de omnibus dubitandum 120. 116

ЧАСТЬ СТО ДВАДЦАТАЯ (1919)

Глава 120.116. ПОНИМАЕШЬ ВИКТОР…

    Первые февральские оттепели на юге обманчивы.

    Даже и в позднюю ростепель, в канун марта, после полуденной талой голубени в вечерних сумерках вдруг вызвездит небо, прихватит лютый заморозок, падет на поля и крыши тонкая изморозь, а на осевшей дорожной колее под конской подковой хрупнет свежий, звонкий ледок.

    И тогда тонкий запах едва ожившей на придорожье ивы и вишневой почки мигом истает, рассеется под обжигающим дыханием поздней стужи.

    Самое голодное, волчье время.

    Виктор Семенович Ковалев ехал в Балашов на важное совещание, знал, что предстоит трудный бой из-за его писем в Москву, и сдерживал внутреннюю ярость. Боялся перегореть до времени, даже пытался убедить себя, что ничего страшного еще не произошло, все можно доказать и поправить. В дороге мерз и потел одновременно, молча одергивал полушубок и нахлобучивал на глаза лохматую папаху.

    Первым, кого он увидел в штабе, был Ипполит Дорошев*, почти как в стихах, "худой, небритый, но живой" после тифа.

    Улыбаясь через силу вывернутыми губами, с невеселой, наголо остриженной головой, он обнял Ковалева за худые, острые плечи:

    - Хорошо воюете, орлы, только поменьше б писали бумаг! Шум вот из-за вас: там Сокольников руками разводит, тут Троцкий прискакал как на пожар... Неужели нельзя было приехать на очередное заседание Донбюро и выяснить дело?

*) ДОРОШЕВ Ипполит Антонович (дон.)(январь 1896-1939)(см. фото) – уроженец станицы Гундоровской, из купцов, являлся представителем той небольшой прослойки казачьей интеллигенции, которая вскоре после Февральской революции 1917 г. в России без колебаний пошла за Лениным на штурм старого мира. Родился Ипполит Антонович в январе 1896 г. Еще юношей (ученик Каменского реального училища) Ипполит Дорошев проникся революционными идеями. В 1914 г. Ипполит поступил в одно из передовых в царской России высших учебных заведений - психоневрологический институт в Петрограде, основанный группой видных прогрессивных ученых во главе с академиком Бехтеревым.
В столице России Дорошев познакомился с рабочим движением, которое оказало влияние на формирование его марксистского мировоззрения. Первая мировая война не дала окончить институт. В 1915 г. он был призван в армию и как вольноопределяющийся отправлен в школу прапорщиков на станции Персиановка, по окончании которой был направлен на фронт, где провел всю войну в рядах 27-го Донского казачьего полка.
Февральскую революцию Ипполит Антонович встретил восторженно и сразу включился в революционную работу. Казаки-фронтовики избрали его сначала председателем полкового, а затем дивизионного комитета 5-й Донской казачьей дивизии. В июне 1917 г. сотник Дорошев вступает в ряды большевистской партии. Казачье реакционно настроенное офицерство объявляет ему бойкот. А рядовые казаки все больше проникаются уважением к молодому офицеру, ставшему на сторону народа.
В исторические дни борьбы с калединщииой и установления Советской власти на Дону И.А. Дорошев был одним из главных инициаторов и организаторов созыва съезда фронтового (казачества 10 января 1918 г. в станице Каменской и образования Донского казачьего военно-революционного комитета во главе с Ф.Г. Подтелковым.
19 января за подписями М.В. Кривошлыкова, И.А. Дорошева и др. была послана историческая телеграмма в Петроград от имени Донского казачьего ВРК о признании в качестве государственной власти Российской Советской Республики ЦИК и СНК во главе с Лениным.
В боях с контрреволюцией И.А. Дорошев вместе с народными героями Ф.Г. Подтелковым и М.В. Кривошлыковым возглавлял революционные части фронтового казачества. В конце февраля 1918 г. калединщина потерпела крах и на Дону установилась власть Советов. В марте 1918 г. была образована Донская советская республика. В первом ее правительстве И.А. Дорошев - нарком просвещения.
В апреле на I съезде Советов Донской советской республики И.А. Дорошев избирается от большевистской фракции членом ЦИК. В новом Донском советском правительстве И.А. Дорошев снова нарком просвещения.
После трагической гибели экспедиции Подтелкова ЦИК Донской советской республики 13 июня 1918 г. сформировал к станице Великокняжеской новый Совет Народных Комиссаров, председателем которого был назначен И.А. Дорошев, пользовавшийся среди революционно настроенной части казачества большим авторитетом. Одновременно он был военным комиссаром и председателем президиума ЦИК Донской советской республики. Находясь на этих постах, И.А. Дорошев много сил и революционной энергии отдавал делу мобилизации трудящихся Дона на отпор красновцам и немецким интервентам. Но продержалась тогда Советская власть на Дону недолго. Вся область была захвачена белогвардейцами и германскими империалистами, и в августе Донское советское правительство самоликвидировалось.
В начале сентября 1918 г. "по полномочию группы донских коммунистов и с санкции ЦК" И.А. Дорошев и А.А. Френкель приступили к организации подпольной работы на Дону. ЦК РКП (б) для руководства нелегальной работы создал Зарубежное Донбюро РКП (б), членом которого был И.А. Дорошев.
Донбюро, подчиняясь непосредственно ЦК РКП (б), в 1918-1919 гг. развернуло кипучую деятельность по разложению тыла белогвардейских войск Краснова и Деникина.
В начале 1919 г., когда значительная часть Дона была освобождена от белогвардейцев, Донбюро РКП (б), секретарем которого являлся И.А. Дорошев, приступило к восстановлению власти Советов в области. Но восстановить Советскую власть в северных округах области тогда не удалось - деникинцы снова захватили Дон. По партийной мобилизации И.А. Дорошева направляют в Красную Армию, где он комиссар инспекции кавалерии Южного фронта. После освобождения юга от белогвардейцев И.А. Дорошев - областной военный комиссар сначала на Дону, а затем на Кубани где одновременно являлся и членом областных ревкомов...
Он активно участвует в социалистическом строительстве: работает заместителем председателя Донского и Терского облисполкомов, председателем Кубано-Черноморского облисполкома, заместителем председателя Северо-Кавказского крайисполкома, начальником Северо-Кавказского краевого земельного управления. Много сил он отдает установлению колхозного строя в крае. В эти годы И.А. Дорошев являлся делегатом Всесоюзных и Всероссийских съездов Советов, где избирался в состав ЦИК СССР и ВЦИК, а также делегатом XVI съезда ВКП (б).
В 30-х гг. Ипполит Антонович работал в Москве на руководящей работе в Наркомземе СССР, а затем уполномоченным Комитета заготовок при СНК СССР по Омской области. В эти трудные и героические годы он беззаветно отдавал свои силы делу укрепления Советского государства.

ДОРОШЕВ Александр Антонович (дон.)(?-?) – уроженец станицы Гундоровской, из купцов, брат предыдущего участвовал в установлении советской власти на Дону.

    Ипполит был еще слаб после болезни и, как видно, из чувства самосохранения хотел миновать острые углы, сложившийся порядок в Донбюро и Гражданупре, обойти хотя бы бочком не вникая в глубинную суть разногласий.

    - Надеешься, что можно еще "выяснить"? - спросил Ковалев.

    Он остановился в прихожей и заговорил, не успев снять папахи и раздеться. - Ты знаешь, какое решение они выработали по Донской области?

    - Слышал... - сказал Дорошев с выражением насмешливого бессилия. - Это они из упоения победами и... от прошлых обид! Ты же знаешь Френкеля: не смог удержать Подтёлкова от пасхального христосования с повстанцами, а теперь хочет за это всю Донщину выжечь каленым железом. Каратель!

    - Ну, так как же нам жить при таком отходе от основных декретов и предписаний ЦК? - Ковалев подумал о Подтёлкове, его политическом младенчестве (неподсудном, впрочем, уже сейчас) и добавил:

    - У меня вон Миронов не станет христосоваться, а мягче его в обращении с пленными нет человека!..

    А следом за нами бегут мелкие политики, не нюхавшие пороха, но желающие "мстить". Кому? Настоящие белогвардейцы - за Донцом, вот бери винтовку в руки, иди и мсти, никто не возразит! А тут - народ, полтора миллиона казачьих животов да миллион иногородних мужиков, лояльных к большевизму. И тут - не позволим!

    Ковалев скинул у вешалки полушубок-боярку, одернул френч. И спросил с неожиданным интересом:

    - Слушай, Ипполит! А ведь я писал докладную-то в Центральный Комитет! Зачем же Лейба прискакал ее обсуждать? Ведомство-то не его?

    Пришлось уйти за шкаф, подальше от секретарши. Ипполит присел боком на широкий подоконник, закурил под открытой форткой аккуратную завертку из наборного мундштучка.

    - Понимаешь, Виктор... Владимир Ильич до сих пор часто болеет, еще не оправился после ранения, ЦК даже запрещает ему иногда работать.

    А Свердлов сейчас, что называется, не спит и не ест - готовит материалы на VIII партсъезд, времени-то в обрез! Практически все дела скапливаются пока в реввоенсовете.

    - Н-да, - выразительно, с чувством замычал Ковалев.


Рецензии