Кошелёк

         В этот день Кузьминична получила пенсию и по дороге в сельмаг, думала, как ею лучше распорядиться. Тридцать два рубля одной вполне хватало. Всю свою жизнь она проработала на ферме в колхозе, и пенсия по тем временам у нее была неплохая. Тем не менее, старушка считала каждую копейку. Хотя ещё выручал огород, курочки свои да Матрёшка, так звала она корову. Две дочери, что жили в городе, ей не помогали. Помочь-то им, собственно, и нечем было. У каждой из них имелись свои проблемы. У одной муж был на инвалидности, она сама трудилась на двух работах и с трудом могла прокормить семью из четверых человек. У второй было трое маленьких детей. Муж работал, но денег приносил не так много. От получки до получки приходилось занимать. И Кузьминична десятку ежемесячно отправляла дочерям, каждой по пять рублей. Приезжали они к матери очень редко и то больше затем, чтобы взять соленья да варенье. Правда, по осени помогали старушке выкопать картошку, большую часть которой потом увозили себе, в город.
                «За дрова надо бы рассчитаться, должна я за них семь рублей, в этом месяце отдам два, остальные в следующем. Лампочки не забыть купить, во всём доме одна осталась, которая горит в спальне, пока до неё доберёшься в тёмное время можно ноги переломать. Макароны кончились, крупы кой- какие тоже», - думала Кузьминична, идя к магазину.
Снег уже слегка подтаивал, валенки старушки, на которых были надеты резиновые галоши, иногда скользили, поэтому она шла медленно и внимательно смотрела под ноги. Вдруг видит у себя на пути что-то черное, лежащее в мокром снегу. Кузьминична наклонилась и подняла.
«Кошелёк! Чей это?» - подумала старушка и стала его внимательно рассматривать.
Он оказался из чистой кожи с каким-то металлическим значком, посередине, в виде щита.
«Что делать? Не оставлять же его здесь в снегу», -мелькнула мысль, и она посмотрела по сторонам.
Никого рядом не увидев, положила находку в карман своего потёртого пальтишки и продолжила путь, думая о найденном предмете.
«У кого-то сейчас вот горе, ведь там, наверное, деньги и немалые, он совсем не худой. Небось, хозяин уже спохватился и сейчас ищет пропажу».
Кузьминична остановилась, на всякий случай осмотрелась вокруг, вытащила из кармана бумажник и открыла. Купюры в нём лежали: несколько штук пяти и десяти рублёвого достоинства.
-Батюшки! Деньжищи-то, какие!
Она посчитала деньги, всего оказалось пятьдесят пять рублей.
-Моих полторы пенсии, - прошептала старушка.
В кошельке был небольшой отдел, с окошечком. В нём лежала фотография красивой белокурой женщины, на обратной стороне которой было что-то написано. И никак эту надпись из-за своего плохого зрения, пенсионерка не могла прочесть.
В этот день в сельмаге было немало народу; видимо, многие старики получили пенсию, и может, получка была. Кузьминична заняла очередь и тихо стояла, думая о находке.
«Может, Дуське-продавщице отдать его, пусть поспрашиват у покупателей, глядишь, и хозяин найдётся. Небось, обыскался, ведь деньжищи-то, какие!»
Только вот Дуське не доверяла она.
«Та ещё вертихвостка, может и не отдать, а скажет, что отдала. Нет, ей я не дам».
-Бабка, ты, что рот разинула? Второй раз спрашиваю, чего будешь брать? – очнулась она от окрика продавщицы.
Набрав, всё, что планировала, Кузьминична отошла в сторону, но не уходила. Народ в магазине стал рассеиваться.
-Ты ещё что-то забыла купить? - спросила Дуська, увидев, что та не уходит.
-Да, я спросить хотела.
-Ну, спрашивай, - сказала продавщица, когда в магазине уже никого не было.
-Муки хорошей, что ль нужно, но она дороже будет этой.
-Да не в муке дело.
-А в чём тогда?
-Я вот чё хотела спросить у тобя..,- воцарилась пауза.
-Ну, так, что ты хотела? - перешла на крик Дуська.
-Никто ни чё не терял? – шепотом спросила старушка.
-Нет, а что?
-Да, ни чё,- ответила пенсионерка и вышла из магазина.
Дуська выскочила следом и крикнула: - Ты что-то нашла?
Пенсионерка отмахнулась и, ускорив шаг, пошла домой.
         Придя, Кузьминична достала из комода деревянную шкатулку, положила туда кошелёк и спрятала её в сундуке под бельём. Этот сундук ей ещё от родителей достался. Женщина использовала его за место сейфа, так как он закрывался на замок. Спрятав кошелёк, она присела на стул и задумалась:
«Небось, человек уже обнаружил потерю, а она вот, у меня. Как найти того беднягу?»
Старушка знала, каким трудом деньги достаются.
«Будь они прокляты, от них одни беды и без них никуды», - думала женщина.
            Рано утром она снова зашла в сельмаг. Кроме Дуськи, которая только что приняла товар, никого не было.
-Здравствуй, Дуся! - поздоровалась Кузьминична.
Продавщица в ответ кивнула, раскладывая товар на прилавки. Пенсионерка, молча, ждала, когда та освободится и подойдёт к ней.
-Ты что-то хотела? – услышала через пару минут Кузьминична.
-Я вот что хотела, вчерась я на дороге нашла кошелёк, ежели кто будет спрашивать, скажешь, мол, он у меня. Пущай ко мне приходют, я его отдам.
Дуська присела, выпучила на старуху глаза и спросила: - А он с деньгами?
-А то…
-Сколько там, Кузьминична?- не унималась продавщица.
-Много, не твого ума дело.
-Можешь оставить его у меня в магазине.
-Нет, уж, пущай лучше он у меня будет.
-Ты что не доверяешь, старая? - обиделась Дуська.
-Я что хотела, тебе сказала, покеда, прощевай, - произнеся это, старушка вышла из магазина.
                Прошло два дня. За находкой никто не приходил. На третий, к вечеру слышит она стук в двери.
«Кого это несёт? Ах, да, может, за кошельком», - подумала Кузьминична, открывая двери.
Это был Митька, тракторист со свинофермы.
-Баушка, мне сказали, что ты мой кошель нашла, - с порога выпалил он, обдав старушку перегаром.
-Митяй, ты лучше на меня не дыши, - прикрыла нос ладошкой пенсионерка.
-Так, говоришь, твой? А кто тобе про то, что я нашла сказал?
-Всё село знает, что ты нашла его.
-Вот, Дуська, разболтала таки, - вырвалось у старушки.
-Кошель-то какого цвета у тобя, Митяй?
-Баушка, он коричневый такой.
-А сколько у тобя денег в нём было?
-Десять рублей, там лежат, Кузьминична, - уверенно ответил ей Митька.
-Можь, когда-то и был у тебя кошелек коричневый, и десять рублей в нём было, да давно, видать, это было. А этот другого цвета и совсем не десять рублей в нем. Так что топай отсель, пока участкового не крикнула, он-то рядышком живёт.
-Баушка, тихо! Не мой, значит, не мой, - шёпотом произнёс тракторист.
-Ну, тогда на похмел, три рублика займи до получки, - попросил он.
-Иди, голубчик, лучше проспись, завтра на работу тобе, - сказав это, Кузьминична захлопнула дверь перед самым Митькиным носом.
                Прошла неделя. Никто не пришёл за деньгами. Вся деревня уже знала, про находку Кузьминичны. С утра старушка ходила на колодец за водой.
Бабы выпытывали, какую сумму она нашла. Та, не говоря ни слова, наполнила вёдра и ушла.
По дороге  вспомнила, что в бумажнике лежала фотография, и на ней было что-то написано.
«Что это я раньше-то её не рассмотрела, там ведь надпись имеется», - спохватилась старушка.
Придя домой, тут же достала фото из  бумажника, надела очки и стала внимательно читать.
-Мо-ему  лю-би-мо-му  архи-кек-то-ру Ка- мы-шину А.Н.,- по слогам вслух произнесла она.
-Ар-хи-кек-тор,- с трудом повторила старушка.
-Не понятно.
-Ар-хи-тек-тор,- наконец, правильно прочитала пенсионерка.
Кузьминична быстро засобиралась, ей надо было оплатить часть денег за дрова. Женщина решила в сельсовет взять с собой эту фотографию.
«В правлении, может, кто знат, о ком эта надпись».
Оплатив часть денег за дрова бригадиру, она подошла к председателю и спросила:- Трофимыч, ты, случайно, не знашь  Архи…,- Кузьминична забыла то слово,  на фотографии.
Спохватилась, что очки-то свои оставила дома.
-Архиерея?- с улыбкой спросил председатель.
-Да не, на, погляди, что здесь написано, - и подала ему снимок.
-Камышину А.Н, - прочитал председатель.
-А, так это Анатолий Николаевич, архитектор, он недавно у нас был, по его проекту мы делаем кормовой комплекс.
-Во-во…архикектор!- обрадовалась Кузьминична.
-Трофимыч, а где он?
-Как где? В городе, он там живёт.
-А как его найти?
-Ты что, старая, в город, что ли, собралась, да и зачем тебе архитектор-то я не пойму?
-Я кошелёк его нашла, а в нем вот эта фотография была. Мне надо вернуть.
-Там ещё деньги лежат, - добавила старушка.
-Коли так, у меня где-то был записан его номер телефона.
Трофимыч открыл лежащий на столе блокнот и стал искать.
-Сейчас мы ему позвоним, - найдя номер архитектора, весело сказал он.
 Кузьминична, с облегчением вздохнув, присела на стул напротив.
-Анатолий Николаевич, добрый день, - громко приветствовал архитектора председатель.
Он задал ему несколько вопросов по проекту комплекса, получив ответы на них, спросил:
-Ты портмоне свой не терял? Ну вот, а мы его нашли, вернее не мы, а Кузьминична, наша заслуженная пенсионерка. Ну, вот как раз на следующей неделе привезёшь документацию и заберёшь его, - услышала пенсионерка.
-Я принесу мигом, - сказала она.
Кузьминична почти бегом выбежала из сельсовета и понеслась к дому, прохожие сельчане в удивлении оборачивались, дивясь такой скорости старушки. Буквально через пятнадцать минут портмоне лежал на столе председателя.
-Кузьминична, да не к спеху это, Камышин приедет только на следующей неделе, сама бы и отдала.
-Нет, уж, Трофимыч ты отдашь, я и так вся извелась, сколько ведь дней он уже у меня дома лежит.
-Ещё вот что..., пересчитай-ка деньги. В нём пятьдесят пять рублей. Мне так спокойней будет.
Председатель удивлённо глянул на нее, достал из бумажника купюры и посчитал.
-Всё верно, здесь, как ты сказала, ровно пятьдесят пять рублей.
-Ну, я тоды пошла.
-Ступай, и спасибо тебе, дорогая.
-Отблагодарить бы бабулю надо, - сказал он вслух, когда та была уже за дверью.
                Кузьминична, счастливая возвращалась домой. У неё было легко на душе, как будто камень с нее свалился.
«Слава Богу, нашёлся хозяин, слава Богу», -думала пенсионерка.
Архитектор Камышин оказался солидным и вежливым человеком лет сорока. Приехал он на следующей неделе и зашёл к ней.
Осторожно постучав, спросил:
-Хозяюшка, войти-то можно?
-Можно, можно,- открыв дверь, поторопилась ответить старушка.
-Вы извините меня, я вам тут снегу нанёс, – сказал он, как только вошёл.
-Ничего, проходите в залу.
Кузьминична сразу поняла, что это и есть тот самый архитектор Камышин.
Мужчина снял с головы чёрную каракулевую шапку и прошёл.
-Раздевайтесь и садитесь за стол, я вас сейчас чаем напою.
-Милая, извините, меня машина ждёт, в 15-00 мне надо быть в Горсовете. Я должен вам сказать огромное спасибо, выручили Вы меня, этот бумажник был ценен не только деньгами. Он вытащил из кошелька десять рублей и положил на стол. Кузьминична, как увидела это, замотала головой.
-Что вы, что вы, - забормотала она, - при этом взяла деньги со стола, и быстро засунула архитектору в карман шубы. Камышин покраснел.
-Спасибо, бабушка, огромное спасибо и всего вам доброго! – мужчина поклонился.
-Не за че,- тихо прошептала Кузьминична вслед.
-А что это за красавица у тобя, милок, там на фотографии?-вдруг спросила она уходящего гостя.
-Это моя жена.
-Вот ей и скажи: Спасибо.
             На следующий месяц, получив пенсию, старушка зашла в сельсовет отдать оставшиеся деньги за дрова.
-Твои дрова уже оплачены, - громко сообщил Трофимыч, увидев пенсионерку.
-Как это? - удивленно открыла рот старушка.
-А вот так это, ты человеку сделала доброе дело, а он-тебе, - улыбаясь, сказал председатель.
-А кто этот человек- сама догадаешься.
-Архи…,- дальше это слово она опять забыла и замолчала.
-Да! Он, он.
-Спасибо! - тихо вымолвила Кузьминична.
-Мне- то за что?
Идя домой, старушка улыбалась.
«Добрый человек этот архикектор Камышин», -думала она.


Рецензии
Хорошая, добрая история, оставляет добрые чувства от прочтения.
С добрыми пожеланиями!

Николай Елисеев   15.01.2023 17:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.