Ч. 12. Последняя встреча

Предыдущая часть http://www.proza.ru/2019/08/23/171

Где бы я, моя семья не жила, мы старались почти ежегодно ездить к родителям-дедам-бабушкам в с. Боржигантай. Из-за сложностей транспортного сообщения, особенно в годы так называемой «перестройки», приходилось добираться до Читы самолетом, а уж до конечной точки –  в село и обратно разными путями, на всех видах транспорта, вплоть до тракторов и гужевого на последнем - предпоследнем этапах пути, иногда даже несколько дней.  Что однажды описал мой сын-пятиклассник в изложении на заданную тему «Как я провел лето». Учительница русского языка одной из подмосковных школ обозвала его фантазером, поставила тройку только за отсутствие ошибок. Еще и обвинила ребенка за текст, якобы «украденный» из неизвестного произведения, вероятно, ХУШ-Х1Х вв., в чем он не желает ей сознаться. В связи с чем развила бурную деятельность, вызвала за это меня, мать, в школу. Но и я, по ее словам, поддерживая такого сына, тоже оказалась, в лучшем случае, фантазеркой. Слов нет….

Из-за транспортных сложностей мы часто ездили не через райцентр, ж.д.станцию Могойтуй, а разными другими путями - через ж.д.станции Степь, Оловянная, Ясная, Солнцево, расположенные поближе к нашему  селу, а далее – как придется. Только в 1997г. мы с сыном, уже из села, специально поехали в Могойтуй, чтобы встретиться с Руфиной Федоровной, заодно я хотела показать сыну свою школу.

Как всегда, Руфина Федоровна встретила нас приветливо, поговорила со мной и с сыном, закончившим седьмой класс, похвалила его за разносторонность знаний. Рассказала, кто из нашего класса, из выпусков до и после нас, приезжал в недавние времена. О том, что приезжал мой одноклассник, «сын школы» Юра Рубцов, подполковник авиации, у него есть жена и дочь.  И еще о многих из других выпусков, которых я знала и помнила.

Викентий Робертович был болен. Вообще сколько помню, он часто болел, сказывались нелегкое детство – он родился в партизанском отряде (!), фронтовые годы, да еще с войны у него в теле остался осколок, который давал о себе знать, особенно при простудах. Только благодаря мужеству, благородству, верности, преданности супруги, коллеги – Руфины Федоровны, ее постоянному вниманию, опеке, как за ребенком, своевременному лечению, помощи и поддержке во всех его делах, Викентий Робертович прожил такую длинную жизнь (1919-1998гг.), реализовал множество своих планов за тридцать пять лет их совместной жизни.

Руфина Федоровна ранее писала мне и в эту встречу рассказала, что еще до ухода на пенсию, когда школу-интернат перепрофилировали, одна уезжала на свою малую Родину, но не смогла там остаться ни жить, ни работать.  Как и предрекал муж. Все было не то: и люди, и ученики, и педагоги, и их взаимоотношения, отношение к учебе в школе. И климат. Хотя рядом был ее единственный родной старший брат со своей семьей.

Вернулась в наше солнечное Забайкалье, навсегда.

Впервые в жизни в эту нашу, оказавшуюся последней, встречу, Руфина Федоровна призналась, как им тяжело жить – школы-интерната уже нет, нет учеников, мало осталось рядом друзей-коллег - все разъехались в разные края. Несколько лет им самим, а на самом деле ей самой, приходится возделывать огород, чтобы иметь хотя бы какие-никакие овощи. А самое страшное – на двоих у них остался видящим только один ее глаз и ничего с этим уже нельзя поделать. Ехать куда-то обследоваться, лечиться она всегда отказывалась, не хотела оставлять одного Викентия Робертовича, Вики, как она его называла дома.  Впервые в жизни она с горечью сожалела, что у них нет своих детей. У Викентия Робертовича от первого брака была дочь. Но она сама себя оправдывала тем, что в случае появления в их семье ребенка, они оба не смогли бы отдаваться педагогической деятельности так, как им удавалось всю жизнь. Понадеялась, что всегда будут жить рядом и ради детей, воспитанников школы-интерната, а они – рядом с ними обоими.

Руфина Федоровна всегда отказывалась от подарков, тем более – от денег, еще сама норовила что-то подарить. И я смогла только писать ей письма, изредка навещать.

Спасибо их ученикам, учителям, их коллегам, поддерживавшим их в тяжелые времена и сумевшим им помочь переехать в Читу, в 1997 году, в благоустроенное жилье, с медицинской и иной помощью – в Пансионат для ветеранов войны и труда, где имели возможность их навещать ученики и коллеги.

Многие выпускники разных лет нашей школы-интерната № 8 теперь ввели хорошую традицию - ежегодно организовывают встречи в г. Чита 22 июня – в день рождения Руфины Федоровны.

Фото: Руфина Федоровна Черкасова.


Рецензии
Почитал много ваших рассказов про коней, омуля и откликов Владимира Врубеля. Он все знает о флотах всех стран мира, и много об этом пишет. А пишу отклик про вашу любимую учительницу, у нее день рождения, как и у меня 22 июня.

Иван Наумов   07.07.2023 19:38     Заявить о нарушении
Спасибо, за прочтение моих рассказов о жизни, Иван! И за отклик. Только я не поняла вашего отношения к прочитанному.
Отклики Владимира Врубеля мне особенно помогли не бросить писать, когда с моим здоровьем, настроем бывало фигово. Кстати, рассказы о счастливых временах детства, о многом хорошем я стала писать, валясь 8 месяцев подряд в госпиталях. А здоровье я потеряла за годы службы в МВД СССР-РФ более 28 лет, не формально выполняя обязанности по сохранению правопорядка,оказанию помощи людям, противодействию правонарушениям. Как и большинство знавших-знающих меня людей, я лично убеждена, что не зря носила форму и мне не за что стыдиться ни за себя, ни за абсолютное большинство своих коллег за все годы нашей службы и иной работы, которой я занималась и в отставке (по болезни). И не желаю извиняться перед вами за уродов, которые вам попадались по жизни. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя..." (В.И.Ленин). Представьте, чтобы было в любом государстве, если бы пусть даже на 50-75 % правоохранители были такими уродами!
Мое твердое убеждение, доказанное жизнью, что "ДА", в правоохранительных органах попадаются типы, на которых вы обижаетесь, описываете и распространяете в читательском сообществе. Но ЭТО НЕ результат ИЗДЕРЖЕК ПРОФЕССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЯ, А ОТ ТОГО ЧТО ЭТО ЛЮДИ ИЗНАЧАЛЬНО С "ВНУТРЕННЕЙ ГНИЛЬЮ", что обычно мало кому и ограниченному кругу людей заметны, если бы они же занимаюлись другой деятельностью.
Желаю вам продолжать быть сильным в борьбе за качество жизни, успехов в творчестве.
С уважением
Дарима.

Дарима Базарсадаева   08.07.2023 08:05   Заявить о нарушении
Дарима, вашу службу в рядах правоохранительных органов я поддерживаю, и нет нужды извиняться передо мною за моральных уродов, встречающихся в этих органах. Если вы посмотрите на свою страничку, то увидите, как много на ней моих прочтений. Нет там ни одного упрека за вашу службу, за ваши взаимоотношения с коллегами. Про Владимира Врубеля я вам написал потому, что вижу, что он принимает участие во всех откликах на описанные вами события. А написал я вам потому, что увидел, что у Вашей учительницы день рождения 22 июня. В этот день 55 лет назад зарегистрирован брак с моей женой. Писать рецензии на каждое написанное событие я не могу, я читатель, а не писатель, выбрал подходящее по теме и написал. Поэтому немного удивился вашему отклику. Но я все равно благодарен вам за ответ и не в двух словах, а обстоятельный, значит я не зря тратил время на прочтение вашей станички.
С теплом -

Иван Наумов   09.07.2023 07:21   Заявить о нарушении
Благодарю. Поздравляю вас с Днем рождения и желаю удачи во всем, Иван! Лучше поздно, чем никогда.
С уважением
Дарима.

Дарима Базарсадаева   09.07.2023 08:06   Заявить о нарушении
дарима, прочитал про репрессии в Бурятии. Как трудно жилось людям, особенно бурятам, они же не знали другой профессии, кроме как жить своим хозяйством. Во и попали в кулаки. Еле перенес эту повесть.

Иван Наумов   10.07.2023 18:24   Заявить о нарушении
Благодарна. НЕ расстраивайтесь так, бурятам досталось не больше и не меньше, чем другим народам страны. Просто все скрывалось, умалчивалось, не описывалось людьми старших поколений.
С уважением
Дарима.

Дарима Базарсадаева   13.07.2023 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.