Майские жуки

Наступил май, я заканчивала первый класс. Было тепло, и окна во всех классах были распахнуты. Весенние запахи имеют важное значение для человека. Просыпается всё: земля, наполненная влагой, в которую превратился вчерашний снег, птицы, голосящие в разных тональностях и диапазонах, и мы, люди, тоже ждём, что с приходом тепла в нашу жизнь всенепременно ворвётся ветер перемен и закружит новизной и радостным ликованием. Мне ещё не исполнилось восьми лет, но школа уже достаточным образом развила во мне смекалку и сообразительность.
У моего отца был мотоцикл «Ява». Красный, изящный, всегда начищенный до блеска. Отец гордо садился на своего коня и с приходом мая уезжал на нём по лесам, полям и рыбалкам. Возвращал он «Яву» в гараж только глубокой осенью. Я была постоянным охотником прокатиться на мотоцикле, но у отца была для меня одна отговорка: «Денег на бензин нет».
И тогда мне в голову пришла мысль их заработать.
Наступивший май распустил на деревьях молодые листочки и, соскучившись по весне вместе с птицами, одними из первых их облюбовали майские жуки. В нашей деревне майских жуков называли шаранками. Эти шаранки, громко гудя, летали как самолёты на предельно низкой высоте от дерева к дереву и даже иногда врезались в наши детские лбы. В один момент такого столкновения и родилась моя идея, как накопить на бензин. Я решила наловить шаранок, принести их в школу и продать. Взяв метлу и сачок для ловли бабочек, я отправилась на охоту. Метлой я ударяла по веткам деревьев, шаранки взлетали с насиженных мест, встревожившись, начинали перелетать на другие деревья, и в этот момент я их уже встречала с сачком. Цап - и добыча моя. Наловив около двадцати штук, наутро я принесла их в школу. Торговец из меня был отличный, и, продав по 5 копеек за штуку весь товар, я в первый день заработала около 90 копеек. Все деньги до последней монетки вечером отдала отцу и велела ему купить бензин. Отец послушно принял деньги, купил бензин и дважды прокатил меня вокруг деревни, потом сказал, что мои деньги кончились, и уехал по делам. В свои семь лет мне было сложно понять, сколько можно купить бензина на 90 копеек. А купить его можно было ой как много.
Вдохновлённая мотоциклетными гонками, вечером, вооружившись метлой и сачком, я снова отправилась на охоту. Наловив литровую банку шаранок, для извлечения большей прибыли я решила усовершенствовать торговлю:  просто шаранка стоила пять копеек, шаранка на ниточке – семь копеек, шаранка на ниточке в спичечном коробочке – десять копеек.
В школу свой товар я принесла в небольшой корзиночке и во время перемены, расположившись на подоконнике, открыла торговлю.
Спрос в разы превышал моё « шараночное» предложение. В основном покупали старшеклассники, как потом выяснилось, чтобы сорвать урок химии или физики.
Один мальчишка купил сразу десять штук, за что в знак признательности с моей стороны получил две шаранки в подарок.
Вокруг меня также кружили одноклассники, у которых совсем не было денег. Их шаранками я снабжала бесплатно. В общем, в тот майский день градус весны, новизны и счастья в нашей школе зашкаливал.
Вечером я принесла отцу 3 рубля, 60 копеек. Как в прошлый раз, он охотно принял деньги, посадил меня на бензобак мотоцикла и прокатил вокруг деревни уже четыре круга.
Дождавшись вечера и вооружившись инструментом для ловли живых, слетающих с берёз денег, я снова отравилась на работу. Как прежде, наловила банку шаранок, до полуночи привязывала нитки к их лапкам и запихивала в коробки. Жуки всю ночь скреблись в тех самых коробках и мешали спать. Утром я совсем не выспалась, но ожидание денег вдохновляло и мотивировало. Быстрой походкой с портфелем на плечах и корзинкой в руках я направилась в школу. При входе в раздевалку меня арестовали, изъяли товар и доставили в кабинет директора. Директор был суров, но, рассмотрев содержимое корзинки, долго смеялся.
Оказалось, что за вчерашний день было сорвано три урока, в сумках двух учительниц шаранки приехали к ним домой и были обнаружены, когда расползлись по квартире, вся школа гудела как улей, потому что наутро, последовав моему примеру, все ребята вечером наловили шаранок и принесли добычу на уроки.
Моих родителей опять вызвали в школу. Мама сказала, что она к случившемуся отношения не имеет, и отправила отца на разбирательства. Отец взял краску для пола и кисточку, чтобы сразу начать отбывать наказание, если признают виновным.
Вернулись мы с отцом из школы домой  как побитые собаки, но это был ещё не конец нашим испытаниям.
Дома долго ругалась мама. Она кричала, что у всех дети как дети, называла нас спекулянтами, говорила, что она главный инженер из интеллигентной семьи и не позволит позорить её имя, призывала уважать законы и прислушиваться к требованиям партии и правительства.
Мы с отцом выдержали и эту головомойку. Договорились на некоторое время с торговлей завязать, тем более приближались каникулы, а летом, как известно, перспектив для счастья великое множество!


Рецензии