Истории моей бабушки 5. Дина

Как-то, не помню по какому поводу, зашел у меня с бабушкой разговор о судьбах. Я, будучи еще совсем юной, горячо твердила, что характер, не характер, а все в жизни человека зависит от судьбы: ей подчинены жизненные обстоятельства и вытекающие от этого поступки.
- А я иного мнения, сказала моя мудрая бабушка. - Судьба судьбой, а человеком надо оставаться всегда, независимо ни от чего, даже когда, как говорится, ухватил Бога за бороду. А судьба вмешивается и, бывает, больно бьет, если об этом забывают. Вот послушай.
Среди многочисленных моих двоюродных сестер была одна по имени Дина. Внешне она ничем не выделялась, умом и развитием тоже - обычная провинциальная девица, к тому же засидевшаяся в девках. Жила она в Чернобыле с родителями и младшей сестрой.
Семья была небогатой. Отец, скромный конторщик, обеспечить дочерей приданым не мог. Как тетя Рая, ее мать, ни старалась, но выдать Дину замуж, даже с помощью свахи не удавалось. Одни женихи требовали за невестой положенного по обычаю, другие были таковы, что бесприданница предпочитала остаться в девицах союзу с подобными. А тетя Рая была уверена, что виной неудач старшей дочери была младшая, «перебежавшая» ей дорогу…
И действительно, пятнадцатилетняя Ася, приехав в Киев, и примеряя в магазине туфли, так своими ножками очаровала тридцатитрехлетнего холостого приказчика, что во второй ее приезд «ненароком» забеременела. Благо виновник оказался порядочным и посватался. Под венец Асенька шла с уже округлившейся фигурой...
Дина, как и многие наши родные, жившие в провинции, навещала нас, но, в отличие от других, гостила подолгу, особенно после моего замужества. Кстати, мы с нею были почти ровесницы. Дина всего на три года старше, но мне всегда казалось, что наоборот. Скромная тихоня, она вызывала к себе жалость. Какая-то беззащитность сквозила во всем ее облике. По обыкновению, я приводила кузину в мануфактурную лавку мужа и предлагала выбрать ткань на платье, которое тут же принималась шить.
Дина обычно твердила, что не следует мне этого делать: такое может не понравиться моему Матвею, ведь у нее нет денег, чтобы заплатить. Лучше она привезет свое старое платье, и я его обновлю какой-нибудь отделкой. Когда нам с мужем удавалось гостью уломать, она, глядя в пол, признавалась, что никак не может решиться, какой из двух понравившихся отрезов выбрать… Кончалось тем, что я ей шила два платья, из-за чего Дина задерживалась на неделю и более.
Твой дедушка говаривал, что моя Диночка не так проста, как кажется, и себе на уме. Я же была уверена, что он заблуждается на ее счет и старалась переубедить.
Ей уже шел двадцать седьмой год, когда Дина приехала к нам в Боярку, где мы снимали дачу. Там она познакомилась с хозяевами соседней, очень богатой дачи. Как оказалось в дальнейшем, те загорелись желанием сосватать ей своего родственника, недавно перенесшего трагедию.
Супруга этого человека гостила в семье дочери, живущей в Саратове. Во время пикника на Волге лодка, на которой катались женщины, из-за волны, поднятой встречным пароходом, перевернулась. В одночасье их родственник потерял и жену, и дочь… Внук остался жить со своим отцом, а пятидесятивосьмилетний вдовец страдал теперь в одиночестве от охватившей депрессии... 
Понравившуюся соседям Дину сочли вполне подходящей партией. Их познакомили, и в результате она, наконец, вышла замуж.
Венчание прошло в Чернобыле. Свадьбы в обычном понимании, по желанию жениха, как таковой, не было: отделались вечеринкой в кругу семьи невесты. А следом новобрачные отправились в Баден-Баден - подлечить подорванное здоровье супруга.
Не хватает слов передать удивление, сразившее всех родных и друзей, знавших нашу Дину, когда стало известно, за кого она вышла замуж. Им оказался известный сахарозаводчик, миллионер. Конечно, мы порадовались удачному браку нашей родственницы. Теперь она жила в громадном, шикарном особняке в Липках, аристократическом районе Киева.
В первое время Дина иногда навещала нас. Привозила приобретенные в Варшаве и Париже наряды, требующие небольшой правки или, по ее мнению, переделки. Эти ее появления становились все реже и реже и, наконец, совсем прекратились. Кстати, к себе она нас не приглашала, с мужем не знакомила…
Поведение Дины огорчало. Все говорило за то, что она возгордилась. Кстати, забыла сказать, что о предстоящей ее свадьбе мы узнали постфактум. Тетя Рая потом оправдывала дочь, уверяя, что Диночка хотела пригласить многих, и, конечно, нас, но зять воспротивился: семья невесты и больше никого!
Удивляло и то, что тетя Рая тоже перестала проведывать мою мать, свою старшую сестру. Поверить в то, что она, будучи в Киеве к ней не заглянет, было невозможно. Твоя прабабушка ее оправдывала:
– Рае сейчас не до нас: муж болеет, а у Аси уже пятый малыш родился. Надо помогать. Ей не позавидуешь…
Но, как в дальнейшем стало ясно, тете Рае было больно и стыдно, так как ее старшая дочь, по слухам, совершенно забыла о существовании собственных родителей и сестры…
Мне не верилось, думала поначалу, что это наговоры, быть может, от зависти.
Уже через несколько лет, занимаясь благотворительностью перед предстоящей Пасхой, я собирала пожертвования, и по подсказке твоего деда все же решила навестить Дину.
- Пообщайся, с нашей миллионершей, - посоветовал он, - и, надеюсь, хорошо пополнишь сбор. Они-то могут отвалить немало!
И вот я со своим ящичком подъехала к прекрасному особняку, а, войдя, услышала от привратника:
- Как прикажете доложить?
Назвавшись, я присела в вестибюле. Он ушел. По-видимому, хозяева были где-то рядом, так как я услышала доклад слуги и ответ Дины:
- Пусть обождет! Проведи на кухню.
А следом послышался мужской голос, спросивший:
- А кто это?
- Да швачка пришла.
Я словно получила плевок в лицо. Выбежала вон и тут же, кликнув извозчика, уехала. Для меня эта особа перестала существовать.
Когда вернулась домой, твой дедушка спросил:
- Ну, как там наша миллионерша поживает? Щедро ли поделилась с беднотой?
Его реакция на мой рассказ была такова:
- В семье не без урода! И чему удивляться – из грязи в князи...
Больше ее имя в нашем доме не произносилось.
…Случилось это как раз перед февральским переворотом в Петербурге. Просматривая вечернюю городскую газету, муж вдруг обратился ко мне:
- Послушай, что пишут в рубрике происшествия! «Сегодня утром в своей постели были обнаружены горничной удушенными известный промышленник Л. и его супруга. Допрошена вся прислуга. Следствие продолжается».
Конечно, эта весть потрясла, как и всякое подобное злодеяние. Какой бы ни был человек, его жаль. А вскоре стало известно, что подозрения в убийстве пали на внука миллионера. Девятнадцатилетний повеса, гулена и картежник, что называется, без царя в голове, он, как будто, незадолго до случившегося появился у деда, скорее всего с просьбой денег. Дал ли тот ему, или, скорее, отказал, неизвестно. Но после убийства внук загадочным образом исчез… По слухам, эмигрировал в Америку, куда сбегали многие.
…Вот тебе милая, пример характера, поступков и судьбы. Делай вывод! – такими словами бабушка завершила очередной свой рассказ.


Рецензии
Бабушка права, человек сам хозяин своей судьбы. Спасибо,Ирина, прочитала все четыре рассказа о бабушке. Каждый по своему мудр и поучителен. С уважением.

Луана Кузнецова   25.11.2019 21:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Луана! Бабушка была мудрой женщиной и прожила большую и очень непростую жизнь. С уважением,

Ирина Ефимова   25.11.2019 23:05   Заявить о нарушении