по звёздам, то ли по приметам, то ли по спутникам. Каждый день он делал наблюдения, производил какие-то расчёты и относил прогноз куда следовало. Его предсказания всегда сбывались и приносили ему небольшой доход. В оставшееся время человек работал на своём огороде. Другие тоже копались на грядках, но по привычке, потому что так заведено, а человек обожал свой огород и растил помидоры, огурцы и прочие овощи не по нужде, а с любовью.

Ещё человек любил купаться в холодной красивой реке, что протекала рядом с его домом. Разгоряченный и утомленный после работы на огороде он входил в нее долго, осторожно, боясь порезать ноги об острые камни у берега и ежась от ее холодных прикосновений. Постепенно то ли он привыкал к реке, то ли река привыкала к нему, но он заходил в нее все глубже и глубже и, наконец, ноги его достигали мягкого нежного песка, он сливался с рекой в одно целое и плыл. Плавал он недолго, так как вода все-таки была холодной, и затем, довольный, освеженный шел с новыми силами к своим грядкам.

Человек не пил вина, не курил табака, не объедался до ожирения, как другие крестьяне, был любознательным, многим интересовался и любил представлять себе разные далёкие страны и моря. И хотя он любил свой край и никуда не собирался уезжать, в мыслях он путешествовал часто. Иногда ему даже казалось, что он чувствует соленый привкус морской воды, йодистый запах водорослей, ароматы реликтовых сосен. Но долго предаваться таким размышлениям он не мог – его звали дела.

Как-то раз человек окапывал яблони. Был жаркий солнечный день. Вдруг солнце скрылось, повеяло прохладой и свежестью. Человек распрямился и посмотрел на небо. Маленькая тучка нашла на солнце. Через секунду она рассеялась, солнце засияло, и человек вновь взялся за лопату. И тут он заметил, что в траве у лезвия лопаты что-то поблёскивает. Это оказался стеклянный шар. Человек поднял его, отнёс в дом и положил на стол. Он подумал было, что шар может скатиться, и хорошо бы положить его на блюдце, но с удивлением обнаружил, что тот лежит как примагниченный, словно это и не шар вовсе, а пресс-папье. В глубине у него что-то голубело и переливалось, напоминая то ли небо, то ли море.

Время от времени человек любовался шаром и заодно пытался понять что же это такое. Однажды он помедлил у стола, взял шар в руки, погладил и спросил ласково и задумчиво: «Что же ты такое?» И тогда ему показалось, что он услышал то ли плеск волн, то ли шелест ветра, то ли шепот: «Твоя Мечта». Человек поднес шар к глазам, стал внимательно всматриваться в его глубину и вдруг увидел, что голубая дымка, заполняющая шар, рассеивается и за ней появляется яркое синее небо, пальмы, а на них невиданные плоды и птицы. Человек с интересом, но в то же время с удивлением и недоверием смотрел в шар и вскоре картинка вновь затянулась дымкой.

Теперь каждое утро перед тем, как выйти в огород, человек подходил к шару, говорил ему «Привет» и шар оживал, внутри его радостно вспыхивали голубые молнии, а затем он расцветал небывалыми тропическими цветами. Шар явно был чем-то из ряда вон выходящим, и человек никому про него не рассказывал и никому не показывал.

Однажды утром, когда за чашкой чая он смотрел в шар, тот показал ему живописную извилистую тропу, ведущую к саду. Там росли невиданные им южные деревья, а посреди сада утопала в цветах белая вилла. Дверь была открыта, легкие занавеси колыхались на окнах. Вдали голубело море. Человеку очень понравился открывшийся пейзаж и он сказал, как хорошо было бы побывать в этом саду, отдохнуть на вилле, искупаться в море... Вдруг в шаре открылся проём, словно дверь, на человека повеяло свежестью и цветочными ароматами. Человек догадался, что шар приглашает его к себе, в свой мир. Он и обрадовался и испугался. Не показав испуг, сказал, что сейчас ему, к сожалению, пора идти. Первый раз в жизни он работал на огороде механически, не отдавая себе отчета в том, что делает. Мысли его витали далеко. Он даже забыл сходить на реку. А ночью не мог заснуть. На следующий день он решился. Подойдя к шару, человек сказал, что заворожен со вчерашнего дня и хочет принять приглашение. Шар радостно вспыхнул и дверь открылась. Но, добавил человек твердо, он может погостить только два часа. Дольше, к превеликому сожалению, нельзя, так как нужно поливать огород, бороться с вредными насекомыми, подвязывать плети и многое другое. Человек коснулся шара, уменьшился, очутился на той самой извилистой тропе и пошел к вилле. Под ногами в белом песке похрустывали перламутровые обломки ракушек. Он ощущал себя в сказке. Человек приблизился к вилле и, немного поколебавшись, вошёл. В красивой белой зале, обставленной голубой и сиреневой мебелью, был накрыт стол. Человек отведал диковинных фруктов и отправился на пляж. У самой кромки воды он оглянулся на виллу, а когда вновь повернулся к морю, увидел, что прямо перед ним, стоит девушка. На ней было платье из той же материи, что и занавеси на окнах, а босые ноги были по щиколотку в воде. Девушка сказала, что её зовут Марина, и что она очень давно и очень долго ждала его. Затем она взяла его за руку и повела купаться. Человек был счастлив, но всё же не забылся и не позволил себе потеряться во времени, ровно через два часа он заторопился домой, девушка погрустнела, человек ушел в свой мир. В последнюю минуту он спросил:

- Почему это произошло именно со мной?

- Ты редкий, - ответила девушка. - Таких, как ты, мало. Может и нет совсем.

Работая на огороде, он думал о своем путешествии и о девушке - хозяйке шара. Она оказалась красива и умна. На следующий день человек уже обращал свои слова не к шару, а к ней. В шаре вновь открылась дверь, но человек покачал головой и сказал, что не может приходить каждый день – он нужен своим помидорам и огурцам. Он был осторожен. Не смотря на соблазн, он боялся, что в один прекрасный момент шар не отпустит его. И тогда ему придется распрощаться со своим таким привычным и любимым миром. А шар все звал. Ветви деревьев в саду качались, словно руки, машущие в знак приглашения, но девушка не показывалась.

Человек не хотел отказываться от шара и девушки. Ему хотелось говорить с ней, видеть ее, но при этом он хотел оставаться в своем безопасном и привычном мире. Тогда он спросил, может ли она ему писать? На поверхности шара появились золотые буквы: «Да!». Человек обрадовался: теперь он мог общаться с девушкой на безопасном расстоянии. Он стал время от времени забегать с огорода в дом и среди дня, чтобы поговорить с ней. Он стал даже есть перед шаром и вскоре обнаружил, что общается с ним, как с другом. Она рассказывала ему о своей, непохожей на его жизни, спрашивала как он живет, что его интересует и волнует, как его дела, как настроение. Постепенно он стал поверять ей некоторые свои заботы и печали. Если человеку было грустно она подбадривала его. Но чаще они говорили о себе, шутили, планировали будущие свидания. Иногда он задавал ей вопросы, которые начинались со слов «а можно...», и, как правило, получал в ответ «можно». Но человек не приходил, поскольку был «смертельно занят». А девушка не могла покинуть шар, поскольку вместе с ней в гости к человеку пришло бы и море. И что тогда случилось бы с деревней?

Однажды человек еще раз осмелился на визит. Ему показалось, что девушка стала ещё прекраснее, и что когда она смотрела на него, её глаза сияли. Они снова купались. Море было такое теплое, ласковое, с такими игривыми волнами, оно принимало его в себя сразу, не препятствуя острыми камнями. Человеку нравилось море. Он наслаждался. Но в то же время, думал, что такая солёная вода не годится для его помидоров и огурцов, она их не вскормит. Когда они вышли на берег человек спросил что за туманная дымка вдалеке на горизонте и девушка сказала, что это остров и в следующий раз, если он захочет, они могут встретиться там. На острове есть старинный  замок, в нем живет филин, который читает по теням от листвы замечательные истории. Человек сказал, что как только он станет чуть посвободнее, они обязательно отправятся туда, и заторопился домой. Перед тем, как отпустить его, девушка раскрыла перед ним атлас с картами и показала остров с филином. Человек застыл: книга была тоть-в-точь такая, как у него. Он сам рассматривал её зимними вечерами за чашкой чая, мечтая о путешествиях, сопоставляя расстояния, изучая географические названия. Это были карты его реального мира. Он решил подумать на досуге о том, чтобы это значило. Девушка поцеловала и отпустила его. Сказала, что будет ждать и просила не томить ее слишком долго. Человек обещал.

Но на огороде началась страда. Он требовал постоянного участия. Человек по утрам проходил мимо шара второпях, бросая ему «привет». Шар загорался радостными молниями, человек проходил мимо. Молнии тускнели и пропадали, шар заволакивался туманом. Человек не видел, что после его ухода поверхность шара запотевает и покрывается капельками, грустно стекающими на стол. А временами шар наполнялся чёрной мглой. Вечером человек приходил усталый, говорил шару «пока» и шел спать. Иногда он с гордостью показывал какие красивые огурцы он вырастил и шар слабо, будто через силу, мигал ему в ответ. Так проходили дни. Однажды человек, как всегда прошел мимо шара, бросил на него виновато-ласковый взгляд, но не заметил, что шар находится чуть ближе к краю стола. Не заметил он этого и на следующий день. А на третий день шар исчез. Человек заглянул под стол, испугавшись, что шар упал и разбился, но осколков не было, и тогда он подумал, что шар закатился за коробки и ящики, стоявшие под столом. Он решил, что как только у него появится побольше времени, он доберется до него. В конце недели человек исполнил свое намерение. Он вытащил из-под стола весь скарб, но нигде, ни в ящиках, ни в коробках, ни между ними шара не оказалось. Тогда он увидел, что за ножкой стола чернеет дыра, похожая на крысиную нору и, значит, шар закатился туда. Человек слегка поморщился от брезгливости, представив шар в крысиной норе. Он решил, что при первой возможности вскроет полы и достанет его. Такая возможность появилась только в ноябре, когда закончились все огородные дела. Человек убрал мебель и вскрыл пол, но шара там не было. Он пропал бесследно. Человеку стало грустно. Долгими зимними вечерами он вспоминал его волшебный свет, его вопросы и сказки, его радость при утренних встречах и, конечно, его хозяйку. Он думал о шаре часто, и иногда ему становилось так тоскливо, что он старался отогнать от себя воспоминания.

Весной человек перекапывал огород особенно тщательно и вместе с тем осторожно. Пару раз он видел, как что-то блестело на солнце. Но это были просто кусочки бутылочного стекла. Однажды ему попалась красивая золотая монета, на ней была изображена какая-то девушка в профиль с пышными золотыми волосами. Человек принес монету домой и положил на стол, как когда-то шар. Несколько дней он любовался ею и даже по старой привычке разговаривал с ней, как с живой. Но монета только сияла золотым блеском, она была всего лишь красива, но не чудесна. Скоро монета надоела человеку и он ее продал, на вырученные деньги купил себе древнюю книгу на чужом языке, в которой упоминался какой-то волшебный шар, и ещё словарь. Он перевел книгу, но, оказалось, что это совсем другой шар. Тогда он сдал книгу и купил несколько хороших огородных трактатов. Время шло, тоска отступила, появились новые всходы его любимых огурцов и помидоров, они требовали забот. Осенью при очередной копке он нашел пульку, оставшуюся после войны. Вот и все, больше он уже никогда ничего не находил. Жизнь стала обыкновенной, хорошей и естественной. Человек больше не испытывал вины, но и ощущение чуда тоже пропало. Его чудом были помидоры, огурцы, красивая, холодная, пресноводная река. Человек был счастлив. Шар был ему не нужен.


Рецензии