Город Золотой

    Ялта. Бархатный сезон. Визит спонтанный, я налегке. На повестке дня всего одна задача – концерт. Не море и не отдых. Не люблю срываться с места, но здесь случай подвернулся. Да и что уж говорить, я на месте. Осталось купить билет и найти ночлег. Одна ночь и домой.
    Город курортный. Многолюдно. Что творится в разгар сезона сложно и представить. Из знакомых – никого. Та самая набережная из «Дамы с собачкой». Миную ее и аллею со скучающими художниками. Дальше улица, магазин, кафешка. Не плохо бы с мыслями собраться и все спланировать, уж такой я человек. Неопределенность хуже ада. Ничто не должно испортить сегодняшний вечер.
    На столике в кафе появился стакан грейпфрутового сока и кофе. С молоком. По аналогии с «кашу маслом не испортишь», хочется сказать – «молока много не бывает». Но его все равно мало в и так маленькой чашечке. А вот сок вкусный и прохладный.
    Концертный зал на набережной, значит и жилью следует быть где-нибудь поблизости. Тогда мне не придется после концерта блуждать незнакомыми улочками в темноте. 
    Группа людей с табличками «жилье» разместилась в конце улицы неподалеку от телефонных автоматов. Мой выбор пал на положительную с виду женщину, которая устроилась на раскладном стуле в тени огромного старого дуба. Запрос отправлен во Вселенную, поэтому сейчас эта женщина что-нибудь да подберет. С заговорщицким видом она отвела меня в сторону, подальше от конкурентов. Она прятала меня от них, словно я детеныш семейства крабовых, на которого сейчас спикирует прожорливая чайка и унесет в клюве. Поэтому от своих коллег она закрыла меня своим мощным телом. Но переговоры наши закончились, так толком и не начавшись, стоило мне озвучить количество квартирантов  и сроки. 1/1. Разочарование граничащее с апатией. Она даже не смотрела больше в мою сторону. Все отели заняты. Что-то, связанное с соревнованиями, спортивное и водное. Не на улице же мне ночевать! 
    Тетка сжалилась и ткнула пальцем в направлении сутулого худощавого типа. Вид его меня скорее напугал, нежели расположил. Он же оказался человеком доброжелательным, душевным. Все свои папки с адресами пересмотрел несколько раз, и только после этого сообщил, что ничего подходящего нет. Дядька сел под дубом, и из оттопыренного кармана своей вылинявшей футболки достал пачку сигарет. Когда он вдохнул, казалось, его и так втянувшийся живот теперь прилип к позвоночнику. Зачем-то сообщил, что он здесь до десяти вечера и пожелал удачи.
    Осматриваюсь по сторонам. Дамы с собачкой не видать, жилье не найдено, а полдня прошло. Путешественник из меня тот еще. И где отвага и безрассудство, присущие юности?! Скучаю по ним. Черт с ним, с этим жильем, город другой, страна та же. А теперь к морю!
    Вода теплая как парное молоко, и солнце припекает. Искупаться бы. Но не стану. Нет крыши над головой, и желания все куда-то подевались. Волны об пирс, глубина! И город, где-то там, за набережной, уходит ввысь. Бывать в Ялте и других городах побережья мне довелось только в детстве с родителями. И это всегда была программа максимум – со всеми экскурсиями. Но что-то во мне вечно протестовало и стремилось променять императорские дворцовые хоромы на темные и узкие коридоры одного из корпусов дома отдыха, где меня дожидалась наша разношерстная курортная компашка с разных концов необъятной Родины. Помню Ай-Петри, да еще и отправились мы туда с одним из моих «коридорных» друзей. Вот это впечатление! В остальном южное побережье Крыма все еще ассоциируется с долгими спусками к морю, чистыми, ухоженными аллейками и подстриженными кустиками, а еще с одинаковыми фонариками. Так что прекрасные ялтинские музеи, храмы, соборы, и церкви прошли мимо. И теперь подвернулась отличная возможность наверстать упущенное и залатать дыры своего детского невежества. И можно было бы блуждать скверами в поисках дома-музея Чехова, Армянской церкви или Римско-католического костела, но меня привлекал концертный зал и все что в сотне-другой метров от него. Через два с половиной часа к центральному входу начнут стекаться люди, подобно тому, как соединяются молекулы водорода и кислорода, образуя воду, единый поток, в котором можно лишь раствориться. Но вернемся к делам земным. У меня все еще нет жилья. Нужно позвонить родным и сообщить, что со мной все в порядке. Пока набираю номер, натыкаюсь на какой-то стул. Кругом аттракционы. Прямо передо мной кабинка для моментального фото. Ко мне бежит женщина, проконсультировать. На вид ей лет шестьдесят, стрижка короткая и челка зачесана набок, как у школьников раньше. Одета она просто, но белый кружевной воротничок на блузе тщательно выглажен, и юбка подобрана в тон.   
    - Вы фотографироваться? Заходите, - любезно откидывает шторку кабинки женщина, приглашая меня внутрь. Рассказывает куда смотреть, куда опускать купюру, и даже демонстрирует образцы фотографий, которые получаются в результате. Вместо того чтобы вежливо отказаться и идти себе дальше, спрашиваю у нее про жилье. Сразу же уточняю, что на одну ночь.
    Женщина с некоторым разочарованием задергивает шторку фотокабинки, пожимает плечами и садится на тот самый стул, который был мной сбит. Благодарю ее и иду дальше.
    - Подожди! - окликнула меня любезная работница аттракциона уже возле карусели с белыми лебедями, которая пустовала точно так же как и фотокабинка. – А ты здесь по делу?
    - На концерт, - указываю в сторону зала. – В гостинице мест нет, а частники на сутки не сдают.
    Она внимательно меня оглядывает. Затем, прищурив один глаз, старается припомнить, кто же сегодня у них выступает. Только теперь замечаю у нее бейдж – Любовь Казанцева.
    - Погоди, погоди! Диана?! А мне она тоже очень нравится! Вот ее уважаю! Да, у нас здесь много кто выступает. Вчера Киркоров был, ой, - и она махнула рукой. - А ты откуда?
    - Из Киева, - отвечаю.
    - И что, на концерт специально?
    - Поезд завтра вечером.
    - А знаешь что, давай я тебя возьму! У меня недавно один мужчина две недели жил, так он остался доволен. Уже второй год ко мне приезжает. В комнате будешь.
    Не верю своим ушам и пытаюсь выяснить, далеко ли отсюда ее жилище. В книге одной было написано, что желания свои нужно озвучивать, говорить о них всем и каждому. Кажется, начинаю понимать, о чем это!
    - Я здесь до вечера, подожду тебя, и вместе поедем. Концерт в котором часу закончится?
    - Не скажу точно, не знаю. Часов в десять. А можно телефон ваш запишу? Как вас по отчеству?
    - Да какое там отчество, просто тетя Люба! У меня вот мобильный есть, только я своего номера не знаю, он у меня дома записан. Я же себе не звонила никогда, – смеется.
    Мы обо всем договорились и проблема, столько времени не дававшая мне покоя, исчезла.
    Крыша у концертного зала раскинута веером, три бетонных яруса под ней разветвляются в разные стороны. Семнадцать ступенек у центрального входа тоже в виде веера, только перевернутого. Ступени упираются в металлические ворота, за которыми находится «рукоятка веера» в виде семи разноуровневых металлических труб, соединенных между собой многочисленными поперечными перекладинами. Возможно ассоциация с формой веера всего лишь моя фантазия, но ведь существуют же веер-программки в театре, веер-меню в кафе. Вееру приписывают магические силы, в ряде которых и приворотные любовные чары. А слова «любовь» и «веер» изначально неразделимы, мифология тому подтверждение. Оторванным крылом повелителя ветров Эола, как веером обмахивала Психея своего мужа Эроса, дабы тот сменил свой гнев на милость, когда застал их на месте преступления. Веер стал атрибутом богини любви и красоты Афродиты. А Ева, первый раз увидев Адама, быстро сорвала лист пальмы и «спряталась» за ним. Вот и я внутри веера.
    Цветов было много. Статус артиста позволяет ему их дарить. Незнакомым людям не дарят цветов. А артисту дарят. Официальная версия – дань уважения творчеству в конкретном лице и конкретной форме его выражения. Откуда вообще взялась традиция дарения цветов артистам? Кто преподнес самые первые цветы, и кому?
    А насчет традиции, легенда об Адаме и Еве вряд ли применима к артистам. Изгнанная из рая на землю, Ева тосковала по райскому саду, Адаму ничего другого не оставалось, как утешить свою прекрасную половину и найти цветы, не менее красивые, чем в Эдеме. Это явно о дарении цветов просто женщинам. А вот традиция 19-го века дарить цветы актрисам театральных выступлений, которая потом распространилась на всех, ближе к теме, но все равно не объясняет суть самого явления. Если взять совсем уж давние времена, времена императоров и королей, то цветы дарили исключительно высоким чинам государства. И какова связь между артистом и чином государства? - и те, и другие во главе, а перед ними глаза и уши. На Востоке, а Восток, впрочем, как и творчество, – дело тонкое, к тайному языку цветов, как к средству общения, прибегали заточенные в гаремах турчанки. Тайный язык! Их цвет, количество и оформление может таить в себе красноречивое послание, как сознательное, так и бессознательное. И самой красноречивой параллелью, пожалуй, запишем традицию украшать цветами алтари и храмы. Цветы на религиозной почве, а чем фанаты, со своей страстью, не религия?! После пары песен на бис Диана делает характерный невербальный жест, который испокон веков ассоциировался с искренностью, честностью, преданностью, и доверчивостью – ладони открыты и обращены в зал. Так она прощается и скрывается за кулисами. А я под стенкой и под впечатлением пробираюсь к выходу.
    Солнечный день успел смениться пасмурным дождливым вечером. Словно холодный душ на лицо посыпались капли. А от раската грома в голове сразу же прояснилось. Чужой город и скоро полночь! Я в парке под открытым небом, который сначала наводнился людьми, а затем опустел. И где теперь искать работницу аттракциона? Телефон у нее выключен. Она давно уже дома и сидит перед телевизором. Какие-нибудь любители путешествовать автостопом от души посмеялись бы надо мной в этот момент. Панцирь интроверта захлопнулся, сковав меня по рукам и ногам. Парк погрузился во тьму до утра. Ничего больше не светилось и не шумело, и только дождь громко колотил по листве. В поле бокового зрения попала развевающаяся на ветру шторка фотокабинки. Белый флаг в знак капитуляции страха одиночества от пребывания в чужом городе. От моего нервного покашливания силуэт внутри зашевелился. Любовь Казанцева все это время ждала меня! Она торжественно вручила мне зонтик, а сама еще раз проверила замок у входа на карусель, после чего закрыла кабинку.
    - Зови меня тетя Люба, а вообще Петровна я, по паспорту. Хороший концерт-то был? Понравилось? Мне она тоже нравится, я уже говорила. Нам туда, - она указала в сторону остановки. Нам повезло, последнее маршрутное такси еще не уехало и оставалось в нем как раз два свободных места. Бежали, сломя голову. Тете Любе и молодежь позавидовала бы. Заплатить за себя она не позволила. Ехали мы все время в гору и зигзагами. Дорога, с частыми остановками, заняла около получаса. Мы вышли на конечной.
    - Объезжали много, а так близко, - пояснила Любовь П.
    Спальный район из пятиэтажек на горе, не освещается. Каждый дом где-то на этаж ниже или выше соседнего. Наш на самом верху.
    Тетя Люба включила свет, показала мне комнату, сказала располагаться, а сама отправилась на кухню греть воду для ванной. Обстановка в квартире самая простая. Прибрано. День был насыщен эмоционально, и концерт и перспектива остаться на улице, поэтому хотелось лечь в постель. Но на кухне меня ждала тетя Люба с чаем и угощеньем к чаю. Очень любезно с ее стороны. Заодно и рассчитаюсь за ночлег. О сумме мы еще не говорили.
    Хозяйка квартиры запросила сумму, которую можно назвать минимальной или даже условной. Брать больше наотрез отказалась. А за чаем она поведала, откуда в ней эта принципиальность. Любовь Казанцева детдомовская. Вот что смущало меня во внешности тети Любы, при всей ее опрятности - черты лица выдавали те времена, когда жизненные перипетии имели место быть. Скромная и сдержанная, одинокая и что-то детское в глазах.   
    - А вообще я из России. Когда-то нас всем детдомом привезли в Ялту на конкурс. Давно это было. Так я впервые увидала этот город и влюбилась в него. Сразу же! И как только мне позволили обстоятельства, я приехала покорять его. Приехала в никуда и без ничего, вот так просто. Как же меня все тогда отговаривали! А я сразу сказала, что жить буду только в Ялте и точка! Изучу ее вдоль и поперек, буду знать каждый ее сквер, все дороги. Но сначала мне нужно было какое-то жилье, и я добилась места в общежитии. И сразу же пошла работать. В такси. Да, да, водителем такси. Так и сбылась моя мечта. За выслугу лет мне потом и квартиру выделили. Дочь у меня есть. Она уже здесь родилась, в Ялте, - с гордостью в голосе сказала тетя Люба.
    Чай мой давно уж выпит, а тетя Люба все еще рада поболтать. Воду для ванной пришлось греть снова.
    - Вода у нас по часам, с шести до восьми утром и в эти же часы вечером.
    Душа нет, но есть кастрюльки. И даже они пришлись мне по душе после дороги и целого дня скитаний. А когда мое тело удобно растянулось на диване, тетя Люба просеменила мимо меня на балкон. Только сейчас до меня дошло – квартира же у нее однокомнатная! Дверь балкона открыта, там хозяйка квартиры и устроилась на ночлег. Желание поболтать вновь пробудилось, и уже с балкона тетя Люба поведала о квартиранте и о том, что он ей очень понравился. Но сразу уточнила, что на период его пребывания в ее квартире сама она перебралась к дочери. Приходила только убирать и готовить, каждый день. Еще сказала, что спать на балконе это истинное удовольствие и ноль неудобств. Еще что-то о любимом городе, но эта часть ее рассказа доносилась до меня уже сквозь сон.
    Пару раз за ночь хозяйка вставала. Передвигалась тихо, кралась на цыпочках, но глаза мои открывались сами. На то чтобы снова уснуть требовалось время. И только под утро меня одолел по-настоящему крепкий сон. Но и из него меня выдернул долгий и громкий звонок в дверь. Явилась соседка и просит подсолнечного масла. Тетя Люба на соседку все шикала, не давая говорить громко и повторяла, что у нее гости. В отличие от меня абсолютно бодрая и выспавшаяся тетя Люба заглянула в комнату, сказала, что еще рано, и что я могу спать дальше, сама ушла куда-то, дверь заперла на ключ.
    Утро вечера мудренее и все видится в ином свете. Я в городе у моря! Светит солнце и поют птицы, а весь балкон увит виноградом. Палисадники внизу ухожены, сплошные цветы. Дети резвятся, старушки сидят. Двор как двор, а то в потемках разное мерещится. Возвращаюсь в кровать. 
    На сей раз меня разбудил запах еды и голос тети Любы. На часах полдень! Воды в такое время мне уже не видать. Для таких как я в ванной стоит специальная пластмассовая бочка. Хозяйка ждала меня к завтраку, и никаких возражений не принимала. Она приготовила кабачки. С пылу, с жару, со сметаной. Это за ними она выходила утром! За этим вкусным завтраком тетя Люба сказала, что ее сезонная работа в парке это дополнительный заработок. А вообще она уже на пенсии. Хоть на пенсию и не прожить, а дочери помогает.
    – Да и много ли мне нужно? Зимой вообще никакой работы нет, так и сидим по домам с включенными телевизорами всю зиму. Спать ложимся рано, свет пропадает. А так я хоть на людей смотрю. Ждем, ждем, а весной наш город оживает, в него приезжают гости – вы! И артисты к нам приезжают. Много!
    Тетя Люба заварила кофейный напиток из цикория. Пить такой мне довелось однажды на даче, когда не обнаружилось ни чая, ни кофе. Но сегодня мне он показался вкусным.
    Хотелось как-то отблагодарить тетю Любу за такое радушие и гостеприимство. Она меня кормила, поила, развлекала, сама терпела неудобства. Услыхав о деньгах, только рукой махнула. Она представитель этого города, оставить о нем в своем лице хорошее впечатление ей куда более важно! Всем бы городам таких жителей. Провожая меня, уже в коридоре тетя Люба посчитала своим долгом указать мне маршрут и рассказать, чем же знаменита Ялта. Центральная прогулочная улица, она же набережная, это понятно. Упомянула о кафе с летящей конструкцией, построенной специально для киносъемок! С особым воодушевлением рассказала о том самом платане, под которым назначала встречи Есенину Айседора! Перечислила причалы и прогулочные катера. Не обошлось без канатной дороги на холм. Но больше всего меня поразил ее рассказ о фильме Соловьева «Асса»! Ладно бы услышать от пенсионерки о «Даме с собачкой», но фильм «Асса»…!
    Да, тетя Люба хорошо знала этот фильм, и он ей нравился. Чем-то похожи Любовь П. и Алика. Обе ожидали от жизни прекрасного, романтики, а познали лишь суровую реальность. Как и главная героиня фильма, Любовь Казанцева мечтала не только о Ялте, но и о мальчике Бананане. Она говорила о дочери, о муже - ни слова. Мужчина способен подвести женщину, а «Город Золотой» - нет. Он до сих пор для нее тот же - цветной и сказочный, как в песне Б.Гребенщикова.


Рецензии
Замечательно Екатерина, только песня эта не БГ. И даже не Хвостенко, а Анри Волоховского на мелодию В.Вавилова.
С УВ. Махно

Жека Махно   26.02.2020 13:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.