О взаимной связи начальной военной подготовки и...

 
(О ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ   НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ  ПОДГОТОВКИ И СТУДЕНЧЕСКОГО  ОТДЫХА
 В СТРАНЕ В 1975 - 1978 ГОДАХ)


  В эпоху развитого социализма одной  из мотиваций  для поступления абитуриентов мужского пола в высшие учебные заведения страны являлось наличие в ВУЗе военной кафедры. Никто из поступающих в ВУЗ и не скрывал своего желания не служить в армии рядовым солдатом или сержантом  два, а на флоте -  целых три года.
  Еще одной причиной  такого пренебрежительного отношения к почетной обязанности советского гражданина было нежелание стричься  "под ноль".  В то время добровольно лишиться прически, стилизованной под западных "хиппи", было равносильно унижению и предательству тогдашних кумиров рок-н-ролла, рока и зарождающегося  «харда». Служить в армии без волос на голове в то время, когда по миру разъезжают с длинными патлами, пусть и за Железным занавесом,  такие монстры рок-музыки,   как «LED ZEPPELIN», «SLADE», «DEEP PURPLE», «ROLLING STONES»   и др., было бы очень непросто. А солисты в группах, с какими именами: Ян Гиллан (Ian Gillan), Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix, Роберт Плант (Robert Plant)  или группа  «NAZARETH» с неповторимым фронтменом Даном Маккаферти (Dan  Mс cafferty).

 Какая может быть стрижка наголо?

 Особым раздражителем для допризывников было прохождение медицинской комиссии. В сей процедуре были заложены элементы унижения молодых людей, которым нивелировали уровень врожденного патриотизма до недопустимо низких значений. Так при прохождении медицинской комиссии в городском доме культуры (!), нам приказали раздеться почти донага, и мы стыдливо прикрывали медицинскими карточками свои первичные половые признаки. В таком «неглиже» мы бегали от одного врача к другому среди снующих туда–сюда молодых медицинских сестёр. Когда мы с одноклассником М. зашли на прием к урологу, тот сидел за столом, заполняя какие–то бумаги. Прикрываясь медицинскими карточками, мы стояли у дверей в тревожном ожидании осмотра. Не глядя  в нашу сторону, врач произнес вслух фамилию одноклассника и добавил:
 - Подойди и положи на стол!
Парень простоял несколько секунд в замешательстве, затем подошел вплотную к столу, привстал на цыпочки и в точности выполнил данную ему команду. Врач поднял голову, посмотрел на затюканного допризывника и с расстановкой пояснил:
- Я говорил о медицинской карточке!
Товарищ быстро соскользнул с угловой части стола и положил на него свои документы….
Для меня существовал еще один мощный раздражитель для временного уклонения от срочной службы до окончания моего призывного возраста.

  ЗНАКОМСТВО

 С самого раннего детства в ближайшей библиотеке я был почётным и заслуженным книгоманом, так как прочитывал огромное количество книг.  Обладая неплохой  памятью,  я закачивал в себя огромное количество прочитанной информации. Целенаправленной темы не было, читал все подряд. Со временем литературный вкус начал формироваться и я отдавал предпочтения путешествиям, классикам мировой зарубежной литературы - Ги Де Мопассан, Эмиль Золя, братья Гонкуры, Эрих Мария Ремарк, Сомерсет Моэм и др. Современная периодика также присутствовала. Много книг я прочитал о Великой отечественной войне. Такие имена, как Матросов, Гастелло, Заслонов, Кузнецов, Кожедуб, Покрышкин,  были для меня не пустым звуком. Со временем пришло и увлечение фантастикой. Пожалуй, из всех прочитанных мною книг «Похождения Бравого солдата Швейка» чешского писателя Ярослава Гашека (Jaroslav Ha;ek) с рисунками Йозефа Лада, как я сейчас понимаю, во многом определили мой жизненный путь.

 Когда  коллега по работе предложил мне прочесть книгу, я отнесся к этому скептически.  Талмуд в невзрачном переплете с нарисованным на нём кострубатым солдатом в австрийской форме и огромных сапогах не вызвал у меня особого доверия. Несколько дней назад я прочитал роман французского писателя Гюстава Флобера «Мадам Бовари» и находился в  состоянии солидной эйфории. Какие могут быть похождения чешского солдата да ещё в первой мировой войне? Если  роман еще и на чешском языке, то это вообще существенно затруднит подходы к нему.
Толстая книга несколько дней пылилась на полке. На пытливые взгляды моего коллеги я отвечал уклончиво, читаю! Еще через несколько дней суммарные вопрошающие взгляды коллеги пробили брешь в моей совести, я удобно  устроился на диване и открыл первую страницу огромного двухтомника. На кухне мама гремела кастрюлями, а сынуля начал погружаться в атмосферу юмора великого чешского писателя Ярослава Гашека. После прочтения всего нескольких страниц по моему телу пробежали теплые судороги, а коленные чашечки слегка завибрировали.
Что это? Простыл на рыбалке? Воспаление седалищного нерва? Геморрой?
 Прокатившаяся по всему телу теплая волна испугала меня не на шутку и, достигнув кончиков стоп, ушла в окружающее пространство. Тело вновь обрело горизонтальную остойчивость, и я попытался осторожно продолжить чтение. Этой самой осторожности в ожидании повторных судорог, надолго не хватило. На этот раз источник непроизвольных мышечных сокращений появился  в районе пупка, и стал периодически его раскачивать вверх–вниз, вверх-вниз. Предположительно, я издавал какие–то звуки, т.к. моя мама задала мне первый тревожный вопрос:
- Сына, у тебя все в порядке?

  Несколько помедлив с ответом, я ответил утвердительно и продолжил чтение, постепенно продвигаясь к прогрессирующей истерике.  Мои колени,  то и дело подбрасывало выше головы. Всеми силами я пытался себя сдерживать от издания звуков, особенно, неконтролируемых. Когда в механизме по сдерживанию взрывных эмоций полностью разрядились батареи, я перешел в объёмную Вселенную Ярослава Гашека и стал принимать непосредственное участие в судьбе бравого солдата Швейка. На диване оставалось лежать моё тело, а на самом деле я сидел в чешской таверне «У Калича» и пил холодное пенистое пиво в обществе Швейка, поручика Лукаша и фельдкурата Отто Каца.
  Этого Каца, после того как он загрузился пивом по самые кингстоны, мы со Швейком взялись провожать домой. Это было довольно удобно, так как в это время Йозеф служил денщиком у этого пьянчуги.  Фельдкурат  всю дорогу орал всякие непристойности и когда они у него закончились, он во всеуслышание заявил, что термос – это сосуд для сохранения постоянной температуры жидкости и чуть не свалился на мостовую. Когда нам удалось посадить его удобнее, он «вынырнул» из почти летаргического сна и стал беспрестанно повторять одну и ту фразу:
- Я – Отто  Кац,  фельдкурат!
Когда в 100–й раз армейский священнослужитель повторил это изысканное заклинание, Швейк от смеха свалился с седел  на брусчатую мостовую, а я скатился с дивана на пол и ржал вместе с той самой австрийской лошадью, которая везла меня в гости к  фельдкурату.
Мамочки! – то ли подумал, то ли позвал я на помощь. В перевернутых дверях появилась моя мама и участливо спросила:
- Сына! У тебя всё в порядке?

  Второй вопрос не блеснул новизной, но заставил мой внутренний гироскоп заработать в полную силу. Моё тело, лежащее на полу, постепенно заняло нормальное положение, животом вниз. Глаза искали выскользнувшую книгу, которую отбросило лошадиными копытами на изрядное расстояние.
- Брать книгу или не брать? – вот в чем был вопрос.
Для того чтобы не утомлять читателя длинным отступлением сразу скажу, мы с Гашеком стали большими друзьями, вернее, я с ним. Изучая биографию чешского писателя,  я набрел  на интересный факт: в 1915 году Ярослав Гашек как военнопленный под номером № 294217, содержался в лагере под Киевом,  в Дарнице, где позже в 1946 г. родилась моя двоюродная сестра.  В том лагере разразилась эпидемия тифа, из-за которой погибло множество пленных. Гашек также заболел, но чудом выжил.  Через тот пересыльный пункт «прошло» чуть ли не половина призывников Киева после революции 1917 года. Именно по этой причине у меня устойчиво сформировалось вышеупомянутое «в–третьих», которое крепко засело у меня в голове.

  Итак, с первой попытки, имея, как минимум, три мощные мотивации, я стал студентом технического вуза с прикрепленной к нему военной кафедрой, географически расположенной где-то в другом конце города.
Первые два года учебы в институте, никто и не вспоминал о какой–то там кафедре. Только на  третьем курсе «военка» заняла своё  устойчивое место в расписании наших занятий.

(продолжение следует)


Рецензии