Интернат

 Один год моей жизни был проведен в интернате. Не знаю, по какой причине меня и моего на год младшего брату Сашу отдали в это учебное заведение, находившееся в другом городе Сарань (Карагандинской обл.). Но в памяти до сих пор даже мелкие детали сохранились. Много не помню, а интернат и в  60, как будто было совсем недавно.
 Я пошла во второй класс, а Саша в первый. Первое печальное впечатление было, когда в начале сентября на уроке, кто-то тихо и осторожно приоткрыл дверь в класс. Учительница подошла к двери, наклонилась, с кем- то и о чем - то поговорила, а затем позвала меня.  Я подошла к двери и увидела маленький полненький комочек со слезами на щеках. Моё детское сердечко, больно сжалось, я почувствовала, как тоже подступают слезы к глазам, вышла за дверь и спросила
- Ты чего ревёшь?
- я обсикался…
- а ревешь, как будто тебя побили. Идём,  намою и переоденемся.
 В длинном коридоре сидел сторож: старый дяденька, возможно фронтовик, без левой руки. Он как то странно всегда смотрел на нас с Сашей.  Как то внимательно, вдумчиво, немного исподлобья… это сейчас я думаю, что возможно мы с Сашей были единственными детьми  в этом интернате  немецкой национальности?
 Увидев нас ревущих, встал, подошел к нам, прихрамывая, и все так же, глядя на нас,  спросил: «Чего ревёте?».  Узнав в чём дело, показал единственной рукой в сторону ванной комнаты: «Там намой его и за чистым бельем сходи, переодеть надо, потом постираешь  и здесь же развесишь сушить».
 Я все сделала: намыла, сбегала за чистой одеждой (Слава Богу, мама дала нам достаточно много сменного белья), переодела, отвела Сашку в его класс, еще под дверями класса прислушалась, не будет ли кто над ним смеяться – нет,  была тишина. Затем вернулась в ванную комнату и начала стирать. Я почувствовала тяжелый взгляд на себе, обернулась- сторож, старый дяденька, как будто сверлил дырку во мне!!! Испуганно отвернулась и ещё быстрее стала  застирывать одежду. Когда закончила стирать, старый сторож, прихрамывая,  подошёл ко мне.  Я вся съежилась от его сверлящего взгляда.
- Я развешу на улице, быстрее высохнет, сам принесу тебе.
2. (Лариса Петрова).  Новый год. Много различных мероприятий проводили в нашем интернате.  Ярко запомнился Новый год, где на маскараде я порхала в  наряде колокольчика.
Лариса Петрова! Милая, добрая девочка восьмиклассница. В интернате с первого класса. Мама ее инвалид и  участник  боевых действий ВОВ, воспитывала ее и старшего сына Витю одна. Мы жили в г. Абай, а Лариса в поселке Караган.  Лариса каждое воскресенье заезжала за нами, шли на автостанцию, ехали до Сарани и пешком вместе с ней шлёпали в интернат. Обратный путь был тот же в обратном направлении: Лариса забирала нас и доставляла до дома. 
 За неделю до праздника был объявлен конкурс на лучший маскарадный костюм. Лариса взялась из всех подручных средств мастерить для меня наряд! Я помогала, чем могла, но больше мешалась со своими вопросами и любопытством.  За три дня наряд был готов! Это было чудо!!! Сине- голубое воздушное платье, шапочка- колокольчик на голову! Боже! Я ощущала себя сказочной принцессой: с длинными густыми, распущенными волосами в воздушно - сказочном наряде! Никогда больше я не испытывала тех эмоций, никогда и ничего подобно я больше в жизни своей не одевала….
3. (Наказания).  Спальный корпус.  Было заведено, что после отбоя старшеклассницы девочки следили за порядком в комнатах малышей. Этот вечер мы не могли угомониться,  легли, свет потушили, но всё еще хихикали и болтали.  Видимо очень громко… на шум в нашу спальню ворвались три больших, на мой детский взгляд, девахи, включили свет и с ревом зверя приказали всем в трусах выйти в коридор. Построили нас в три колонны и заставили приседать. Я выносливая девочка была, и всегда всё старалась делать очень добросовестно и правильно,  но после счета 83 я почувствовала лбом горячую чугунную батарею…  после таких физических нагрузок все и заснули сразу, но я еще неделю светила своим «фонарем», объясняя, что бежала и споткнулась (партизанка).
  Через какое-то время я проснулась от звуков раздающихся с этажа ниже, там находились первоклашки. «Сашка!- подумала я - их тоже заставляют приседать?». 
 Сердечко очередной раз сжалось, первый раз в моей маленькой жизни,  к горлу подкатил какой - то огромный ком, что невозможно было  даже вздохнуть. Я тихо встала, накинула халатик и босиком на цыпочках пошла в корпус, где спала Лариса. Нет! Я не шла… я летела, беззвучно, но,  уже глотая слезы, я летела к спасительнице! ( Я помню,  я всю жизнь помню тебя, а помнишь ли ты нас?)
- Вы, что совсем с ума сошли, они же совсем малыши! Вы, что фашистки!? Ну-ка, мальчики быстро в кровати и спать!- скомандовала Лариса - и не вздумайте разговаривать!
- Лариса, они так орали, что весь корпус трясло, а как еще их успокоить???- все те же три больших девахи, произнесли,  извиняющимся тоном.
- Как хотите, можете им сказки рассказывать, песенки петь, стихи читать, но если еще раз я узнаю, что вы заставляете приседать по ночам малышню - всё расскажу воспитателям и директору!
 Мы с Ларисой зашли к мальчикам в спальню, была полная тишина, я сразу подошла к кровати Сашки моего, укрыла его одеялом, обняла, и так хотелось разрыдаться, хотелось выть, кричать, орать. Я не могла себе этого позволить, уже тогда интуитивно я знала, что Сашка мой,  всё моё состояние чувствует и если я буду плакать - он заплачет тоже, если я буду рыдать- будет и он рыдать.
 Лариса рассказывала сказку мальчишкам тихим, нежным голосом. Сказка мне показалась длинной, потому, что все дети затихли и засопели. Мой маленький Сашка, маленький пухляк тоже засопел что-то причмокивая. Я была СЧАСТЛИВА его мирному и спокойному сну, я была СЧАСТЛИВА такой смелой, умной, доброй нашей Ларисе, я была СЧАСТЛИВА.
4.  (сторож дядя Ваня). 9 мая. Конкурс солдатской песни, каждый класс готовил песню. На репетициях в спортивном зале, каждый раз присутствовал дядя Ваня- сторож.  Сначала класс выбирал песню, потом пробовали пропеть, выбирали солиста на куплеты. Наш класс долго не мог определиться, какую песню выбрать. Все стояли кучкой и спорили, а я прильнула к магнитофону и слушала очередную запись.
И вдруг во весь голос  запела: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага»… Это была песня «Землянка»- А.Суркова, К.Листова.  Вероятно, я так повторила эти строки, что всё стихло, только дядя Ваня прихрамывая, подошел ко мне, обнял меня своей единственной рукой за голову и произнес почти басом
- Берите эту песню! Она будет петь, класс подпевать, а мой друг на баяне. Голос у нее грудной, песня получится лучше всех.
Первое в моей жизни выступление с песней  и, наверное, последнее, потому, что я не понимала, почему все взрослые плакали, почему дядя Ваня был с каменным лицом, почему все молчали долго???
Костер соорудили почти настоящий: вентилятор, красные шелковые  языки пламени, настоящие дрова, в зале приглушен свет, окна затянуты плотной тканью. Заиграл баян, мы с дядей Ваней запели первый куплет, весь класс подпевал последние две строчки каждого куплета. Третий  куплет я пела одна, представляя снега и холод, представляя, как тяжело идти по сугробам и как близко можно умереть, совсем умереть!
Песню допели, вручен был первый приз нашему классу и еще один первый приз классу, где училась Лариса, дядю Ваню, баяниста и классную руководительницу наградили грамотами, а Сашка всё еще теребил мне руки и шептал: «Нин, а Нин, ты не умирай, а!  Нин, Нин, не умрёшь?».  Тогда я и решила, что никогда не буду петь, чтобы больше не пугать моего маленького Сашку.
5.  (возвращение домой) поздняя осень. Не знаю, по какой причине, но мы не дождались Ларису, надо было уже ехать домой на выходные. Чтобы нас не оставили на выходные в интернате,  я собрала Сашу, и не заметно, вышла с ним из интерната. Пока мы шли к автостанции поднялся сильный холодный ветер. Автобус был уже подан под посадку- это был последний рейс в Абай на сегодня. Мы сели в автобус и поехали. Никто не обращал на нас внимания, возможно,  думали, что мы с кем-то из взрослых. Когда приехали, в городе уже шел сильный дождь, было очень мрачно, холодно, грязно и даже страшно. Людей почти не было на улицах, у меня в одной руке  портфель с учебниками и тетрадями нашими с Сашей,  другой рукой я тянула Сашку за руку. Сашка то бежал, то упирался, то спотыкался, то падал. Половину  пути к дому мы прошли и уже как фонтанчики струились водой, как вдруг Сашка поскользнулся в грязи и упал лицом в лужу.  До сих пор не могу описать то своё состояние души.  Она -  ДУША распахнулась, обтерла грязь с милого детского лица братика, подхватила его крыльями, обняла, прижала к себе,  согревая,  и понесла домой.  Только подлые руки и ноги  почувствовали тяжесть и неудобство стали тяжелеть и сопротивляться. Выручила спина, вспомнила, как играли в лошадки. Перекинула Сашку за спину, схватила его за ноги, он обхватил мою шею руками. Но мысли, что так ему холоднее, чем в душе, на него льёт дождь, ему в спину дует холодный ветер, заставили меня быстрее бежать.
На звонок никто не ответил, я толкнула дверь, она оказалась открыта, мы вошли в квартиру. ТЕПЛО! СВЕТ! УЮТ! ПАХНЕТ ВКУСНЫМ БОРЩОМ! СЧАСТЬЕ! МЫ ДОМА! КАКОЕ СЧАСТЬЕ, ЧТО ЕСТЬ ДОМ, НАШ ДОМ!


Рецензии