Надмирность русского пейзажа
«Великая Тайна, в красоте зимы русской явленная».
Часть вторая «Молитва Русской Души».
Глава третья «Надмирность» русского пейзажа»
Чистый, белый покров, на солнце сияющий! В своих бессмертных очерках написал Князь Е.Н.Трубецкой, что старинный город или монастырь среди заснеженных полей манит, как «потустороннее видение Града Божьего»...
А мы вслед за поэтом - Иеромонахом Романом вступаем в похожий на сказку, на видение заснеженный лес. (Странно было бы в таком исследовании не обратиться к произведениям того, кто жизнь свою Церкви посвятил. Да и автор известен не только людям воцерковлённым)
А зимний лес особенно торжествен,
Надмирен и величественно тих.
Сказать бы - уподобился невесте,
Но чистота сегодня не в чести.
Где же ключевое слово в этих отразивших самую суть русского зимнего пейзажа строках?! Конечно же, - «Надмирен». И даже невесёлые размышления о том, что «чистота сегодня не в чести» не затмевает главного образа и главной мысли.
Деревья преисполнились покоя,
Их не тревожит дятлов разнобой.
Как хорошо, оставив всё мирское,
Придти сюда, побыть с самим собой.
Застыть на миг. Коснуться опушенья
Рукой благоговейною своей.
Благодарить за чудопревращенье,
За этот снег, что сыплется с ветвей.
Кажется, ещё несколько шагов – и откроются перед надмирный пейзаж созерцающим Стены Святой Обители, в которой течёт своя, сокрытая от суетного мира жизнь. Где свершаются незримые миру труды, как свершается незримая работа внешне застывшей природы. Потому что для христианина природа – Нерукотворный Храм Творца, Книга Величия Божия, как сказал о ней М.В.Ломоносов. Не только зимою, конечно, - просто перед нами зимний пейзаж.
И замолчать под пологом небесным,
Светлея запорошенным лицом.
И предстоять с собранием небесным
В великом аллилуйя пред Творцом.
Покой и Надмирность!!! Отсутствие суеты! Все помнят, конечно, о «быстром и медленном» сне. Так молитва, как сказал один мудрый человек, – «медленное» бодрствование, потому что отрешается человек от суеты, душою и мыслями к миру иному устремляясь.
И молится лирический герой вместе с заснеженными, «преисполненными покоя» деревьями. Вместе со всем мирозданием Божиим возносит Хвалу Создателю! ...
Как-то ответила одна девочка на вопрос, зачем монастыри возводить там, где людей почти нет: «Против того, что с «рожками». Тот, конечно, в разном обличии явиться может, чтобы душу человеческую уловить – да только не одолеть ему Креста, не одолеть возносящейся к Небесам Молитвы, не одолеть «великого аллилуйя» - недаром говорят, что боится дьявол поющего христианина!
Как и во многих произведениях, к которым обращались мы ранее, происходит духовное восхождение. Происходит, благодаря созерцанию зимнего пейзажа, в котором воплотилось то, что пяти чувствам нашим неподвластно, что только духовным слухом и зрением постижимо - хоть немного...
«Мы должны определить Красоту как преображение материи чрез воплощение в ней другого – сверхматериального начала», - написал русский философ В.С.Соловьёв, к мыслям которого мы уже в беседе нашей обращались. И происходит преображение с душой, зимний, надмирный пейзаж созерцающего, вместе с мирозданием молитву к небесам возносящего!...
А к другим произведениям поэта, имя Романа Сладкопевца носящего, обратимся в следующей главе.
Свидетельство о публикации №219082201768