Надмирность русского пейзажа

   Цикл исследований «Лето Господне русской природы».
       «Великая Тайна, в красоте зимы русской явленная».    
    Часть вторая «Молитва Русской Души».
      Глава третья «Надмирность» русского пейзажа»
Чистый, белый покров, на солнце сияющий! В своих бессмертных очерках написал Князь  Е.Н.Трубецкой, что старинный город или монастырь среди заснеженных полей манит, как «потустороннее видение Града Божьего»...
А мы вслед за поэтом - Иеромонахом Романом вступаем в похожий на сказку,                на видение заснеженный лес. (Странно было бы в таком исследовании не обратиться                к произведениям того, кто жизнь свою Церкви посвятил. Да и автор известен не только людям воцерковлённым)
 
А зимний лес особенно торжествен,
Надмирен и величественно тих.
Сказать бы - уподобился невесте,
Но чистота сегодня не в чести.
 
  Где  же ключевое  слово в этих отразивших самую суть русского зимнего пейзажа  строках?!  Конечно же, -  «Надмирен». И даже невесёлые размышления о том, что «чистота сегодня не в чести» не затмевает главного образа и главной мысли.
 
Деревья преисполнились покоя,
Их не тревожит дятлов разнобой.
Как хорошо, оставив всё мирское,
Придти сюда, побыть с самим собой.
Застыть на миг. Коснуться опушенья
Рукой благоговейною своей.
 Благодарить за чудопревращенье,
За этот снег, что сыплется                с ветвей.
   Кажется, ещё несколько шагов – и откроются перед надмирный пейзаж созерцающим Стены Святой Обители, в которой течёт своя, сокрытая от суетного мира жизнь.                Где свершаются незримые миру труды, как свершается незримая работа внешне застывшей природы. Потому что для христианина природа – Нерукотворный Храм Творца, Книга Величия Божия, как сказал о ней М.В.Ломоносов. Не только зимою, конечно, - просто  перед нами зимний пейзаж. 
 
И замолчать под пологом небесным,
Светлея запорошенным лицом.
И предстоять с собранием небесным
В великом аллилуйя пред Творцом.
     Покой и Надмирность!!! Отсутствие суеты! Все помнят, конечно, о «быстром                и медленном» сне. Так молитва, как сказал один мудрый человек, – «медленное» бодрствование, потому что отрешается человек от суеты, душою и мыслями к миру иному устремляясь.
    И молится лирический герой вместе с заснеженными, «преисполненными покоя» деревьями. Вместе со всем  мирозданием Божиим возносит Хвалу Создателю! ... 
  Как-то ответила одна девочка на вопрос, зачем монастыри возводить там, где людей почти нет: «Против того, что с «рожками».  Тот, конечно, в разном обличии явиться может, чтобы душу человеческую уловить – да только не одолеть ему Креста, не одолеть возносящейся к Небесам Молитвы, не одолеть «великого аллилуйя» - недаром  говорят, что боится дьявол поющего христианина!
   Как и во многих произведениях, к которым обращались мы ранее, происходит духовное восхождение. Происходит, благодаря созерцанию зимнего пейзажа, в котором воплотилось то, что пяти чувствам нашим неподвластно, что только духовным слухом и зрением постижимо  - хоть немного... 
   «Мы должны определить Красоту как преображение материи чрез воплощение                в ней другого – сверхматериального начала», - написал русский философ  В.С.Соловьёв, к мыслям которого мы уже в беседе нашей обращались. И происходит преображение с душой, зимний, надмирный пейзаж созерцающего, вместе с мирозданием молитву к небесам возносящего!...
 А к другим произведениям поэта, имя Романа Сладкопевца носящего, обратимся                в следующей главе.
               


Рецензии