США
верхний ряд: Берт Акоста, Джеймс Элисон, Альберт Баумлер, Оррин Белл, Гордон Берри;
средний ряд: Хиллари дю Берье, Харольд Даль, Дерек Дикинсон,Чарльз Кох, Бен Лейдер;
нижний ряд: Френк Лорд, Джозеф Росмарин, Эдвард Шнайдер, Фрэнк Тинкер, Джеймс Пэк.
Не взирая на позицию официального Вашингтона о невмешательстве в гражданскую войну в Испании, большое количество граждан этой страны приняло участие в конфликте на стороне республиканцев. Не последнюю роль в этом сыграл Коминтерн, который привлек к набору добровольцев коммунистическую и социалистическую партии США.
Большинство из них, добираясь всеми правдами и неправдами на Пиренеи, вступали в 15 Интернациональную бригаду имени Линкольна.
Пилоты, в коих республика остро нуждалась, выступали в роли наемников, заключая контракт с правительством. Условия (а главное - оплата)не были одинаковыми. Многое зависело как от квалификации летчика, так и от даты его прибытия в Испанию: к концу 1936 года требования к кондидатам ужесточались, но и суммы вознаграждений росли.
Для правительства такое положение вещей было приемлемо в начальной фазе конфликта.
Положили конец такому явлению несколько факторов:
- прибытие большого количества летчиков из Союза (причем заметьте, практически бесплатных для испанского правительства);
- массовое обучение испанских авиаторов в СССР;
- позиция советских авиационных советников, открыто заявлявших о необходимости вытеснения из рядов ВВС "лиц третьих национальностей".
Да и откровенно враждебное отношение к контрактникам-янки советских летчиков, с особым интересом и раздражением воспринимавших оплату службы американских коллег.
Все это привело к убыли потока добровольцев и лишь единицы иностранцев разрывали выгодные контракты и поступали на службу в испанские ВВС (FARE) на общих основаниях.
Acosta, Bert Blanchard, 01.01.1895., пилот гражданской авиации, возможно, некоторое время был инструктором в Royal Canadian Flying Corps. Беспартийный. Прибыл в Испанию 20.11.1936.
Аттестован как летчик-бомбардировщик (Potez 54, Breguet ХІХ?). Утверждал, что уничтожил 3 Не.51.
Зато доподлинно известно, что республиканское правительство с ним не расплатилось.
28.11.1936. был откомандирован на Северный фронт, где пришлось летать на устаревших вооруженных гражданских машинах.
Из-за неудовлетворительных условий и разногласий по поводу оплаты покинул службу.
Вернулся в США 14.01.1937.
Умер 01.09.1954.
Allison, James William Marion, “Tex”, 01.10.1905., пилот, некоторое время проходил службу в авиации флота США.
Беспартийный. Прибыл в Испанию 09.12.1936. Сертифицирован как летчик-истребитель.
Летал на И-15 в эскадрилье La Calle. Претендовал на 1 воздушную победу:
1. 18.02.1937. Fiat CR.32 р-н Харама (Jarama).
18.02.1937. его И-15 был сбит Fiat CR.32, получил ранения и попал в госпиталь.
Вернулся в США 13.05.1937.
Летал в качестве пилота гражданской авиации в Перу.
Умер 27.03.1946.
Baumler, Albert John, “Ajax”, 17.04.1914., пилот, в 1935-36 служил в армейской авиации США (US Army Airforce).
Беспартийный. Прибыл в Испанию 24.12.1936. Сертифицирован как летчик-истребитель (07.02.1937).
Летал в эскадрилье Казакова на И-15 б/н (СА-)22 и (СА-)23 и (СА-)73*, позже переучился на И-16 и совершал вылеты (с 01.06.1937) на машинах СМ-069 и СМ-065. Налетал в Испании 174 ч. 35 мин. Претендовал на 4 личные, 1 групповую и 2 вероятные победы:
1. 16.03.1937. Fiat CR.32 (Brihuega-Valdesor-Pajares) - в паре с А.В. Зайцевым
2. 20.03.1937. Fiat CR.32 10 км Ю-В Бриуэга (Brihuega)
3. 17.04.1937. Henkel Не.51 Сарион (Sarrion) - вероятная (не подтверждена)
4. 17.04.1937. Henkel Не.51 р-н Сариона (Sarrion)
5. 02.06.1937. Fiat CR.32 р-н Сан-Ильдефонсо-Сеговия (San Ildefonso-Segovia)
6. 14.06.1937. Fiat CR.32 Уэска (Huesca)
7. 08.07.1937. Fiat CR.32 (Quejormas) - вероятная (не подтверждена)
Вернулся в США 26.08.1937. Восстановился на службе в ВВС.
В годы Второй Мировой войны, летая на Р-40, сбил 5 японских самолетов.
Участвовал в Корейской войне. Вышел в отставку в сентябре 1965 года в звании майора.
Умер 02.08.1973.
Bell, Orrin Dwight, 05.09.1897., пилот, участвовал в Первой Мировой войне на Западном фронте в составе British Royal Flying Corps, ас (6 побед и уничтоженный «цеппелин»).
Беспартийный. Прибыл в Испанию 21.12.1936.
По некоторым данным, не прошел проверку летных навыков.
Вернулся в США 03.05.1937.
Во время Второй Мировой войны вступил в ВВС США, капитан, служил в Ferry Command (перегоночное управление).
Умер 05.08.1943., подробности не известны.
Du Berrier, Hilaire, 01.11.1906., пилот-наемник, летал в ВВС Эфиопии во время итало-абиссинской войны 1935-1936 годов. Беспартийный. Прибыл в Испанию 20.11.1936. под псевдонимом Harold Schlosser.
Первоначально пытался вступить в авиацию генерала Франко.
Летал на NiD-52 б/н 3-86 в составе эскадрильи "Ла-Фает", "отличился" 29.11.1936., по ошибке атаковав французский пассажирский самолет авиакомпании Air France (безрезультатно). После вскрытия факта попытки примкнуть к ВВС противника, арестован и выдворен из страны.
Вернулся в США 14.01.1937.
Впоследствии утверждал, что шпионил в пользу итальянцев.
Умер 12.10.2002.
Berry, Gordon King, 03.07.1897., пилот гражданской авиации, ветеран Первой Мировой войны, беспартийный. Прибыл в Испанию 20.11.1936.
Аттестован как летчик-бомбардировщик (Potez 54, Breguet ХІХ?).
28.11.1936. был откомандирован на Северный фронт, где пришлось летать на устаревших вооруженных гражданских машинах.
Из-за неудовлетворительных условий и разногласий по поводу оплаты покинул службу.
Вернулся в США 14.01.1937.
Умер 08.02.1943. в США, подробности не известны.
Brenner, Samuel Stone, 30.06.1894., пилот гражданской авиации. Ветеран Первой Мировой войны. Беспартийный. Прибыл в Испанию 25.12.1936.
Не прошел сертификацию в качестве пилота.
После конфликта с республиканским командованием из-за оплаты, контракт с ним был разорван, но летчик остался служить в качестве воздушного стрелка и механика в эскадрилье В. Катца. Был травмирован при падении Breguet ХІХ в Средиземное море (дата и подробности не известны), находился в госпитале.
Вернулся в США в феврале (марте) 1937 года.
Умер 08.04.1971.
Caldwell, Nord, пилот гражданской авиации. Член КП США. Прибыл в Испанию 25.12.1936.
Не прошел сертификацию в качестве пилота Breguet ХІХ.
После конфликта с республиканским командованием из-за оплаты, контракт с ним был разорван.
Вернулся в США в январе 1937 года.
Дальнейшая информация отсутствует.
Dahl, Harold Evans, "Whitey", 29.06.1909., пилот гражданской авиации.
Беспартийный. Прибыл в Испанию 28.12.1936. под псевдонимом Hernando Diaz Evans. Сертифицирован как летчик-истребитель (18.01.1937.).
Летал на И-15 б/н (СА-)54* в эскадрилье La Calle.
С 12.04. по 24.06.1937. в боях не участвовал - "лечил аппендицит" в Париже, где находилась его жена.
После переподготовки летал на И-16 в эскадрилье Казакова.
Претендовал на 5 подтвержденных и 4 вероятные воздушные победы, в т.ч. 3 Fiat CR.32 и Henkel Не.51 на И-15. Известные победы:
1. 16.02.1937. Junkers Ju.52 в составе группы
2. 16.02.1937. Junkers Ju.52 в составе группы
3. 18.02.1937. Fiat CR.32
4. 20.02.1937. Junkers Ju.52 в составе группы
5. 12.03.1937. Fiat CR.32 - вероятная (не подтверждена)
13.07.1937. его И-16 был сбит Bf.109, пилот попал в плен, освобожден только 22.02.1940.
Вернулся в США 17.03.1940.
В годы Второй Мировой войны служил в рядах RCAF (майор).
Гарольд Даль погиб в авиакатастрофе «Дугласа» DC-3 в районе Форта Чимо, Канада 14.02.1956.
Dickinson, Derek D., 17.02.1897., пилот гражданской авиации. Беспартийный. Прибыл в Испанию 21.12.1936.
Летал в качестве летчика-наблюдателя (штурмана) на самолетах, патрулировавших побережье. Далее был авиатехником.
Вернулся в США в феврале 1938 года.
После возвращения публиковал небылицы о службе в истребительной авиации, участии в "боях" и 6 "победах".
Вероятно, в годы Второй Мировой войны занимался перегонкой самолетов для ВВС США.
Умер 18.11.1966.
Finick, Eugene Rudolph, 23.04.1912., еврей чешско-польского происхождения, пилот гражданской авиации. Член КП США. Прибыл в Испанию 24.09.1936 под псевдонимом Alc;zar de Toledo.
Первоначально летал на транспортных самолетах, переведен в бомбардировочную авиацию, где летал на Breguet ХІХ и Vickers Vildebeest. 10.01.1937. был назначен в группу 15 республиканских ВВС.
02.06.1937. его Р-5ССС был сбит Fiat CR.32 в районе Ла Ревенга (La Revenga). Сильно обгорел, покинул самолет с парашютом, приземляясь, получил переломы при ударе о дерево. В дополнение был избит республиканскими пехотинцами, принявшими его за франкиста. С тяжелыми ранениями попал в госпиталь.
Вернулся в США 02.03.1938.
Умер 30.06.1991.
Koch, Charles August Jr."Tiny", 24.11.1894., пилот. В 1917 вступил в британский Royal Flying Corps, однако из-за болезни не успел принять участие в боях. Стал авиационным инженером.
Беспартийный. Прибыл в Испанию 09.12.1936. Сертифицирован как летчик-истребитель (07.01.1937.).
Летал на Breguet ХІХ в эскадрилье В. Катца и на И-15 в эскадрилье La Calle. Претендовал на 2 воздушные победы:
1. 11.02.1937. Fiat CR.32 р-н Малаги (Malaga)
2. 18.02.1937. Fiat CR.32 р-н Мадрида
Из-за проблем с язвой желудка был вынужден оставить службу.
Вернулся в США 19.04.1937.
В годы Второй Мировой войны сотрудничал с ВВС США в качестве консультанта.
Умер 05.09.1983.
Leider, Benjamin David , 18.10.1901., еврей, родился в Кишиневе, Российская империя. Семья эмигрировала в США в 1905 году. Пилот гражданской авиации. Работал журналистом в газете «New York Post».
Член КП США. Прибыл в Испанию 24.09.1936. под псевдонимом Jose Lando.
С января 1937 летал на истребителе И-15 в эскадрилье La Calle. Претендовал на 1 воздушную победу:
1. 13.02.1937. «Хенкель» р-н Харама (Jarama).
Бен Лейдер погиб 18.02.1937., когда его И-15 был подбит в бою с «Фиатами» CR.32. Пилот был ранен тремя пулями и разбился при попытке вынужденной посадке возле Вильяконехос (Villaconejos), в районе Харама (Jarama).
Первоначально похоронен на муниципальном кладбище в Кольменар-де-Ореха (Colmenar de Oreja), за пределами Мадрида, однако позже его прах доставлен в США и перезахоронен 21.08.1938.
Lord, Frank Ives Frederick, 18.04.1897., пилот, участвовал в Первой Мировой войне на Западном фронте в составе Royal Canadian Flying Corps, ас (12 побед, включая 1 аэростат и 3 вероятные), в Гражданской войне в России в составе Экспедиционного Корпуса в 1919 году. Позже летал в качестве наемника в Мексике и Центральной Америке. Беспартийный. Прибыл в Испанию 20.11.1936.
Аттестован как летчик-бомбардировщик (Potez 54, Breguet ХІХ?).
28.11.1936. был откомандирован на Северный фронт, где пришлось летать на устаревших вооруженных гражданских машинах.
Из-за неудовлетворительных условий и разногласий по поводу оплаты покинул службу.
Вернулся в США 14.01.1937.
Во время Второй Мировой войны не смог восстановиться в рядах RAF, однако в составе гражданской вспомогательной АТА перегонял самолеты для Королевских ВВС.
Был убит при попытке уличного ограбления 21.07.1967.
Lyons, Edwin, 04.02.1910., еврей, пилот гражданской авиации. Беспартийный. Прибыл в Испанию 24.09.1936. под псевдонимом Isidore Lebowitz.
Летал на транспортных машинах Lockheed Vega и Orion, а с 11.11.1936. в составе группы 15 республиканских ВВС летал на Р-5ССС. Позже был переведен в группу 24 на бомбардировщик СБ.
Умер 18.05.1991.
Rosmarin, Joseph Joel, 07.02.1900., пилот гражданской авиации. Беспартийный. Прибыл в Испанию 24.09.1936. под псевдонимом Jaime Field вместе с супругой, которая была переводчиком, в т.ч. работала с генералом Дугласом (Я.В. Смушкевич).
Летал на транспортных машинах (Vultee V1, Lockheed Orion и Duglas DС-2) до ноября 1937 года.
В годы Второй Мировой войны служил в ВВС США.
Умер 07.12.1972.
Schmidt, Vincent Minor, пилот гражданской авиации. Прибыл в Испанию 20.11.1936.
Летал на Breguet ХІХ в эскадрилье В. Катца, далее на бомбардировщике (вероятно, МВ-200) и занимался перегонкой авиатехники из Франции.
15.08.1937. Шмидт угнал конфискованный Vultee V-1 в парижском аэропорту Ле Бурже и перегнал в Барселону, где вернул его республиканскому правительству.
Вернулся в США в ноябре 1937 года.
В 1938 году воевал в Китае в составе 14 добровольческой эскадрильи (14th Volunteer Squadron). Доброволец в составе финских ВВС во время Зимней войны. Участник Второй Мировой войны.
Дальнейшая информация отсутствует.
Schneider, Edward August Henry, 20.10.1911., пилот гражданской авиации. Прибыл в Испанию 20.11.1936.
Аттестован как летчик-бомбардировщик (Potez 54, Breguet ХІХ?).
28.11.1936. был откомандирован на Северный фронт, где пришлось летать на устаревших вооруженных гражданских машинах.
Из-за неудовлетворительных условий и разногласий по поводу оплаты покинул службу(с ним так и не расплатились).
Вернулся в США 14.01.1937.
Погиб 23.12.1940. в авиакатастрофе во время демонстрационного полета на аэродроме Флойд Беннетт, США.
Semmons, Eddie Lester, еврей, пилот гражданской авиации, инструктор в авиашколе. Беспартийный. Прибыл в Испанию 20.11.1936.
По не подтвержденной информации, не прошел квалификацию как пилот. Летал в качестве воздушного стрелка-бомбардира на Р-5ССС в 15 группе.
После получения ранений (травм или болезни, обстоятельства не известны) лечился в Париже, занимался вербовкой летчиков и механиков для республиканских ВВС во Франции.
Вернулся в США в июне 1937 года.
В годы Второй Мировой войны служил в ВМФ США.
Умер 03.09.1976.
Shapiro, Arthur Micheal "Artie", 17.01.1910., еврей, пилот гражданской авиации. Прибыл в Испанию 24.09.1936. под псевдонимом Arturo Vasnit.
Летал на транспортных машинах. Женился в Испании 31.12.1936.
По некоторым данным, также летал на бомбардировщике СБ (?).
Умер 13.01.1991.
Tinker, Frank Glasgow, Jr., 14.07.1909., пилот, ранее проходил службу в авиации армии и флота США.
Беспартийный. Прибыл в Испанию 03.01.1937. под псевдонимом Francisco Gуmez Trejo. Сертифицирован как летчик-истребитель.
Летал в составе 1а/26 на И-15 б/н 56 и 58*, позже, после переподготовки, в эскадрилье Лакеева на И-16 СМ-070 и СМ-023. В Испании налетал 191ч. 20мин. Претендовал на 8 побед:
1. 14.03.1937. Fiat CR.32 р-н Гуадалахары (Guadalajara)
2. 20.03.1937. Fiat CR.32 р-н Гуадалахары (Guadalajara)
3. 17.04.1937. Henkel Не.51 р-н Теруэля (Teruel)
4. 02.06.1937. Fiat CR.32 Сеговия (Segovia)
5. 16.06.1937. Fiat CR.32 Уэска (Huesca)
6. 13.07.1937. Bf.109 р-н Мадрида
7. 17.07.1937. Bf.109 р-н Мадрида
8. 18.07.1937. Fiat CR.32 р-н Мадрида
Вернулся в США 02.07.1937.
Получил приглашение от китайского правительства вступить в добровольческую эскадрилью для участия в боях с японцами.
Покончил жизнь самоубийством 13.06.1939.
Таким образом, в рядах ВВС республиканской Испании служил 21 авиатор из США. Еще от 6 до 10 человек выполняли функции авиатехников (здесь не упоминаются).
Отдельно хотелось бы сказать еще об одном гражданине США, принимавшем участие в гражданской войне в Испании:
Peck, James Lincoln Holt, 08.09.1912., афро-американец, пилот гражданской авиации (один из первых темнокожих граждан США, получивший лицензию пилота).
Член КП США. Прибыл в Испанию 11.09.1937. В виду достаточного количества летчиков, прибывавших в страну после обучения в СССР, ему было отказано в возможности воевать в качестве пилота. Выполнял функции наземного персонала в группе авиации флота Испанской республики.
Вернулся в США в декабре 1938 года.
Во время Второй Мировой войны служил в корпусе морской пехоты США.
Умер 06.02.1996.
Как можно заметить из приведенных биографических справок, далеко не все граждане США активно включились в боевую работу и честно выполняли обязательства, взятые перед Испанской республикой. Разношерстность состава и низкая мотивация были весомыми причинами такого поведения.
Однако, это касалось далеко не всех. Американцы летали на различных типах машин, бомбили и сбивали самолеты. В боях многие получили ранения, один авиатор попал в плен, а еще один отдал жизнь за дело испанской республики.
Версия от 22.08.2019.
___________________
*Все эти машины были советского производства. В республиканских ВВС в мае-июле 1937 года шел процесс упорядочивания бортовых обозначений. И-15 сначала получили код "СА", который просто дописывали к бортовому номеру.
С началом производства этого истребителя в Испании, машины местной постройки обозначались "СА", а уцелевшим советским истребителям дали новые номера (подряд) и новый код "СС".
Свидетельство о публикации №219082201089
Американцы 2.274
За всё время войны в Испанию было послано 1811 наших специалистов, в числе которых было 772 авиатора, 351 танкист, 222 общевойсковых советника и инструктора, 77 военных моряков, более 150 различных других военных специалистов, 130 рабочих и инженеров авиационных заводов, 156 связистов, 204 переводчика. При этом одновременно в Испании никогда не находилось более 600—800 советских советников и специалистов. Погибли в боях 127 советских советников и специалистов, умерли от ран — 11, пропали без вести — 32, 19 человек погибли при несчастных случаях.
Да и не были они бесплатны,ведь золотой запас Испании 510 тонн был вывезен в СССР.
Александр Ресин 21.09.2019 19:56 Заявить о нарушении
В начале публикации я отмечал, что большинство граждан САСШ (так страну со звездно-полосатым флагом обозначали в СССР в 20-30 годы) воевали в интербригаде им. Линкольна, т.е. были иррегулярной пехотой (действительно в конфликте на стороне лоялистов отвоевало около 2,6 тыс. - по совр.данным).
Мне же интересен лишь воздушный компонент той войны.
Хотелось бы изложить в этом сборнике биографии по странам летчиков-добровольцев в ВВС исп. республики.
Советские (804 чел), а на стороне Франко - нем. и итальянские авиаспециалисты добровольцами НЕ являлись.
В счет золота сов сторона поставляла в основном хлам и металлолом по заоблачным ценам, конвертировав золото по "правильному" курсу в доллары США. Так, напр., СБ - 100 тыс (малоэфективен), И-16 - 40 (реально пригодных к боям и полетам (!) без доработок 124 из 278), И-15 -30 т. долларов. Пулемет ШКАС (неплохая швейная машинка, если заряжать спец. патронами, и практически не рабочая при обычных) в производстве стоила около 200 долларов, республиканцам доставалась за 1000...
ЛЮДИ ПРИБЫВАЛИ ПО ПРИКАЗУ бесплатно (далее были сказки о волонтерах свободы)
Спасибо за отклик, С ув. Павел
Павел Селезнев 04.10.2019 20:59 Заявить о нарушении