К преодолению назначенная непреодолимость p143-146

Есть два явления – непреодолимость и неистребимость.
Разные это явления? Или одно и то же?
В слове «преодолеть» речь идет о внешней силе, которая на-
правлена на что-то, чтобы сдвинуть, переделать, убрать. Это не

144
значит уничтожить, сжечь, растворить. То, что преодолевается,
убирается с дороги, из жизни. Если Иоаким (Парр), посещая
наши российские монастыри, удивлялся и даже возмущался –
зачем монахи и монахини так много заняты паломниками, ту-
ристами, детьми, делами милосердия, хозяйством, пошивоч-
ными, торговлей, а в храме на службе стоит из них несколько
человек, то мы, подобно ему, можем удивляться требованиям,
которыми обложены сегодня все приходы Русской Церкви,
чтобы активная творческая, одаренная и образованная часть
прихожан занимались бы внебогослужебной деятельностью
по пяти направлениям, включая работу воскресных школ для
детей и взрослых и гимназии.
Так что делами спасения своей души, своей семьи им со-
всем не было бы времени заниматься. Да и не приоритетно
бы это было. В итоге не столько приготовление своей души к
жизни за гробом, где ей быть в вечности, – в жизни или в му-
ках, сколько обширное вовлечение новых людей во внешнюю
религиозную жизнь приходов было бы главным смыслом рус-
ской религиозности. Сама же эта религиозность дальше внеш-
него и среднего человека не идет.
Почему религиозность таких людей не ведет к их спасению?
Религиозные чувства внешнего человека возбуждаются ре-
лигиозными знаниями из книг, бесед и проповедей. Эмоцио-
нальное раскрашивание этих знаний, душевно-чувственное
переживание религиозных смыслов, самодостаточное раз-
мышление над прочитанным, услышанным, идет рядом с мо-
литвами, постом, богослужениями и таинствами. Идет рядом
с жизненною силою много большею, чем покаянно-кроткое
участие в святых действиях Церкви. Деятельно-душевный и
эмоциональный шум и шум помыслов сегодня в Церкви столь
велик и обширен, что и у способных к молитвенному настро-
ению, и у имеющих опыт покаянной религиозности внешних

145
и средних людей то и другое постепенно затухает и с годами
сменяется тем же шумом или полушумом.
Так и малость духовной жизненности сегодня успешно
преодолевается деятельно-инициативной активностью цер-
ковных мероприятий. (Мероприятия – меры к преодолению
приняты.)
В слове «неистребимость» речь идет, напротив, о предмете,
а не о внешней силе, о том предмете, который неуничтожим. О
свойстве этого предмета – неуничтожимости. Что ты с ним из-
вне ни делай, он остается, сохраняется. Если ты найдешь Хри-
ста в своем сердце, если сердце твое наполнится Христом, тог-
да наполнится оно Любовью. И тот, кого ты только что считал
противником своим, оставаясь по делам своим тем же самым,
сделается тобою любим. Ты будешь любить его. Он останет-
ся в твоих глазах падшим, но к нему, падшему, в тебе будет
милость. И уже не ты со своею правдою, но Христос со своею
милостью и любовью будет в тебе.
Но для этого надо, чтобы тебя не было. Со всей твоей прав-
дой. Той, на которой настаиваешь, что ты видишь ее, как про-
тивник твой грешит против тебя. Господь же говорит: «и уже
не увидите Меня» (Ин. 16. 10), но «любовь (Отчая) в них (т. е. в
сердце их) будет, и Я в них (в тебе)» (Ин. 17, 26). Но для этого –
чтобы тебя не было. Это тот барьер, граница, камень, который
не каждый преодолеет. Мало тех, кто преодолеет. Много тех,
кто как богатый юноша, заскорбев о своем богатстве, отойдут
и выберут остаться со своей правдой, своей справедливостью,
своим возмущением.
В житиях святых можно наткнуться на признания дьявола:
«Ты победил меня». Чем? В одном случае смирением, в дру-
гом любовью, в третьем – терпением. Победил неистребимо-
стью смирения, любви, терпения. Одно дело, когда попыткам
уничтожить подвергается что-то вещественное. В веществен-

146
ном мире неистребимого нет. Все может быть когда-нибудь и
как-нибудь уничтожено, истреблено. Так ветшает и истребля-
ется любая вещь на земле. Так временем истребляются целые
цивилизации, исчезают необозримые природные ландшафты.
Так в России событиями истории истреблены благочести-
вые князья, дворяне, в 20-м веке истреблены благочестивые
или истинные (это одно и то же) крестьяне. Была попытка
истребить все священство и епископат. Гонения со стороны
безбожных властей и безбожного народа набирали такую
силу, что казалось – это вот-вот произойдет. В 60-х годах глава
безбожия Н.С.Хрущев на международном форуме с трибуны
даже объявил, что еще немного, и он всем народам по телеви-
зору покажет последнего попа (пастыря овец православных)
и, надо полагать, после этого уничтожит его. Т. е. с Церковью
будет покончено. Не получилось. К назначенному времени его
самого сняли с должности и через 2-3 года, будучи пенсионе-
ром, на своей даче он умер. Случилась его кончина.
А число попов к нашему времени стало что звезд на небе.
Но и это временно. В последние времена, «даже наступает (уже
это) время, когда» священство будет сильно разниться между
собою, тогда одно священство будет теснить, подавлять и даже
убивать другое. «И всякий убивающий будет думать, что тем
он служит Богу» (Ин. 16, 2). «Будет думать», потому что бу-
дет поступать как все вокруг него – по духу времени, будучи
поглощен вещественностью духа мира, пребывая в безответ-
ственном, т. е. бездуховном послушании перед вышестоящи-
ми и тем принимая идущие от них новоявленные идеи духа
лести. «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца,
ни Меня» (Ин. 16, 3).
Но и благочестивое священство сократится на земле до
единиц. «И дано было ему (зверю) вести войну со святы-
ми и победить их». Сначала оттеснить, а потом и умертвить.
Остальные, «которых имена не написаны в Книге Жизни у
Агнца, живущие на земле, поклонятся ему», т. е. антихристу.
(Откр. 13, 7–8). Они же и будут гонителями святых, не терпя
их поступки, раздражаясь на их образ укладной жизни.
Таким образом, все вещественное – предметы, цивилиза-
ции, ландшафты, народы и даже народ Божий со своим свя-
щенством – подлежат истреблению.
Истребимо на земле и все нравственное, которое заключе-
но в жизнь индивида. «Ибо преступлением одного и смерть,
и осуждение, и грех» вошли в жизнь человека, и «грех (стал)
царствовать к смерти». (Рим. 5, 17–19, 21). Потому что «Дух
(Божий стал) быть пренебрегаемым человеками, потому что
они плоть. И наполнилась земля злодеяниями, она (стала)
растленна, ибо всякая плоть (т. е. человек-индивид) извратила
путь свой на земле» (Быт. 6, 3, 11–12). Это извращение пути
происходит с человеком всякий раз, когда умножается в нем
грех. Тогда приходит осуждение и смерть. Осуждение выра-
жается в расстройстве жизни людей, расстройстве отношений
между ними, в умножении зла среди них. Это и есть истре-
бление нравственного в человеке. Причина истребления –
грех. Он входит в человека, истребляя нравственное. К чему
это приводит? К тому, что «беззаконник умирает за грех свой»
(Иез. 33, 8–9), ибо «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1,
15), и «возмездие за грех – смерть. Ибо когда вы были рабами
греха, тогда были свободны от праведности. (Нравственное в
вас терпело поражение.) (А рабы греха), живущие по плоти,
закону Божию не покоряются и Богу угодить не могут» (Рим.
6, 20, 23; 8, 7–8).


Рецензии