Вам будет звонить Раиса Максимовна

 «Вам будет звонить Раиса Максимовна»
      И снова об  Одоевцевой. Мне вспомнился очень забавный случай с Ириной Владимировной. А было это в Переделкино, в Доме Писателей. История совершенно  на повал.. В Переделкино мы с Ириной Владимировной занимали два отличных номера на первом этаже, просторные коридоры, а, главное, огромный холл, где мы устраивали наши литературные Четверги. В Переделкино у нас перебывало несметное  число  гостей, приходили и  Андрей Вознесенский, и  Евгений Евтушенко, жили рядом Анна  Саакянц, Николай Бунин, Анастасия Ивановна Цветаева. Надо сказать, что интерес к  Одоевцевой  был  настолько велик, что мы просто задыхались от такой людской лавины. Вышла ее книга «На берегах Невы», и увидеть автора, встретиться с ним глазами, услышать, наконец, прикоснуться было сказочно заманчиво. На наших литературных встречах ,которые так и назывались «Встречи с Ириной Одоевцевой» был  аншлаг. Поэты, писатели, любители, поклонники  со всех концов нашей огромной страны. Это были ее звездные часы : выход книги, автографы, которые она не уставала давать. Книгу расхватывали. Вы представляете, получить книгу при живом авторе и с  автографом. Каждый раз  мы объявляли, что  будет звучать на следующей встрече.
    Мне тогда  удалось найти и подарить книгу Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, Никите Сергеевичу Михалкову. И  удалось даже передать Раисе Максимовне Горбачевой. И, вдруг, нам объявляют… потрясающе.. Раиса Максимовна  хотела бы поговорить с Ириной Владимировной. Мы все стояли просто « на ушах». Разговор состоится по телефону, мы должны быть к такому-то  часу…Одеваемся, готовимся. В ушке слуховой аппарат, кстати, как говорила Ирина Владимировна, «У Рейгана такой же аппарат», значит очень   высокого качества - небольшой и очень удобный. Раздается звонок, нас приглашают в переговорную кабину. Все это в корпусе, где мы жили. Беру трубочку, мужской голос: «Сейчас Вы будете говорить с Раисой Максимовной», «Здравствуйте!», «Здравствуйте, Раиса Максимовна», «Мне хотелось бы сказать несколько слов благодарности  Ирине Владимировне» . Так, слышимость хорошая, говорить можно. Я передаю трубочку Ирине Владимировне. Она выслушивает  слова благодарности и за возвращение на Родину, и за книгу воспоминаний «На берегах Невы», которую она с наслаждением читает, кажется, уже на 15 странице, ее восторгает прекрасный русский язык, а,  главное, что автор у телефона, и можно лично поблагодарить. Ирина Владимировна, в свою очередь, поблагодарила за все, что она получила при  возвращении, за внимание, помощь, за радость жить на родной земле. Закончив разговор, попрощавшись, мы выехали из кабины, и Ирина Владимировна произнесла: надо было это слышать, «Мне звонила жена Президента! Я разговаривала с женой Президента Советского Союза». Ее переполняла гордость. И я подумала, что ради огромной любви к России, к новой России, она вернулась для счастья, которое  распахнулось  перед  ней во всей своей  полноте. Целый год я была рядом  и видела, как она вживалась в новую Россию, без которой она прожила 50 лет. И хотя она  и за рубежом тоже работала ( чтобы выжить, она скорняжничала -шила муфты, Цветаева вязала  шапки), и писала, и ни на минуту не  выпускала из своего сердца  далекий родной дом. Она часто повторяла слова Цветаевой  «…горек хлеб чужой страны». Конечно, она уехала из одной страны, а вернулась в другую, но это была своя страна. И нет, нет, да и возвращалась: « Ведь мы говорили  с самой женой Президента. Нам звонила жена самого Президента». Она понимала, что такое внимание первых лиц Государства. И высоко ценила такое внимание. Этот звонок всколыхнул весь Дом Писателей. Я едва справлялась с этим потоком. Это было утомительно  для нее. Она всегда должна быть на готове.
    Это новое время открыло  храмы, соборы, монастыри. В Переделкино был храм, в который я по вечерам бегала  хотя бы на помазание. Один- два км. до храма. И по пути «Источник». И вот к этому источнику Анастасия Ивановна ходила ежедневно.  Наши окна выходили на эту тропинку, и я видела ее стремительно шагающей к  источнику.  Вижу, Ирина Владимировна что-то совсем раскисла, не хочет встать с кровати, а я и говорю: « Смотрите, Ирина Владимировна, а Ася-то уже бежит к источнику.. А Вы просто подняться не хотите». «Ну, хорошо, я встану, встану и все, а ходить не буду»- «Ой, это же замечательно. Тогда будем завтракать».
    Завтрак, обед и ужин, я приносила из столовой». Бывало иду с судочками  в столовую, встречаю Анну  Александровну  Саакянц  и всегда с одним и тем же шутливым вопросом : «Ну, как наша старуха, как Ирина  Владимировна?  А , Анастасия –то  Ивановна сегодня у лавочки прыгала, вот старуха, так старуха.»- «Да, пошла  к источнику.  Молодец. А Ирина Владимировна, глядя на нее, ведь поднялась.» - «Собираемся к Ирине Владимировне  с Николаем Николаевичем ( Буниным)  потолковать. Кое-что хочу записать.
 С магнитофоном  приду. Как она, ничего?» «Хорошо.- говорю-- Она  тоже молодец».
  Когда приходил Евгений Александрович Евтушенко, стихи свои читал, ( с ним я была знакома раньше).
 Был и  Андрей Андреевич Вознесенский, но только разговаривал, т.е. ограничивался беседой.

Народная артистка России Тамара Никитична Воронина

22 августа 2019г.
г. Екатеринбург


Рецензии