Интересные рассказы о животных

           Много лет на весеннюю и осеннюю рыбалки ко мне в Астрахань приезжают очень хорошие мои родственники – Валера и Нина Пяевы. Когда мы были относительно молоды, то не задавались вопросом, сколько еще рыбалок у нас впереди! Однако года  подпирали – мне уже 85, а они хоть и «пацаны» по сравнении со мной, но здоровье подчас стало подводить.  И, к сожалению, настало  время, когда с каждым их приездом не в открытую, а подспудно мы, думали: « Ну что, это не последняя ли наша рыбалка?»

      И вот такое печальное время настало. Приехали Валера и Нина в апреле 2019 года на ход воблы.  Прибыли они очень вовремя, вобла пошла и, самое главное, на Волгоградской ГЭС не хулиганили – паводок был контролируемый.  Еще ранее мы открыли чудесное место в 25 км недалеко от нас на реке Болда. Оказалось, что вобла по этой реке очень хорошо идет. Туда мы и направились. Бог понял, что это наша последняя рыбалка и  мы обловились крупной воблой и двумя десятками лещей. Все получили массу удовольствия, а мои друзья увезли хорошую вяленую рыбу.

      Ну, вот на этом казалось бы и можно закончить разговор о последней нашей астраханской рыбалке.

      Но… После рыбалок мы садились за стол и продолжалось обсуждение у кого, что сорвалось и впечатления самых острых моментов. Кроме того разговор возникал на самые разные темы. И что -то мы стали рассказывать о своих домашних питомцах.  Тут еще и наш кот Рыжик крутился под ногами. И, вдруг Нина начала так интересно рассказывать о своей кошке Маське, что я воскликнул – «Нина, ну это же надо опубликовать!» А она: «Когда мне этим заниматься! У меня две внучки и куча обязанностей!»

       Тем не менее, я ее уговорил,  и до отъезда она написала пару десятков листов своих воспоминаний о животных, которые прошли через ее жизнь. Ниже я привожу, почти без исправлений ее великолепные строки о животных, которые помогают нам скрасить  трудные минуты жизни.

               РАССКАЗЫ  НИНЫ ПЯЕВОЙ

1. ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИ

       Люди, живущие в каменных джунглях, и люди, живущие в своих домах, по разному относятся к домашним животным. Для первых – это члены семьи в большей степени и баловни, а для вторых – это средство передвижения или решение продовольственных задач.

         Я росла в семье военнослужащего, и своего жилья у нас не было, пока отец не демобилизовался. С тех пор, как я себя помню, мы всегда жили на частных квартирах или было временное служебное жилье. Родители, как правило, заводили какую-нибудь живность – поросенка, кур, кроликов и так решалась продовольственная программа. Кошки нам доставались по наследству от предыдущих жильцов. Животных никогда не приближали к сердцу. Они имели четко свое предназначение.

      А я с удовольствием ходила в сарай собирать яйца, если мама мне доверяла, кормила кур, бегала за ними, когда они далеко уходили от дома. Хозяйки помечали своих кур краской, чтобы не перепутать. Когда мы жили в Гродно, то у нас была одна курица рябушка. Она была такая спокойная, ласковая, можно было давать ей зерна с ладошки. А потом родители купили ей подружку – белую курочку, как снег. Но подружка была полной противоположностью. Только выпустят из сарая, а ее и след простыл.  Хожу, ищу ее, отлавливаю и несу в сарай. И это было так часто, что я  к ней не испытывала никаких добрых чувств. Терпению родителей пришел конец, когда эта путешественница свалилась в выгребную яму. И я была на ее казни, даже перо помогала очищать.

        А вот кода мы жили на Курильских островах, то я с самодельным ведром из-под джема во время отлива соскребала ракушки с камней и мама давала их курам. Они лихо с ними расправлялись. А один раз мой поход по камням закончился  для меня холодным купанием. Стоял конец октября, снег еще не лег, была слякоть днем, снег с водой под ногами. За мной пришла подружка погулять и привезла санки. Подружка была в валенках, одета по зимнему. А мама мне сказала – «Вначале набери ракушек, пока море далеко, а потом гуляй, но одень сапоги».   Я быстро собралась, и побежали мы к морю. Подруга вместе со мной прыгала по валунам, а я собирала ракушки, соскребая их специально выструганной палочкой.

           Далеко мы зашли в тот день. Да, и как не увлечься, такая красота! Между камней оставались блюдца с водой и морские растения там  медленно извивались под действием движения воды, какая - то живность копошилась на дне, а на камнях были водоросли неописуемой красоты. И вдруг я поскользнулась и сползла с камня в воду, но успела зацепиться за выступ камня. Держусь и кричу подруге, та подбежала, но ближе подойти не может – в валенках. А мне не холодно в воде, а страшно – мне было семь лет. Плавать я не умела и почему то водоросли уже стали не такими красивыми. И извиваться они стали как то страшно. Я стала  быстрее бить ногами, пытаясь зацепиться ими за ближайший выступ камней, и после очередных моих остервенелых попыток мне удалось закинуть ногу  за плотный выступ. Я подтянулась и животом уже легла на камень. Ноги снова соскочили в воду, но я  уже была уверенней, так как тело мое лежало на камне. Дальше было дело техники – выкарабкалась, перевернулась на спину и подняла ноги, чтобы вода вылилась из  сапог и бегом на берег. Дом рядом, ведро с ракушками при мне, но домой боюсь, трепка может быть. Мама не разрешала ходить дальше определенного камня. Строго – настрого наказывала мне, и я никогда не поддавалась искушению. Если вначале мама приглядывала за мной, то позже уже занимаясь своими домашними делами, контроль ослаб. Да и нас было с подружкой двое. А вышло все по другому. Добежали до берега, и я говорю подружке, веди меня к себе домой. Там ее мама  меня переодела в сухое и послали за моей мамой. Мама пришла не сразу – дома оставалась маленькая сестренка. А когда мы с мамой вышли от соседки, то  на улице была метель, дул сильный ветер. Мама вела меня за руку, а в другой руке было ведерко с ракушками. Второй рукой я держалась за полу ее пальто, так как ветер сбивал с ног. Погода на Курилах очень быстро меняется. А поселок наш  был у бухты, выходящей в Тихий океан. Шла я за мамой и думала, что попадет мне за непослушание. Но все обошлось, только мамино молчание оказалось хуже наказания.

        Мы росли без особых забот, но обязанности были почти у всех детей. Старшие смотрели за младшими, выполняли поручения родителей Были и постоянные поручения – сходить за молоком, получить хлеб по талонам, покормить кур. Даже когда мы играли, игры были с элементами житейского быта – девочки готовили еду из одуванчиков и грязи из лужи, а мальчики ходили на охоту, рыбалку, в магазины за продуктами.

       В Гродно после частных квартир папе выделили служебную квартиру, где был и сарай. Папа его быстро обустроил и завел кроликов. После службы он приносил мешок свежей травы и раскладывал ее подвялиться. А вечером мы с папой шли еще рвать траву, которую готовили на следующий день. Я очень любила эти походы.  В остальные дни мы кормили кроликов очистками от овощей, давали им сухарики и зерно. Процесс кормления был очень интересным – просовывали им еду, и они тыкались своими носами, вытягивая еду из рук. А потом, наигравшись, я наполняла им кормушку. . Часто это мы проделывали с сестрой. А ей тогда всего то было 3 годика! Кролики тоже были для еды, а не для забавы. Мы это осознавали, но черствее от этого не были. Труднее было морально с поросятами. Они дольше живут под опекой, к ним  сильнее привыкаешь, больше уделяя времени  на общение- почесать спинку и за ушком, подразнить, как они хрюкают. Нас малышей, конечно, не заставляли убирать за животными, но мы видели, как это делают родители, помогали им оттаскивать корыто с  навозом и подстилкой. А когда подходило время закалывать поросенка, девчонки, как правило, убегали  и прятались, чтобы  не слышать визга, затыкали уши. Но вот самое страшное свершалось, и дальше все было обыденно – опаливали паяльником щетину, а потом нам давали по кусочку кожицы с солью или ухо – там такой вкусный хрящик.

       Когда жили на Сахалине, родители тоже  держали поросенка. Покупали его обычно маленьким, можно было на руках удержать семилетнему ребенку. Только долго не продержишь, он так  брыкается и вырывается. Забивали поросят, когда подрастут и по договоренности с соседями по военному городку. Делили мясо на несколько семей - холодильников тогда не было. Солили сало, коптили мясо, варили консервы, делая запас на какое-то время. А потом  то же самое делали соседи. Поэтому мясо было почти всегда, куры были и яйца. Молоко покупали. А иные и коз держали для молока.

       А один раз случился с нашим поросенком непредвиденный случай. Родителей не было дома, и я с сестрой осталась одна. Сараи у нас не закрывались – были какие- то щеколды, цепочки, загнутые гвозди. И наш поросенок сунул свой пятачок в дверную щель, а назад выдернуть голову не может, мешают уши. Бился он долго, практически задушил себя и его пришлось заколоть. Вот тут-то слез было много! Сестренка кричала: «Не режте  свуню, свуню жалко!!» А меня душили слезы.

       Но это были животные, которых заводили на пропитание семьи. Другое дело было с кошками и собаками. Они нам доставались по наследству от старых хозяев. Собаки жили в конурах, и  один хозяин сменял другого, а пес жил в этой будке, лишь бы не забывали его кормить. Кошки, конечно, жили в квартире, но бродили, где хотели и как то добывали себе корм, кроме хозяйского. Приехали мы на остров Итуруп (папа сменил отслужившего офицера, который с семьей уехал на материк)  и нам по наследству достались 2 кошки – Муська и Сонька. Через некоторое время мама сказала, что  у Муськи глисты. А может быть и не было глистов. Просто маме не понравилось кличка Муська (а маму звали Мария, Маша, Муся) и она попросила папу увезти Муську из дома. Тут папе как раз надо было уехать на другую сторону бухты, и он Муську забрал с собой. Посадили Муську в мешок и мы ее больше не видели. А спустя полгода мы переехали в другой поселок и оставили Соньку новым хозяевам. Однако перед отъездом с Итурупа, папа побывал на нашей квартире и ему сказали, что Муська вернулась. Мы страшно были удивлены – кошка преодолела около 10 речушек, сопки и пришла домой. Мы с сестрой визжали от восторга.

2. ПИТОМЦЫ МОЕГО ЗРЕЛОГО ДЕТСТВА

        Жила как-то у нас черепаха. У меня она почему- то восторгов не вызывала. Я всегда как то заводилась, когда она, дурная, забивалась в угол или упиралась в стену и пыталась подняться вверх по стене, падала и громко ударяла панцирем по полу  - «бум!» Забавно ее было кормить. Протянешь ей листок, она испугается, спрячет голову. Потом понюхает листок, полностью высунет голову, замрет неподвижно и только потом уже  разинет свой рот и отщипнет первый кусочек. Пока накормишь, все коленки об пол отдавишь.

    Был у нас и ежик, с которым не было спокойных ночей. Ночью он ходил по всей квартире и так топал своими маленькими ножками, как будто на них были одеты огромные  кирзовые сапоги. Поэтому на ночь сажали его в коробку и запирали на кухне. Потом ежика выпустили на свободу.

       Совсем другое дело волнистый попугай! Летает, чирикает. У нас был большой  фикус, который занимал целый угол комнаты. Это было излюбленное место попугая. Ел с руки, нас не боялся, но научить говорить мы его не смогли. Может быть он старый был, я не знаю. Сидишь, уроки делаешь, а он тебя развлекает, да и поговорить с ним можно. В это время он внимательно смотрит на тебя, как будто что-то понимает. Очень занимательно!

      Но совсем не потешно отмывать листья фикуса от продуктов жизнедеятельности Кеши. Тут мы с сестрой устанавливали очередность. А когда приходилось отмывать листья фикуса, так хотелось их уполовинить!

         После попугая жил у нас хомячок «Хома». Его завела сестра. Носилась она с ним, как с любимой куклой, но и я изредка принимала участие в общении с ним. Было интересно наблюдать, как он пытался делать запасы и набивал свои щеки, а потом лапками вытаскивал все изо рта и прятал в угол клетки и  зарывал  под газету.
 
       Так получилось в жизни, что первый год я не поступила в институт, а пошла работать и занималась заочно на подготовительных курсах при институте. А учебники, которые могли пригодиться мне и сестре в последующем  спрятали в диван. Периодически я доставала их, а после поступления в институт в диван уже и не заглядывала. Но когда пришло время  обратиться к оставленным в диване учебникам, то следы деятельности хомяка нас расстроили и насмешили. Не тронул он учебники по литературе, русскому языку, истории, но с удовольствием «изучал» химию, английский язык и биологию – все корешки книг и краешки тетрадей  были отмечены его зубами.

       А потом случилась трагедия. Хома гулял свободно по всей квартире, и кто-то нечаянно на него наступил. Горести сестренки не было границ, она сильно переживала. Держать питомцев в доме – это большая ответственность и переживания.

      Я знаю многих людей, которые заводят животных для прокорма, но у многих  из них не поднимется рука, чтобы лишить их жизни. И тогда они зову на помощь соседей. А те в свою очередь зовут тоже соседей, чтобы лишить жизни своих питомцев. С курами, утками, гусями проще, а вот с кроликами поросятами, а тем более с крупной скотиной – без помощи посторонних при убое не обойтись.
\
       А как то уже в зрелом возрасте, подарили нам крольчиху, которая уже ждала крольчат. И появилось сразу 6 маленьких пушистых комочков – один черный, остальные белые. Разместили мы их в двух клетках у себя на балконе. И пошла работа и забота – заготавливать траву и сушить ее, убирать в клетках. Труднее было зимой, травы нет, но как то обходились. Когда они подросли,  то рассадили мальчиков и девочек по разным клеткам. А через некоторое время начались сложности. Часа  в 3-4 ночи начинали кролики интенсивно колотить лапами о стенку клеток, и мы с ужасом ожидали прихода соседей с жалобой. С приходом тепла кроликов перевезли на дачу. Потом пошло пополнение, и пришла пора заготовки мяса. А как трудно это выполнить самим, когда ты долгое время ухаживал за ними, кормил, оберегал от болезней. Пришлось тех кроликов, что планировались на забой, посадить в большую сумку и отвезти к знакомому кролиководу, который и решил не выполнимую для нас задачу. При этом товарищ сказал: «Я первый раз вижу, как кролики плачут!»  И больше мы кроликов не держали.

       Человек не остается равнодушным к животным, которые какое-то время жили с ним бок о бок,  поэтому не все и заводят их

3. КЕША
 
      Когда моей дочери исполнилось уже 15 лет,  мы завели попугая Кешу.  Все занимались с Кешей – кормили и поили его, говорили, купали. Не упустила и я этого удовольствия. Вначале приучали Кешу к общению. Я подсаживалась к клетке  и медленно и четко говорила «Ке-ша, Ке-ша! Орел. Красавец» Через некоторое время протянула ему ладошку с просом. Он осторожно сел, поклевал зерно, чирикнул и запрыгнул на жердочку. Так продолжалось несколько дней. Потом я решила выманить его из клетки, покормила из ладони и тихонько достала из клетки. Замерли оба. Потом я стала ему говорить: «Ке-ша, Ке-ша. Красавец» И дальше стала говорить все подряд и потихоньку собирать пальцы в кулак, чтобы он перешел на указательный палец. Все получилось. Теперь можно приблизить попугая к лицу. Продолжаю говорить и приближать руку к себе. Кеша смотрит на меня, то одним, то вторым глазом, слушает. Через некоторое время устаю и замолкаю, а Кеша вытягивает голову к моим губам и тычется в них своим клювом. Я опять говорю, и замолкаю – и все повторяется. Тогда я на кончике языка подаю слюну, и он склевывает. Контакт восстановлен, но тут я вдруг роняю полотенце с колен и вздрагиваю, попугай взлетает, мечется по комнате, не зная куда сесть. Я встаю, протягиваю палец, и он садится на него. С этого момента мы каждый вечер стали выпускать Кешу из клетки для разминки крыльев. К марту ему исполнилось 5 месяцев, и он уже говорил: «Кеша красавец, Кеша орел!».

        Но вот наступило злосчастное воскресенье, все разошлись по делам, а я хозяйничала, готовила еду, стирала. А Кеша в это время летал по дому. Мне надо было вынести белье после стирки на балкон, поэтому я Кешу закрыла в маленькой комнате и вышла на балкон. Вдруг Кеша пролетает у меня над головой и… Только глазами я проследила в какую сторону полетел.   Оказывается, Кеша подлез под дверь комнаты внизу, в которой находился и обрел желанную свободу! Забыв про мясо в духовке и все остальное, я накинула зимнее пальто, загребаю корм в кулак и бегу по лестнице с 5-го этажа, не дожидаясь лифта. Выскочила, смотрю соседский мальчик, я к нему: «Олег, Кеша улетел». Тут подбежали его друзья, я насыпала каждому в ладошку просо и сказала, как поступить: «Подойдите к нему, покажите ладошку и позовите Кеша». Дети разбежались по двору, а я стала  обходить дом. Зачирикали воробьи в кустах, я туда – нет Кеши. Пролетели синички – нет его и там. Иду, осматривая деревья и кустарники. А было еще холодно, несмотря на март месяц, а прошло уже 30 минут поиска. Нет Кеши. Безысходность. Что скажу своим, вот натворила дел. Вдруг бежит Олег и кричит: «Тетя Нина, мы его поймали, он сидел в кустах. Смотрю зеленый листик, но зимой же зеленых листиков не бывает. Я ему показал ладошку, как Вы сказали. Он сел, и я его закрыл другой ладошкой. Но он меня так сильно стал кусать, я еле занес его в подъезд, но не удержал и выпустил». Я слушала, как он говорил, сердце билось от радости, но когда он сказал, что выпустил его, то сердце снова сжалось! А Олежка продолжает: «Я папу позвал, и он посадил Кешу в коробку» Тут уж я не справилась со своими слезами и они покатились сами, а мы бежали к подъезду. Сосед Анатолий смотрит на меня и смеется и протягивает коробку. Я сказать ничего не могу, смеюсь сквозь слезы и с трудом говорю: «Зайду позже, спасибо!» Забегаю в квартиру, пахнет горелым  мясом. Сажаю Кешу в клетку, выключаю духовку  и иду развешивать белье.

         За это время эмоции пришли в норму, пошла благодарить соседа и узнать подробности. И смех и грех! Но я уже счастливая, что все так закончилось. Теперь надо браться за горелое мясо и готовить все остальное для прихода семьи. Мне казалось, что я выгляжу, как обычно, но муж тут же спросил: «Что случилось?»  И опять я прослезилась. А он смеется: «Ну, хватит, все позади!» А Кеша сидит в клетке, потягивает крылья, как будто поочередно  руки вытягивает и периодически между чириканием говорит: «Кеша орел. Кеша красавец!» А я ему в ответ: «Паразит ты, чуть сердце у меня не остановилось. Полетаешь ты у меня теперь». А через день Кеша чихать стал – долетался.

      Кеша быстро научился многим словам и выражениям. Когда он слышал, как льется вода из крана, то он летел к раковине, садился на край и кричал: «Купаться. Кеша хочет купаться!».Потом прыгал под струю воды, подставляя то голову, то поочередно крылья. А после купания, как правило, садился ко мне на плечо и чистил перышки. Однажды Кеша сел на горячий полотенцесушитель. Кричит, лапы поочередно поднимает, а слететь не сообразит. Только ругается на своем птичьем языке.

       Часто его слова приходились к месту. Смотрим телевизор – Горбачев в Японии. Кеша бегает по телевизору, заглядывает сверху в экран и кричит: «Хочу в Париж, Кеша хороший мальчик, милый, хочу, хочу…» Однажды к нам зашли друзья с сыном, чтобы он послушал, как говорит попугай. Но попугай молчал, садился на дверь комнаты, оглядывая нас сверху. В 9 часов вечера отец говорит сыну: «Все. Не будет он сегодня говорить, будем собираться домой, поздно уже». А сам стоит рядом с дверью, на которой сидит Кеша. И вдруг Кеша говорит: «Говори, говори! Говори правильно, человечески. Проходи, Кеша хороший» И Кешу прорвало, он говорил до 11 часов вечера,  непереставая.

         Кеша очень любил садиться на книжку и выкорябывать со страниц буквы. А если при нем писали, то он пытался ухватить кончик стрежня. Однажды дочь делала уроки, а он бегал по ее тетради и какнул. Дочь смахнула его рукой и выругалась: « Иди отсюда, жопа зеленая!» Больше это она не повторяла и вспомнила об этом случае, когда наш милый Кеша сидел у мужа на плече. А муж был в зелено-желтом свитере. Вначале Кеша перебирал у мужа волосы, пощипывал ухо, чирикал, а потом выдал: «Мужик, мужик. Кеша хороший. Кеша красавец, живешь Карла Маркса 88» (мы стали обучать называть его адрес на случай пропажи). Опять Кеша почирикал и продолжил: «Мужик, мужик, купаться. Пиво хочешь?. Мужик, жопа зеленая, пиво хочешь?» Мы все были в ступоре! Что, что он сказал, это откуда? Тут только дочь рассказала нам о случае с тетрадью.

       Кеша произносил самые разные слова, но часто он их прочириковал очень к месту. Я пыталась записать его речь, но он настораживался, изучал микрофон, тюкал в него клювом, но не говорил. Словно опасался какого-то судебного преследования за свои бредовые речи. А в те времена можно было и загреметь на нары за случайно оброненное слово. И Кеша был умный и понимал, что на микрофон говорить не следует, еще и в КГБ попасть  можно!

       Часто по утрам, чтобы разбудить племянника, я выпускала Кешу и сажала его на голову засони. Кеша начинал чирикать, топтаться на лбу Сергея и говорить: «Доброе утро, доброе утро, Се-ре-жа, доброе утро! Пора, пора, доброе…» А потом переходил на нос и хватал его за ноздрю. Племянник вскакивал от боли, а Кешка быстро ретировался.

        Потом мы решили приобрести Кеше подругу. Кеша был зеленый с желтой грудкой, а подружка сине-голубой с белой грудкой. Назвали ее Дашей. Мы сделали им гнездышко, и у них было 2 выводка птенцов, которых мы раздавали друзьям. Кеша был очень заботливый папаша и семьянин. Когда его подруга выводила деток, он кормил ее, отрыгивая корм, а когда уже были птенчики, он кормил их и грел, пока мамаша вылезала из гнезда покушать.

      К сожалению, жизнь у попугаев короткая. Вначале не стало Даши, потом Кеши. Осталась только дочка Кеши от второго выводка. Ее мы не кому не отдали, так как был дефект у крылышек, и она больше бегала по жердочке и мы назвали ее Тапочка. Ей купили друга, но она была плохой мамашей – всех птенчиков, которые вывелись забила в кровь. В скорости и ее не стало.

       А однажды под осень звонит моя свекровь и говорит, что к ней на балкон прилетает вместе с голубями  и галками большой попугай – видно, у кого – то улетел и прибился к стае птиц. У нас к этому времени  уже была свободная большая клетка, и мы посоветовали, как его поймать. Родители все сделали правильно и заманили попугая в клетку. Со слов свекрови началось такое возмущение – он каркал как ворона,  лаял как собака, скрежетал как ржавое железо. И свекровь в панике позвонила нам. Мы сказали, чтобы она закрыла его темной тканью.  До утра попугай молчал, а потом сняли платок, и все началось сначала! Потом мы его забрали, но на контакт он не шел, говорить не хотел и прожил мало. Видимо был уже в возрасте.

        С попугаями было интересно и взрослым и детям. Я часто вспоминаю Кешу, его болтовню. Настроение даже улучшается, много положительных эмоций. Одна беда, когда живность в доме – уехать не можешь, если некому приглядеть за ними.   

4. МАСЯ

        Никогда не думала, что в моей квартире будет жить кошка. С детства мама строго следила, чтобы я после общения с кошкой мыла руки. Это, видимо, оставило свой след в моей памяти, и я всегда было против кошек и собак в квартире. На просьбу дочери завезти кошку или собаку всегда пыталась мотивировать отсутствием времени на уход, ответственностью хозяина перед питомцем и так далее. Но вот дочь выросла, поступила в институт и жила на частной квартире в Москве, так как ездить из Клина было тяжело, и уходило много времени. И вот однажды хозяин квартиры принес ей кошечку. Как отказать? Пришлось оставить, да и дочери веселее, теперь была не одна, надо было о ком то заботиться. И назвала она котенка Мася. А она помещалась на ладошечке. На голове у нее была рыжая шапочка, воротничок и лапки беленькие, а сама шубка тигровая. На лбу между глаз  яркая буква М. Милашка, да и только! Когда я ее увидела, сердце екнуло, пусть остается у дочери, а сама я уже понимала, что жить она будет у меня. Мужу было все равно. Так и осталась Мася в нашей семье. Когда мы навещали дочь, то Мася  баловала меня своей нежностью. Но руки я мыла каждый раз после общения с ней, как и в детстве.

      Когда мы ложились спать, то Мася ждала момент, чтобы поудобнее устроиться в моих ногах, и так лежала, пока я не меняла положение. Тогда она переправлялась к дочери на подушку. Она очень аккуратно ложилась  около головы и начинала мурлыкать. Потом все засыпали и Мася переходила снова ко мне в ноги. Дочь говорила: «Лечит нас Мася». И действительно, гладишь кошку, а сама думаешь о чем то, как то спокойно и если есть тревога, она уходит на последний план, тревога уступает место успокоению.

     Но вот прошла зима и весна, подошло лето со своими огородными заботами и переехали мы с мужем в деревню. Масе сделали все необходимые прививки и забрали ее с собой в деревню. Масе было около 6 месяцев. Страшно было выпустить ее из дома, вдруг убежит и потеряется. Купили специальную шлейку, надели и вывели ее из дома. Мася очень осторожно, на присевших лапах в напряжении стала знакомиться с окружающим. Ушки, как локаторы,, мордочка сосредоточенная. Потом вдруг дернулась вперед, присела, огляделась, вернулась ближе ко мне и наступила мне на ноги, как будто ища защиты. Я взяла ее на руки, погладила, и опять продолжили знакомство с территорией. Примерно, 40 минут я потратила на эту операцию.

         Но весной у садовода –полевода время дорого – работы на земле много, надо успеть сделать и с кошкой гулять на поводке некогда. Вернулись домой, посидели на крыльце и в дом. Все обнюхала Мася и села передо мной. Я собралась идти в огород и рискнула теперь выпустить  Масю одну. Я взяла на себя такую ответственность – котенок то дочки! Открыла дверь, Мася подошла к двери, обнюхала косяки, шагнула за порог, опять понюхала все на крыльце и как сиганет… «Ну, все!» - подумала я. А муж говорит: «Погуляет и вернется». Я начала работать в огороде, но мыслями периодически возвращалась к котенку – где она, вернется ли? Короче – мрак в душе. Чувство ответственности перед беззащитными животными очень большое. Легче не привязываться. Потом мы обедали, что-то делали, время шло, а Маси не было видно. Нервы сдали, пошла искать. Обошла всех соседей, познакомилась со всеми ближайшими кошками и, побродив около часа, вернулась домой.  А  Мася сидела на крылечке, будто и не уходила никуда. Отлегло на сердце. Теперь  не было проблем.

        До осени прожила Мася в деревне, ловила мышей, разогнала всех ворон и трясогузок, а потом перевезли ее в городскую квартиру. И оказалось, что соседи завели кота и по возрасту они были близки. Наши квартиры были отделены  от лестницы общей дверью и поэтому мы открывали свои двери  и наши питомцы носились по двум квартирам. Причем коту Кузе доставалась от Маси за приставания. Котята росли, играли, им не было скучно.

       На следующий год в мае мы снова уехали в деревню с Масей. Дорогу в машине она перенесла очень плохо, орала, иногда даже голос пропадал, до хрипоты мяукала (и потом это продолжалось в течение 10 лет).  Оказалось, что за зиму Мася ничего не забыла. На участке она уже была хозяйкой. Выйдет на крыльцо, все обнюхает, вальяжно спуститься с крыльца, подымет хвост трубой. А он был у нее замечательно пушистый. И направится  медленно, покачивая поднятым хвостом к сараю. Иногда Мася вступала в драку с соседскими кошками, которые заходили на участок, а иногда наблюдала, как дерутся соседские коты. Она во время их драки спокойно сидела  в сторонке, вытянув передние лапки  и положив на них мордочку. Таким образом она оценивала своих будущих ухажеров. Когда появлялась я, коты драку прекращали и разбегались, а Мася бросалась следом за ними, добегала до забора, как бы выгоняя их, и спокойно возвращалась на крыльцо.

       Осенью опять переехали в город и Мася возобновила свои отношения с соседским котом Кузей. Кузя конечно не делал Масе предложения, все произошло по обоюдному согласию. В том, что у нас скоро будет прибавление, мы уже догадывались. Приготовили ей коробку, сделали лаз и стали ждать. И вот в один из выходных дней, когда нас с мужем не было дома, и мы вернулись, то обнаружили, что Маси нет нигде. Все обыскали. Вдруг слышу шум в шкафу, открываю дверцу, а Мася, оказывается, закопалась в белье. Я достала ее и осторожно пересадила в коробку. А Мася выскочила  из коробки и прыг на   кровать  на одеяло и быстро залезла в пододеяльник. И стала там устраиваться. Я в панике, звоню знакомой, она была дока в этом деле и шутливо спрашиваю: «Это роддом?» А она отвечает: «Вы ошиблись» и собирается положить трубку, а я быстро кричу: «Римма Федоровна, у меня рожает Мася, что мне делать?»  И она дает классический совет - положите ее в коробку и закрыть от глаз тряпкой. Я так и сделала, а потом пошла принять душ. Возвратилась, а Мася опять у меня  на диване и так жалобно на меня смотрит. Опять я звоню Римме Федоровне и говорю: «Мася не хочет быть в коробке, она расположилась на  диване». По ее совету, я застилаю диван клеенкой, стелю тряпку, кладу на нее Масю и сажусь рядом, поглаживая ей животик. И вот Мася издает  громкое «Мяу!!!», обнимает своими передними лапками мою ногу, смотрит на меня в глаза с такой мольбою о помощи, что  у меня дыхание перехватывает. Я продолжаю гладить ей живот, говорю ей ласковые слова, а сама думаю: « До чего довела меня Мася?» И вот она рожает первого котенка, обгрызает пуповину, пододвигает его ближе и начинает его вылизывать, потом съедает послед, отодвигает котенка, вытягивается, лежит некоторое время спокойно в течение 30 минут. Я сижу рядом и жду, Мася опять забеспокоилась, даже привстала, и появился еще котенок и вся процедура повторилась. Потом Мася лежала спокойно, а двое котят копошились беспомощно рядом. Только, примерно, через 50 минут родился третий. Мася перегрызла пупровину, отодвинула его в сторону и закрыла глаза. Я присмотрелась, а третий котенок мертвый. Вот почему она никаких послеродовых действий с ним не провела. Пока было время до рождения следующего котенка, я переложила Масю и котят в коробку, села рядом и стала гладить ей животик, а она лизать мою руку. Через 30 минут родился еще один котенок и все операции повторились. Тут я выложила всех котят к ее животу, и они стали искать соски. Мася лежала спокойно, иногда поправляла их лапкой. Четыре котенка были совершенно белые, в отца. Вдруг Мася опять отодвинула котят, скорчилась, мяукнула и появился последний рыжий котенок.

        Так Мася стала мамой! Неделю она жила с котятами в коробке, а потом перенесла их в платяной шкаф (опять мы забыли плотно закрыть дверку шкафа). Вечером я извлекла их из шкафа и устроила им кровать в раскладном диване рядом со мной, достав подушку. Теперь на одной половине дивана спала я, на другой Мася с котятами. Мася была очень заботливой мамашей. Когда бы я не заглянула к ним, картина была одинаковой – Мася лежит на боку, котята присосались к соскам. Периодически Мася расталкивает их лапами, и они занимают другие места, видимо она так регулировала количество съеденного молока каждым котенком. Еще проходит неделя и Мася снова  начинает искать новое убежище – видимо срабатывает инстинкт спасти потомство. И вдруг котята открыли глаза! И сразу стали такими озорниками! Захотят кушать, облепят мать так, что она заваливается на бок и начинают ее терзать.

     Через какое – то время они уже сами начинают тыкаться мородочкой в блюдце с молочком. Иногда их мама отгоняет, а иногда сидит и смотрит на них. Смотрю и я на них вечерами и думаю, как я могла сопротивляться таким чудесам общения с  кошкой и процессу рождения котят, их взрослению. Это почти, как ребенка воспитать! Но руки мою после каждого соприкосновения! 
   
        Самым интересным моментом ( хотя все было интересно)  было обучение котят. Отца Кузю мы изолировали, он не понимал, что это его дети подрастают.  Воспитанием котят занималась Мася.  Она учила их умываться, прыгать с дивана и обратно заскакивать. Учила их лазить по ковру на шкаф и т.д. Наблюдаю: Мася вылизывает передние лапки и моет мордочку, а котята повторяют и так мило у них получается! Через несколько дней Мася  стала учить котят мыть задние лапки. У рыжего котенка получается, а  у беленького  не получается и он при этом заваливается на спину. Мася говорит: «Мяу!» и опять все повторяется, и кошечка валится на спину. Мася берет, обнимает ее передними лапками,  прижимает к животу, ложится на спину и колотит – шлепает ее передними лапами по спинке. Наказывает. Потом обучение повторяется.

        А покорение высоты котятами – это надо видеть! Мамаша, как игривый котенок, с разбегу  по ковру берет высоту, задерживается на бамбуковой занавеске и переходит на шкаф, садится в позе «копилки» и вещает с высоты: «Мяу!» Рыжий пытается повторить, но сваливается. Мама нервничает, спускается. Снова говорит: «Мяу!» и прыгает на ковер, покоряя высоту. Но у котят не получается и у мамы Маси кончается терпение. В очередной раз, когда котятам вершина не покоряется, она устраивает им трепку. Но вот и рыжий покорил высоту.

        Попадает котятам и когда они сосут. Когда они подросли, молока похоже стало не хватать и они стали делать маме массаж, подгоняли молоко лапками. Мама терпит, терпит, а потом обхватит лапами, поддаст и оттолкнет. Так интересно все это наблюдать, если бы еще  и научиться понимать, что она им говорит. Может быть и нам бы помогло в воспитании своих детей.

        Котят вскоре раздали, а Масю стерилизовали и опять уехали в деревню. А сосед Кузя страдал, скучал, а когда осенью встретились, долго не могли набегаться. Кто кого гонял?

       А сейчас, у  Маси очень почтенный возраст, идет уже 19-й год. И я с ужасом думаю, что подходит время, когда мы расстанемся с ней навсегда. Но больше я не заведу ни кошку, ни собаку. Сами уже почтенного возраста. А для детей питомцев заводить надо, но при этом надо приучать их самим заботиться о животных и сопереживать их болезни и недуги. А если родители берут на себя всю ответственность, то получается обратный результат - вырастают дети равнодушными и безответственными! 
    
5. МОЕ ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ В ЗООПАРКЕ

     Я училась в педагогическом институте на биолого-химическом факультете.  Интереснейший процесс обучения на этом факультете! Меня интересовало поведение животных и я стала часто бывать в зоопарке, наблюдая за морскими животными- моржом, калифорнийскими львами, котиками. Мне удалось подружиться с женщиной, которая ухаживала за ними. Я помогала ей кормить животных, убирать у них и, самое главное, наблюдать за их поведением.  Потом мне это здорово помогло – свою курсовую работу я посвятила калифорнийским львам. Я их очень полюбила – они красивые, грациозные и очень умные. Периодически в корм львам давали витамины и чтобы они съедались, таблетку прятали в рот рыбы. Рыбу бросали, а они ловили ее и проглатывали.  «Лева» и маленькая «Малышка» рыбу с витаминами съедали, а  самка постарше «Маруся» рыбу хватала, держала во рту, а потом выбрасывала изо рта и ждала другую рыбу. Очень любили львы играть с мячом. Я часто выходила от них вся мокрая. Вначале они играли мячом друг с другом, но часто теряли его и он плавал в воде. Львы часто возвращали мяч и мне. «Маруся» к игре с мячом интереса не проявляла, отплывет подальше, высунет голову из воды и наблюдает за происходящим.

        А вот котики очень настороженно относились во мне, отплывали в угол бассейна и со стороны наблюдали за мной. У них я бывала реже, поэтому и контакт был хуже. Бобры и нутрии проявляли свой интерес только при кормежке и выясняли при этом свои отношения. А вот за выдрой было наблюдать интересно. Выдра была одна, вторая погибла. И все думали, что осталась Нелька, а погиб Васька. Когда ей приносила рыбу, она носилась, прыгала в воду, выскакивала на сушу, по сетке забиралась на стену и снова ныряла в воду и все это в считанные минуты, пока я доходила до места, где высыпала ей рыбу из ведра. При этом я разговаривала с ней, чтобы она привыкла ко мне, к моему голосу. Все было нормально до тех пор, пока мы не узнали, что это не Нелька, а Васька. И вот прихожу я однажды, переоделась, одела сапоги, наверное, 42 размера, взяла ведро с рыбой и пошла кормить Нельку-Ваську. Все повторяется, пока я иду, выдра бесится, бегает. Я высыпаю рыбу и говорю: «Васька, кушать подано!» Сама задерживаюсь, чтобы поправить ему рыбу, когда он ее разбросает. Носок сапога нависает над водой, а Васька выныривает и кусает мой сапог. Как хорошо, что сапог был для меня слишком большим. Я на него замахнулась ведром, он отскочил, а я поспешила отступить. Он мне не простил «Ваську», ведь до этого я всегда называла его Нелькой.

      Самым незабываемым впечатлением моей внештатной работы в зоопарке  было очередное кормление моржа зимой. Как то был приличный мороз. Лед в бассейне выдерживал полутонный вес моржа, но большую часть времени морж находился подо льдом. Рабочие следили, чтобы 2 полыньи не замерзали. В теплые дни морж вылезал из воды и любил кататься по снегу. В это время собиралось много зрителей. Кормили моржа в специально отведенной клетке. В тот морозный день задвижку клетки прихватило и клетка не закрывалась. Зрителей не было, и я решила, что морж подо льдом. Осмотрелась – нет моржа, и вошла к нему, подошла к полынье и только хотела высыпать рыбу, как почувствовала его дыхание за спиной. Оказывается он лежал за гротом и я его не заметила. Я выпрямляюсь и вижу моржа в 2-х метрах от себя. Ощущение было бодрящее, а тут еще  и зрители зоопарка вдруг  откуда то появились. Не бежать же! Я медленно бросаю ему рыбу, а он смотрит на меня красными глазами, как бы вспоминая: «Ты кто?»  Я бросаю под морду вторую рыбу. Он боком наклоняет морду, тянется к рыбе, но одним глазом смотрит на меня. Я бросаю рыбу в полынью и он провожает  ее взглядом. Я тут же бросаю близко к краю еще одну рыбу и в лунку другую. Рыба медленно погружается в воду. Морж съедает одну рыбу и продолжает смотреть на меня. Потом он ныряет в полынью за другой рыбой, а я быстро высыпаю оставшуюся рыбу и ухожу. И вот я уже в клетке для кормешки, только бы не заклинило задвижку на морозе. Славо богу, задвижка сработала  и я на свободе! И зрители не заподозрили опасной ситуации, в которой я все время находилась. Вернулась я к сотруднице зоопарка тете Оле зеленая. Она все поняла, что произошло что-то неординарное.

      Общение с дикими животными заряжают нас энергией и заставляют не забывать, что ты  человек и разумный и что ты все можешь.  Надо только хотеть!


Рецензии