Прага. Кафка -В исправительной колонии- Ч. 2

 Boris Gotman,Ph.D.

Цитаты взяты по тексту на сайте
http://knigger.org/kafka/in_der_strafkolonie/

   Окончание.Начало - http://www.proza.ru/2019/08/22/651
 
"—А как звучит приговор? — спросил путешественник.
 
 —Прошу прощения, …  давать объяснения раньше было обыкновением коменданта; новый же комендант избегает этой почетной обязанности ...  Но, знаете ли, в конечном итоге я лучше всех могу знакомить интересующихся с видами наших приговоров, поскольку ношу с собой, вот здесь — он ударил по своему нагрудному карману — соответствующие чертежи, сделанные старым комендантом собственноручно.
 
 —Чертежи, сделанные самим комендантом? — спросил путешественник. — Он что был здесь всем сразу: солдатом,  судьей,  конструктором,  химиком,  чертежником?

 —Так точно, — ответил офицер, кивая головой и смотря перед собой неподвижным, задумчивым взглядом. Потом он оценивающе взглянул на свои руки; они показались ему недостаточно чистыми, чтобы можно было приложить их к чертежам. Поэтому он подошел к чану и еще раз их вымыл. Вслед за этим он извлек из кармана маленькую кожаную книжечку и сказал:

 —Наш приговор звучит не так уж сурово ... На теле этого осужденного, например, — офицер указал на стоявшего рядом человека — будет написано: «чти своего начальника!»
 
  Путешественник потрясён, но вмешиваться в происходящее пока не считает возможным.
 
  Думаю, читатель обратил внимние на удивлённый вопрос путешественника: "Он что был здесь всем сразу: солдатом,  судьей,  конструктором,  химиком,  чертежником?", потому что,  в отличие от путешественника из 1914 года, мы уже знаем о "комендантах" 30-50 годов, писавших о проблемах военного искусства, философии,  языкознания, литературы, экономики и даже генетики с кибернетикой… А истязания, которым подверглись выдающиеся учённые по указаниям "коменданта", стоят в одном ряду с изображенными в рассказе "В исправительной колонии"…

  Далее подробно описывается процедура казни ни о чём не подозревающего осуждённого. Но происходит сбой системы: "гуманные" дамы из окружения нового коменданта перекормили осуждённого  сладостями, и начавшаяся у него сильнейшая рвота потребовала приостановки казни.

  Пока солдат чистит машину, офицер пробует склонить путешественника на свою сторону, чтобы тот поддержал перед начальством колонии мнение о необходимости сохранения в ней системы  действующего пока старого "судопроизводства".

  Путешественник решительно отказывается.

  Тогда происходит невероятное – офицер, окончательно поняв, что его власть заканчивается,  освобождает осуждённого, находит в книжке приговоров тот, в котором написано "Будь справедлив!", настраивает "чертёжник" машины на его исполнение и укладывается на ложе.

  Машина начинает экзекуцию, но механизм "чертёжника" рассыпается, шестерни падают на землю, в результате чего кровавая казнь завершается гораздо быстрее…
 
  Путешественнику приходится силой заставить солдата и осуждённого помочь ему снять тело офицера с игл бороны-убийцы.
 
  Путешественник, сопровождаемый этими двумя, подходит к  поселению.

  Солдат показал на один из домов, объяснив, что это чайная, в которой  "… похоронен старый комендант. Священник не выделил ему места на кладбище. Некоторое время в поселении не могли решить, где его похоронить и в итоге похоронили здесь. Этого вам офицер наверняка не рассказывал, потому что этого он, конечно, стыдился больше всего. Он даже не раз пытался выкопать старика ночью, но его всегда прогоняли…
 —И где же могила? — спросил путешественник, который не мог поверить солдату.
   Тотчас оба, солдат и осужденный, выбежали вперед и вытянутыми руками показали туда, где находилась могила ...

  Они отодвинули один из столов в сторону, и под ним действительно обнаружилась могильная плита.

  Это была совсем обычная плита, достаточно низкая, чтобы ее можно было спрятать под столом.

  На ней очень мелко была сделана какая-то надпись, путешественнику пришлось опуститься на колени, чтобы прочесть ее.

  Надпись гласила:

 «Здесь покоится старый комендант.

  Его последователи, не имеющие сейчас имен, выкопали ему эту могилу и положили на нее камень.

  Существует пророчество, согласно которому комендант по истечении определенного количества лет воскреснет и поведет из этого дома своих приверженцев на новый захват поселения в свои руки.

  Веруйте и ждите!»
 
  Когда путешественник прочитал это и поднялся, он увидел, что присутствующие стоят вокруг него и усмехаются, будто только что прочитали надпись вместе с ним, сочли ее смешной и приглашали его сейчас присоединиться к их мнению. Путешественник сделал вид, что не заметил этого, раздал несколько монет, подождал немного, пока стол не подвинули обратно на место, вышел из чайной и двинулся к порту".

  Этот небольшой рассказ Франца Кафки мог бы показаться кому-то вариацией на тему известного произведения Александра Ивановича Куприна "Механическое правосудие", кому-то плодом воображения психически нездорового человека с маниакальной жестокостью.

  Мог бы, если бы мы не знали о нацистских лагерях смерти, в которых безвинным жертвам тоже наносили татуировки - сначала пропуском на истязания палачей, а затем в газовые камеры.

  Мог бы, если бы мы не знали о миллионах,  замученных в государстве ГУЛАГ, о жертвах "культурных революций" и о несчастных, растерзаных "красными кхмерами".     У кхмеров не было такой машины, хотя их лидер, крестьянский сын Пол Пот (настоящее имя — Салот Сар), изучал в Сорбонне радиоэлектронику. Тем не менее кхмеры простыми мотыгами и палками забили до смерти миллионы сограждан. 

  Если человечество не сможет остановить "правосудие палачей", список стран, в которых осуществится эта зловещая антиутопия, будет расти.

  Ведь рассказ Кафки ещё раз напоминает и предупреждает, что кровавых "комендантов" надо хоронить сразу и навсегда, что необходимо полностью, решительно и бесповоротно уничтожать их наследие, иначе по истечении некоторого количества лет эти диктаторы обязательно воскреснут и снова поведут своих приверженцев, "не имеющих сейчас имен",  на захват власти.


Рецензии
А они (бесчеловечные пытки) есть и сейчас, но теперь это "борьба за мир", "спасение миропорядка". См. эксперимент "третьей волны" и современную идеологию, подаваемую через кино. Да Гитлер сосёт чупа-чупс в сторонке от зависти!

Ирвин Эллисон   18.10.2019 15:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирвин! Желающие пробраться к вершинам власти и денег всегда будут искать подходящую "волну", название для неё найдётся! С уважением,

Борис Готман   18.10.2019 17:19   Заявить о нарушении
Особенно, если она УЖЕ есть, идеология.

Ирвин Эллисон   18.10.2019 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.