Первый трижды Герой Союза ч. 39

Опустились они в расположении советских войск, на плацдарме. Снова в воздухе зарокотали очереди пушек и пулемётов. Бомбардировщики, не доходя до переправы, поспешно сбросили бомбы и развернулись на запад. Вскоре ещё один «фоккер» врезался в землю. Остальные на бреющем уходили из боя. Один из истребителей противника, по-видимому, перепутав в испуге направления, пикировал в сторону дивизионного КП. За ним погнался Цветков. Его очередь попала не только во вражескую машину, но и осыпала дамбу около КП. Подбитый «фоккер» пытался развернуться и уйти за Одер, но второй очередью командир группы вогнал его в землю. На насыпи, за дамбой, собралось до полсотни солдат и офицеров. Они внимательно следили за воздушным боем, слушали команды истребителям. Воздушный бой закончен, передышка. Вдруг просвистели снаряды над головой, вздыбились взрывы перед дамбой, среди домиков, где расположился КП Бакланова. Немецкие артиллеристы, вероятно, засекли групповую цель и повели пристрелку. Находиться на дамбе было небезопасно – немцы брали в вилку разрывов. Но и уходить не позволяло достоинство командира. Обстановку разрядил адъютант Бакланова. От имени комкора он попросил уйти всех за дамбу, передал приглашение прибыть к нему на завтрак. Вместо горячей пищи, открыли консервы, так как кухня была разбита, а повар ранен. С КП командарма сообщили, что туда доставили сбитых фашистских лётчиков, и просили приехать на их допрос. Покрышкин тут же выехал. Важно было услышать мнение противника о боевых действиях лётчиков авиадивизии, получить новые сведения о воздушной группировке врага.

Лётчик со сбитого «Фокке-Вульф-190» сразу заявил, что давать показания не будет, мотивировал это тем, что является членом фашистской партии с начала тридцатых годов. Это был матерый враг, убежденный нацист. Затем ввели майора, командира группы бомбардировщиков. Он охотно давал исчерпывающие ответы на вопросы, сообщил ряд важных и интересных сведений. Оказалось, что он и другие лётчики группы бомбёров были инструкторами авиашколы в Брно. Учебное заведение, как и другие, расформировали и всех пилотов направили в боевые лётные части, а техсостав – в пехотные войска. Этот боевой вылет для него был первым и последним. Он откровенно жаловался на нехватку лётного состава, особенно опытных лётчиков, имеющих боевой налёт. Это было приятное известие, так как стало очевидным – главенство в воздухе перешло к советским авиаторам! Это они в тяжёлых схватках в прошедшие годы войны выбили опытных пилотов противника. От командующего ВА поступило распоряжение о подготовке в начале февраля к Нижне-Силезской операции. Предстояло окружить Бреслау, крупный город и промышленный центр. Исходя из этого, боевые действия авиадивизии должны переместиться севернее. Базирование полков в Ченстохове из-за большого расстояния от предполагаемого района действий не позволяли эффективно использовать истребителей в предстоящей операции. Надо было немедленно искать аэродромы ближе к Одеру. По разведкарте определили аэродром с бетонной полосой Альтдорф, в районе небольшого г. Крейцбурга и решили под вечер его осмотреть. В час ночи добрались до дивизии. Поездка была рискованной, но крайне необходимой.

Начштаба Абрамович получил подробные указания: с утра направить передовые команды аэродромного батальона, подготовить полки и штаб дивизии к перебазированию в Альтдорф, при этом иметь в виду блуждающие в окрестностях группы противника. Через несколько дней полки начали боевую работу с аэродрома Альтдорф. Первой вылетела с него группа Дольникова. Патрулируя четвёркой над переправами через Одер, Дольников получил предупреждение с пункта наведения: – С юго-запада на подходе группа противника. Не допускайте её к переправам! Вскоре лётчики группы обнаружили идущую на них шестёрку «Фокке-Вульф-190». Дольников приказал второй паре набрать высоту, а своей пошел в лобовую атаку. Противник не принял её и стал уходить вверх. Дольников успел обстрелять ведущего и сбил его. Второго «фоккера» подожгла находившаяся выше пара Синютина. В ходе боя Дольников расстрелял ещё одного «фоккера». Остальные вражеские истребители поспешно, форсируя моторы, вышли из боя и направились со снижением в западном направлении. Впереди было ещё немало подобных боёв с небольшими группами «Фокке-Вульф-190», несмотря на сложные метеоусловия начала февраля. Потерь среди не имели. Лишь однажды из-за своей оплошности едва не погиб молодой лётчик. Произошло это западнее Одера. В ходе боя он оторвался от своей группы. Не имея навыков пилотирования в сложных метеоусловиях, растерялся и, оказавшись один, пытался взять курс на аэродром, но потерял ориентировку. Внизу заметил поле около населенного пункта и решил сесть. Думал, что находится уже на освобожденной территории. Посадку совершил удачно. Видит, к нему бежит девушка. Открыл кабину, слышит ее крик: – Куда вы сели!? Здесь немцы!

Улетайте скорее, а то они вас схватят! – А кто ты такая и как здесь оказалась? – Я принудительно вывезена немцами в Германию, работаю у помещика. Улетайте скорее! Вон уже солдаты бегут сюда! У лётчика хватило решимости оценить обстановку. Он успел даже спросить у девушки название населённого пункта. Лишь после этого дал газ и взлетел над головами подбегавших солдат. В те дни большая нагрузка легла штурмовиков и бомбардировщиков. Они смело и решительно наносили удары в пекле зенитного огня. В таких условиях погиб один из наиболее талантливых лётчиков бомбардировочной авиации, командир корпуса пикировщиков Пе-2 ген. И. С. Полбин. В тот день он повел большую группу для нанесения бомбового удара по военному объекту в Бреслау. Лётчики точно вышли на цель. Группа бомбардировщиков попала под сильный зенитный огонь. Но Иван Семёнович Полбин, подавая пример лётчикам всей группы, как всегда хладнокровно и уверенно вёл себя в этих сложных условиях. Но вот зенитный снаряд разорвался в кабине пикирующего бомбардировщика.

ВЗЛЁТ С АВТОСТРАДЫ

Из падающего горящего Пе-2 выбросился с парашютом лишь стрелок-радист. И. Полбин и его штурман, по-видимому, получившие тяжёлые ранения, самолёт не покинули и упали вместе с ним в воды Одера. Гибель отважного комкора, дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина была тяжёлой утратой для ВВС. Улучшение погоды в феврале принесло трудности в боевой работе. Сдерживала начавшаяся предвесенняя распутица. Грунтовая полоса обеспечивала безопасность взлёта и посадки лишь по утрам, после ночных заморозков. К середине дня становилось теплее, почва оттаивала, затрудняла взлёт и посадку. Самолеты на разбеге с трудом отрывались от вязкой земли в конце полосы и на пределе перетягивали лес на границе аэродрома. На посадке колёса зарывались в грунт. Произошло несколько поломок шасси. Могло быть капотирование самолетов, поломки винтов. Пришлось, как всегда в трудных условиях, выпускать на боевые задания только опытных летчиков. В штабе ломали голову: что делать.

Понимали, что весенняя оттепель грозит полностью закрыть боевую работу. А допустить этого было нельзя. Требовалось немедленно перелететь на новые бетонные аэродромы, имеющие полосы. При встрече с ген. С.А. Красовским, Покрышкин попросил у него разрешения перегнать полки на захваченный аэродром в Оппельне, с бетонной полосой. Получил отказ и новую задачу. Авиадивизияи вновь ставилась задача по прикрытию танковой армии ген. П. С. Рыбалко, действующей на правом крыле фронта. Аэродром базирования – Аслау, западнее Легницы, а это уже бросок за Одер. Были немедленно высланы передовые команды от батальона аэродромного обслуживания, от полков и штаба дивизии. Спустя два дня они доложили о прибытии. Комдив А.И. Покрышкин в составе пары боевых самолётов вылетел на осмотр состояния аэродрома. Связавшись по радио с передовой командой, лётчики услышали предупреждение: – «Сотый», грунтовая полоса раскисла, непригодна для посадки. Бетонной полосы здесь нет. Мысль забилась лихорадочно, что делать? Надо искать выход, и искать его не где-нибудь, а именно здесь. В полёте Покрышкин внимательно наблюдал не только за воздухом, но и за землей, поэтому принял решение сесть на пролегающую рядом с аэродромом двухполосную автостраду, точнее на одну из её полос. Заход на посадку. Внизу узенькая лента бетона шириной не более 9 м. Размах же крыльев самолёта 12 м и разнос шасси – четыре. Рискованно, но садиться надо. А на автостраде – отмечается слабое движение автомашин. Приходится трижды уходить на второй круг. На четвертом заходе разрыв между автомашинами обеспечил безопасный пробег после посадки. Своим приземлением Покрышкин закрыл проезд и тут же запросил напарника: – Голубев, садиться можно.

Справишься? – Захожу на посадку! – отвечает уверенно. И действительно, садится удачно. За посадкой пары наблюдали офицеры, прибывшие с передовой командой. Вскоре подошла автомашина и комдив поехал осматривать аэродром. Грунтовая полоса была в плохом состоянии. Состоялось тщательное обсуждение обстановки. В итоге решено: полки посадить на автостраду. Это было не просто и могло повлечь за собой серьёзные поломки самолётов. Однако другого выхода не было, надо рисковать. Разумный риск – спутник победы. И в будущем он себя оправдал. Лётчики дивизии успешно прикрывали с воздуха танковую армию ген. Рыбалко, не раз спасали танкистов от штурмовок «фоккеров». Сразу же закипела работа. Воины БАО сделали объездную дорогу вокруг нового аэродрома, притащили большие транспортные планеры, устроили из них баррикады под пересекающими мостами на концах импровизированной взлетно-посадочной полосы. С внешних сторон баррикад поставили на всякий случай щиты с надписью «мины». С утра следующего дня начался поэскадрильный перелёт на автостраду в Аслау. Садились летчики на девятиметровую полосу. Среднюю грунтовую часть автострады, разделяющую бетонные полосы, только начали заделывать битым кирпичом от взорванных зданий на аэродроме. Покрышкин лично руководил посадкой по радио, подсказывал летчикам: – Спокойно заходи! Садись точно на середину полосы и выдерживай направление без резкой работы тормозами… Молодец. Отлично сел. Перед мостом сруливай вправо по бетонной дороге. К середине дня более 120 самолётов сели на дорогу. Ни одного ухода на второй круг, ни одной грубой посадки и поломки. В истории авиации ещё не было случая посадки боевых самолётов на дорогу шириной 9 м.

Продолжение следует в части  40                http://proza.ru/2019/08/23/1525


Рецензии