Изумрудный край

Очерк неизвестного, обнаруженный в музее поселка Малышева.               

В командировку на Урал двинулся  под впечатлением только что прочитанной книги «Угрюм-река» -люди необычные, события интересные.
Еду с интересными людьми: Гурген Акопович Арустамов -Главный инженер проекта (ГИП), Дмитрий Иннокентьевич Иванов -Главный специалист отдела. Тертые калачи, знают пропасть интересных людей и весь Союз, как геоло-графическую единицу. 26 мая 1965 года проехали родной Ярославль.

Вчера проигрался в преферанс – сегодня зубы на полку. Проехали Пермь. Кама разлилась, залив прибрежные строения. В Кунгуре есть свой пивзавод и довольно-таки неплохое пиво. Немного о поездке и впечатлениях. Что запомнилось больше всего? Природа. Строгая и в тоже время русская природа ласковая. Только распустившиеся нежные березки и темные островки вечно-зеленых елей, изумрудная трава и еще нагие крепыши дубки.
Запечатлелись станции, полустанки и переезды: иногда грязные и неуютные, иногда небольшие, но опрятные. Еще остались в памяти заводы, буровые вышки, пиво и Олег Борисович – спокойный и интеллигентный мужчина в пенсне с позолотой, мощного , но не рыхловатого телосложения. Отличный игрок. В Перми его встречал какой-то офицер.

Мы едем дальше. В 17 часов прибудем в Свердловск. На Малышевку прибыли в 22 часа. Типичный уральский поселок нового типа с красивым клубом и, ради чего он существует, карьером.
Разместились в квартире «люкс» предназначавшуюся когда-то министру. Шикарная легкая мебель, зеркала, приемники, холодильник, ковры, современная посуда, картины.
Я был поражен. Ванна не уступает лучшим московским, а сортир!? Прелесть! О поселке пока не могу ничего сказать – видел только из узких окон ГАЗика. Со временем опишу.

К 29 мая успел уже осмотреть все достопримечательности поселка. Вчера был занят и не успел описать сложившееся впечатление. Поселок небольшой – обойдешь за полчаса вокруг. В основном кирпичный. Двух-трех этажей домишки неплохо спланированные. Зелени хватает. Отличный клуб, профилакторий с бильярдом и телевизором, столовая на двести мест.
Окрестности- сосновый лес с березником и речушка Шамейка. Сегодня суббота, призадумались насчет рыбной ловли. После работы связались с главным инженером комбината С.И. Пряничниковым, у которого есть своя «Волга» Отличные места для рыбалки, с нами двое ребятишек.
Чтобы накопать червей пришлось ехать в поселок Шамейка, а пикулей ловили на водохранилище. Река Большой Рефт, перегороженная плотиной, образовала большой водоем с узкими заливами, в которых ежегодно выводится миллионы стрекоз. Это к тому, что пикуль личинка стрекозы. Завершая рыбалку, нарубили удилищ, затем вернулись в поселок.

Удивительная вещь – смотрим, как в Берлине проходит первенство Европы по боксу. Отлично, что Малышевка охвачена сетью Евровидения.  С утра в воскресенье снова на рыбалку. Еще темно, три часа. Пьем крепкий чай и в машину. Через 15 минут на месте. Водохранилище окутано туманом. Тихо и зябко. Гладь воды не трогает ни одна морщинка.
Восток алеет словно яичный желток в сковородке. Лёгкий ветерок начинает шевелить листья и чешую водной глади. Клева почти нет, рыба сыта. На уху все же наловили.
Вечером были приглашены в профилакторий на чай и телевизор. Главный врач, полная размалеванная женщина, любезно согласилась показать нам помещения учреждения: комнаты отдыха, бильярдную, лечебные кабинеты, телевизионную. Затем нас пригласили отужинать. Я вам доложу – ужин мне запомнился надолго: свежие огурчики в сметане, плов по уральски и отличный чай. После ужина состоялся приятный и ленивый разговор в холле. С сигаретой я совершил прогулку в лес.

Профилактория рассчитана на 52 человека, 26 человек обслуживающего персонала, не считая кухни. Государству, видно, обходится…..А что сделаешь? Нужно Рабочие здесь лечатся, отдыхают, регулярно питаются. Короче говоря, никаких забот кроме работы.
31 мая тяжелый день. Он принес массу впечатлений и полезных познаний. Посетили карьер, обогатительную фабрику, лабораторию по огранке изумрудного сырья. В девять часов, сопровождаемые главным геологом П.Ф. Шестаковым, прибыли на карьер. Работы ведутся на глубине 50 метров от поверхности. На дне тальковой муки по колено. Представляю, что творится в сырую погоду. Часто встречаются «старинные» горные выработки. Повсюду масса крепежного леса и другого хлама.
В карьере  работают четыре экскаватора ЭКГ-4, «малютки»-25-ти , тонные МАЗы, четыре буровые и бригада старателей в 12 человек, возглавляемая старым Молочковым.

В связи с тем, что цель нашей командировки в выявлении путей увеличения добычи экспортных изумрудов, поинтересовались, что думает по этому поводу  Молочков. Завязалась долгая беседа. Он, оказывается, знает много примет где искать и как искать изумруды. В слюдитовой жиле он не полезет на любой участок, а будет брать табачный. Молочков высказал ряд дельных соображений о материальном стимулировании старателей и контроле добываемых изумрудов. Вообще то, они дают не много – 15-18% от общего количества добываемых ювелирных изумрудов, 85-87% дает рудоразборка на фабрике. По металлу ручная рудоразборка дает 20%.

Комбинат небольшой, опрятный, людей почти не видно. В лаборатории наблюдал процесс отбора ювелирных образцов, их резку, огранку и готовую продукцию.
Был поражен громадным опытом работниц, а работают исключительно женщины. Говорят камни «понимают» только женские руки. Огранщицы и получают, соответственно, по 150-180 рублей в месяц. Вообще-то это крупнейшая фабрика по «производству» изумрудов в мире. Ее знают Индия, Бельгия, ценительница драгоценностей, Франция и Англия, Люксембург, Дания и другие страны.
Работницы фабрики простые русские женщины, даже не представляешь, что их руками творятся украшения для королев и миллиардеров.

После обеда отправились в контору управления карьером на встречу с Филиппом Феофановичем Золотухиным, главным геологом карьера. Состоялся длинный и интересный разговор. Он сразу же расположил к себе присутствующих. Среднего роста, загорелый, лицо с восточным акцентом, широкая кость, очки, янтарный мундштук с маленькими сигаретами. Человек большого ума. В настоящее время находится в «закрытом» конфликте с главным геологом комбината Шестаковым по вопросам геологии.
 Беседа шла о  перспективы нахождения изумрудов на глубине при подземной отработке, о причинах низкой старательной добычи, о причинах уменьшения содержания в зонах большого развития серпентинита.

Как я стал работником министерства.

Теплый вечер. Опрятный сад около профилактория. Нас трое командировочных и несмотря на разность в возрасте мы дружны. Я самый молодой, а тощая комплекция еще более молодит меня. В перерыве между таймами футбольного матча СССР – Уэльс я вышел на воздух покурить. За мной шел низкий, щуплый, немного подвыпивший проходчик. Неожиданно заплетавшимся языком он выдавил.
 -Молодой человек, а не скажете ли вы, как можно устроиться работать в министерство?
-Мне кажется, что это очень просто.
-А вы не скажете сколько вам лет ?
-Тридцать два.
-Значит не один я молодой.
Меня задел предвзятый тон разговора.

-Чтобы устроиться в министерство необходимо окончить геолого-разведочный институт, два или три года отработать в восточных районах в поисково-разведочных партиях или на шахтах, обязательно два года в Заполярье в системе Аэрогеологии и год в проектном институте.
-Сколько же вам годов? Тон стал мягче, но все же настороженный.
-Двадцать восемь,  а работаю я заместителем министра.
Проходчик в замешательстве не мог сказать ни слова, затем понял и разразился гомерическим смехом. Что было дальше, не стану тянуть резину – пора было идти к телевизору.

-Геолог я, работаю инженером в проектном институте.
Лето началось с температуры выше  +30. В Управлении, где мы работаем, прохладно и светло.
В газетах пишут о большой смертности детей в Колумбии. У меня сжимается сердце, ведь у меня есть сын. Во Вьетнаме гибнут беззащитные дети и женщины. Как хочется, чтобы все было спокойно.
Узнал историю открытия и эксплуатации всемирно известных изумрудных копей. Первые находки были сделаны в 1831году в районе нынешнего Свердловского (Сретенского) рудника в средней части изумрудной полосы. Изумруды были обнаружены случайно в растительном слое, в кореньях сваленного дерева.

Затем в свои руки взяли дело рудознатцы и различный люди искавший, счастье и удачу. К этому времени район привлекал к себе внимание в связи с разработкой асбеста на Баженовском месторождении, открытом в 1746 году……..
Малышевское месторождение было открыто  в 1833 году крестьянином одного из окрестных сел Карякиным (Так и написано, хотя в других источниках указана фамилия Карелин). Через три года, в 1836 году нам месторождении начались эксплуатационные  и поисково-разведочные , работы, проводимые казной.. К 1844 году работы достигли максимального по тем временам развития. Причем, на выявленных жилах, горные выработки опускались на глубину 18 метров .
Работы, по причине больших затрат, в 1854 году прекратились. В 1861-1862 гг. работы возобновились. Участок Малышевского месторождения исследовал горный инженер Миклашевский, который дал первое научное описание месторождения. Однако государство от него отказалось и вплоть до 1919 года им владели различные арендаторы и иностранные фирмы.

В 1924 году старатель Саутин нашел богатое гнездо высококачественных изумрудов, реализация которых принесла государству доход на сумму более чем миллион долларов. После этого случая начался период систематических разведочных работ.
С 1951 года на месторождении стали добывать технический берилл. Сейчас же стоит вопрос о том, чтобы снова перевести комбинат исключительно на добычу изумрудов. Ведь это же единственная наша изумрудная жемчужина, а ее нерентабельно переводить на бериллий. Свинство!
Чем занято у нас время после работы? Шахматы, прогулки вокруг поселка, кормежка комаров, телевизор, бесконечные разговоры о предприятии, в итоге чай и баиньки……
После временного потепления снова прохладно даже исчезли комары, кроме одного, который по ночам мешает спать. Тучи несутся с северо-запада, навевая холодную грусть. Еще кое что узнал о изумрудных копях, копаясь в архивных материалах.
Так, основную продукцию копей в 1938 году составляли драгоценные камни, первостепенную роль в которых составляли изумруды, александриты, фенакиты, хризобериллы, аквамарины. Топазы и горный хрусталь являлись побочным продуктом и не играли сколько-нибудь существенной роли в производстве.

Окончательную продукцию копей составляли ограненные изумруды, за исключением, так называемой изумрудной зелени, которая без огранки шла в виде экспортного товара.
Все изумруды по густоте окраски и степени прозрачности делились: на «экстра», вторая марка, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая «светлая» и просто восьмая.
Причем изумруды «экстра» тоже делились на марки: вторая, третья, четвертая, пятая и пятая «А», которые относились к к прозрачным экспортным камням. После первой очистки они проходили ряд операций: резка (для выбора лучших прозрачных участков весом не меньше 0,8 карат), огранка, доводка при шлифовке, окончательная шлифовка.

Не прозрачные марки: шестая, седьмая, восьмая идут, как кабошонное сырье. Они шлифуются в эллипсоидальной форме с одной плоской основой. И, кроме восьмой степени идут на экспорт.
Прозрачные изумруды восьмой светлой марки и кабошоны шестой идут на внутренний рынок в объединение «Русские самоцветы».
Сделал несколько выписок их архивных документов:
«До сих пор при эксплуатации не обращается внимание на драгоценные камни низшего порядка. Сюда, в первую очередь, следует отнести низкие сорта изумрудов, александритов, фенакитов, хризобериллов и бериллов часто высокого качества. Сырья для огранки указанных выше камней копи имеют почти в неограниченном количестве, особенно берилла.

В отношение берилла дело доходит до курьезных случаев, когда экспортные организации скупают ограненные камни у населения, в то время как бериллы чистой воды копи копи десятками килограммов ссыпают в общий концентрат, идущий в промышленную переработку, который оплачивается копям по 380 рублей за тонную.
Все изумруды, не подходящие под марки, идут в общую массу изумрудной зелени, сдаваемую копями экспортирующим организациям по цене 357 рублей за 1 кг. Все эти драгоценные камни можно было бы с большим экономическим эффектом для месторождения и предприятия использовать по их прямому назначению – изготовлению огранённых, предназначенных на экспорт, а главное, для удовлетворения потребностей широких слоев населения. Тем боле, что цены на них будут определяться только что стоимостью огранки.

В 1938 году существовали следующие плановые цены:
1. Граненные марочные экспортные изумруды за карат -353.87 руб.
2. Граненные изумруды для художественных изделий за карат  88.40 руб.
3. Изумрудная зелень за кг. 356.66 руб.
4. Берилл за тонну 380. 00 руб.
5. Флюорит за тонну 225.00 руб.
Кроме того, копи должны были по марочным изумрудам и изумрудной зелени выдерживать известное соотношение по маркам и сортам.
 
Технологический процесс всех существующих на копях обогатительных фабрик прост, сугубо примитивен и в то же время весьма несовершенный и дорогой. Он заключается в предварительном дроблении, последующей промывке в бунтарных бочках и, наконец, ручной отборке   драгоценных камней от породы на рудоразборных столах.
При этом способе полнота извлечения изумрудов зависит исключительно от индивидуальных качеств разборщиц (зрение, умения тщательно работать, честное отношение к труду, быстрота утомляемости, реакция к оттенкам цвета, техническая грамотность в определении минералов).
Это становится еще более понятным, что содержание изумрудов измеряется несколькими десятыми долей на один куб. метр породы.

Архивные материалы по копям дохнули на меня дедовской стариной. В мыслях начали возникать сюжеты рассказов повестей, анекдотичных случаев. Вообще, Урал располагает к занятию литературой – может быть здесь особый воздух для этого, или люди богатые по своей натуре, хранящие традиции древних рудознатцев.
Мы же подготовили и подписали, после длительного совещания, протокол. Миссия наша закончена,  пора домой».


Рецензии
УваЖаемый Александр! Спасибо за Урал! Детство и юность прошли в Каменске-Уральском (УАЗ). Зелёный. С уважением. Е.М.

Евгений Медиокритский   24.08.2019 11:31     Заявить о нарушении