Русская Сафо и ее родственники в курортном Липецке

    В 2014 году исполнилось 240 лет со дня рождения Анны Петровны Буниной, первой русской профессиональной поэтессы. Она появилась на свет 18 января 1774 года в рязанском селе Урусово (ныне Чаплыгинский район Липецкой области) в семье прапорщика Петра Максимовича Бунина. Супруга отставного офицера Анна Ивановна, в девичестве Лодыгина, умерла вскоре после рождения младшей дочери. Воспитывать осиротевших дочерей Варвару, Марию и Анну, по обычаям тех времен, Петр Максимович не мог. Заботы эти в русских дворянских семьях возлагались на плечи замужних сестер и тетушек. Повзрослев, Варвара Петровна вышла замуж за артиллерии поручика Григория Александровича Усова, а Мария Петровна в 1789 году связалась узами брака с отставным секунд-майором Николаем Петровичем Семеновым, отдавшим службе в суворовских войсках около 20 лет жизни.
   Анна поначалу жила у Усовых, после же замужества Марии Петровны поселилась в гостеприимном доме Семеновых неподалеку от Урусова, в усадьбе Рязанка. Именно здесь она сложила свое первое стихотворение. Супруги Семеновы благосклонно смотрели на увлечение юной поэтессы, показывали стихи ее старшему брату Василию Петровичу, принимавшему в своем московском доме ведущих литераторов. В 1801 году Петр Максимович ушел из жизни, и Анна Петровна осталась круглой сиротой.
    Позднее, проживая в Санкт-Петербурге, Бунина основательно занялась французским, английским и немецким языками. В журналах начали появляться ее стихи, а в 1809 году свет увидел первый поэтический сборник. О ней стали говорить, писать, отзываться в самых лестных выражениях. Литератор В. С. Раевский, побывавший на липецком курорте в августе 1809 года, в день знакомства с ней оставил в ее альбоме следующий примечательный экспромт: «Я вижу Бунину, и Сафо наших дней я вижу в ней». Н. Н. Карамзин отмечал: «Ни одна женщина не писала у нас так сильно, как Бунина». Дарование Анны Петровны оценили при дворе, император Александр Павлович с супругой с удовольствием читали каждое ее новое стихотворение и оказывали ей свое покровительство. Но в 1812 году во время наполеоновского вторжения врачи ставят Анне Петровне грозный диагноз – рак груди.
   Бунина не сникла и повела мужественную борьбу с болезнью. Ее начинают лечить лучшие российские медики, император лично справляется о здоровье талантливой поэтессы, посылает ее за счет казны на воды в английский Бат. Пробовала больная исцелиться и на отечественных курортах, в Липецке и на Кавказских минеральных водах. Считается, что в Липецке Анна Петровна побывала лишь однажды, в 1826 году. Между тем, обнаруженный автором статьи документ ГАЛО показывает, что первую поездку на популярный в среде дворянства курорт «Липецкие минеральные воды» поэтесса предприняла значительно раньше. В нем мы читаем: «Лета 1813 августа в 26 день подполковница Анна Григорьева дочь Бланк продала я из дворян девице Анне Петровой дочери Буниной крепостную свою дворовую девку Наталью Иванову дочь, доставшуюся мне после покойной тетки моей майорши Александры Александровой дочери по муже Жоховой, а взяла я, Анна, с нее Анны за оную проданную девку денег 50 рублей…».
   Бунина, проходя лечение в нашем городе, решила, как видим, и насущную задачу – приобрела у родной племянницы понадобившуюся ей дворовую девицу. Cвидетелем купчей, составленной в Липецком уездном суде, был и руку к ней приложил подполковник Борис Карлович Бланк – муж  Анны Григорьевны и первый наставник Анны Петровны в поэзии. Сын известного архитектора прославился как переводчик сентиментальной прозы и автор легких сонетов и мадригалов. Другим свидетелем записан родной ее брат, поручик Петр Петрович Бунин, женатый на Екатерине Григорьевне Вельяминовой, дочери сокольского воеводы прапорщика Григория Варфоломеевича Вельяминова. К купчей руку приложила и сама поэтесса.
    О целительной силе липецких минеральных источников русские дворяне, в том числе и Бунины, знали давно. В самом начале XIX века в Липецке, где курорта при минеральных водах еще не существовало, но был «весьма великой знатных особ для употребления оных вод приезд», побывал кузен Анны Петровны отставной прапорщик и инженер Анатолий Дмитриевич Бунин, владелец усманских деревень Бунинской и Степановской и отец образцового усманского помещика и краеведа Николая Анатольевича Бунина. 17 октября артиллерии подпоручица Елизавета Григорьевна Бунина продала ему дворового человека, записанного за ней «по пятой ревизии в скасках Моршанского уезду в деревни Никольской».
    Елизавета Григорьевна, по всей вероятности, была женой подпоручика Максима Дмитриевича Бунина. Дочь Максима Дмитриевича Александра, двоюродная племянница Анны Петровны Буниной, выпускница Смольного института благородных девиц 1800 года, выйдя замуж за усманского землевладельца подпоручика Николая Николаевича Терпигорева, стала бабушкой писателя Сергея Николаевича Терпигорева-Атавы.
    Надо отметить, что уже в первый курортный сезон 1805 года в Липецк съехалась масса родовитых дворян. К примеру, сюда пожаловали: тамбовский губернатор Дмитрий Родионович Кошелев, действительный статский советник Василий Васильевич Долгорукий, статский советник Иван Иванович Бенкендорф, орловский генерал-поручик Иван Петрович Тургенев, внук первого российского историка военный советник Василий Евграфович Татищев, дядя выдающегося поэта генерал-майор и кавалер Петр Андреевич Баратынский.
     По свидетельству мемуариста С. П. Жихарева (1787-1860), в 1805 году здесь также отдыхали: граф Григорий Иванович Чернышов, князь Иван Сергеевич Гагарин, бывший московский обер-полицмейстер Николай Петрович Архаров, камергер князь Александр Николаевич Голицын, уроженец Гаскони генерал Яков Петрович Лабат де Виванс, князь С. Г. Щербатов, А. В. Новосильцев, Н. Д. Нарышкин.
    В 1805-09 годах за сезон курорт принимал от 200 до 500 отдыхающих. В XIX веке о паломничестве в наш город писали: «Русская знать, сделавши Липецк своим летним местом свидания, приезжала сюда целыми таборами, с своею дворнею, кухнями, лошадьми, форейторами, экипажами, собаками… кто вез всю охоту, кто хор певчих, а кто хор музыкантов».
    В 1812 году на курорте лечилась «от разслабления нервов и глухоты» троюродная сестра Анны Петровны Буниной Евдокия Алексеевна Лобкова. О ней стоит рассказать подробнее, ведь один из липецких действующих храмов своим возникновением обязан именно ей. Она была дочерью секунд-майора Алексея Васильевича Бунина, кузена прапорщика Петра Максимовича Бунина. Оставшись сиротой, девушка воспитывалась, как и Анна Петровна, в Рязанке, в семье Марии Петровны Семеновой. По воспоминаниям Петра Петровича Семенова-Тяньшанского, она была «замечательно умной и доброй девушкой, но горбатой с детства и слабой здоровьем». Дед и бабка знаменитого ученого выдали ее замуж за Ивана Федоровича Лобкова, соседнего помещика, человека доброго и порядочного. Заключив брак, молодая чета поселилась в усадьбе Гремячка и жила счастливо. Но недолго. 7 сентября 1816 года по дороге в свои тамбовские владения Евдокия Алексеевна Лобкова скончалась в Липецке. Дворянку похоронили на кладбище, которое назвали Евдокиевским. Иван Федорович Лобков в память супруги учинил благое дело: в 1818 году возле места ее упокоения на его средства поднялся один из самых красивых храмов в городе, церковь святой преподобно-мученицы Евдокии.
    В сезоне 1812 года в числе отдыхающих был и Петр Петрович Бунин. Приехал он из Усмани и остановился с женой и тремя слугами за 100 рублей в месяц «в доме господина Кузьмина».
    После окончания Отечественной войны 1812 года липецкий курорт пользовался особой популярностью. И тому есть свидетельства.

(Целиком статью с автографом А.П. Буниной на купчей 1813 г. читайте на сайте "Поиск предков в Липецком крае")
   


Рецензии