Юбилейный август

                Будущие воспоминания о реальных и
                вымышленных событиях и людях      
                сегодняшнего дня
                Август 2019 
 

                Давайте, подытожим
               
    В августе исполнилось двадцать лет с тех пор, как я, вместе с другими россиянами на третьем десятке, жил при Путине. СМИ напомнили, что 9-го августа 1999-го года президент Борис Ельцин назначил его главой правительства и объявил своим преемником. Тогда я принял эту новость к сведению со спокойным удовольствием. То, что Ельцин собрался уходить, меня порадовало, хотя лучше бы он сделал это пораньше.

      Что за человек Путин я не знал, поэтому никаких волнующих надежд или тревожных ожиданий у меня его назначение не вызвало. Мне и в голову не могло прийти, что теперь мы с ним   останемся вместе на четверть века и моя жизнь так долго будет зависеть от него.

     31-го декабря Ельцин объявил, что уходит в отставку. Через три месяца Путин легко победил на президентских выборах. Я голосовал не за него, но не огорчился, что тот, кто казался мне лучше, проиграл. На посту   премьера новый президент принимал разумные решения. После ельцинского правления лично мне этого было достаточно, чтобы теперь к высшему руководству   относиться без стыда и инстинктивного страха. Во мне затеплилась надежда, что девяностые годы заканчиваются и больше не вернутся.

     Тогда думающие одинаково со мной россияне дали Путину 52% голосов. В августе 2019-го, о котором я сейчас вспоминаю, за него были готовы проголосовать 43%. Потери за двадцать лет - 9%. Даже если бы он задумал баллотироваться   на ближайших президентских выборах 24-го года, на что не имел права, то из-за такого электорального убытка не стоило беспокоиться. Оставалось еще пять лет, чтобы поправить дела.

     Избиратели могли потратить это время на раздумья и споры о возможном преемнике. Мне пришла мысль, что если им опять окажется Медведев, то по закону и   при удаче на следующих выборах он сможет оставаться президентом до 36-го года. Таким образом, если считать от 9-го августа 1999-го года, то нынешний вариант российской демократии с двумя президентами за несколько десятилетий просуществует 37 лет. Тем, кто забыл, напомню, что это – полжизни Советского Союза, даже чуть больше.


                Предвыборная митинговщина

      Как рядовой избиратель я жил сегодняшним днем и сравнивал его с днем вчерашним. Так вот, вспомнив 9-го августа 2019-го года о круглой президентской дате, я признался себе, что «20 лет при Путине я чувствовал себя получше и поспокойнее, чем   было десять лет при   Ельцине».

     Оппозиция испытывала другие эмоции и отметила юбилей демонстрациями. Их участники требовали допустить на выборы 8-го сентября политиков, которых избиркомы не зарегистрировали кандидатами в Мосгордуму. Неудачники не сумели собрать подписи избирателей в свою поддержку или сделали это небрежно. Обидно, конечно, но кроме себя винить им было некого.

     Шумные с многочисленными задержаниями несанкционированные и более спокойные согласованные демонстрации проходили в Москве каждую неделю. Их проводили системные и уличные оппозиционеры. У них были разные мнения о власти, но общее требование обеспечить честные выборы.

    На седьмой неделе митинговщины своё мнение о происходящем сообщил    президент. Он сказал, что граждане имеют право на мирные протесты, а власти обязаны обеспечить реализацию этих прав. Как политолог я понял, что, по мнению гаранта, оппозиционерам нельзя безобразничать. С другой стороны, полицейским нужно снять маски и с открытыми лицами защищать права демонстрантов.

     Своим детям я, как бывший член КПСС, тоже дал пару дельных советов.       «Не увлекайтесь. От навалинцев держитесь подальше. Правоохранителей   не обижайте. Они – тоже люди. Если нахамить легкоранимому полицейскому из интеллигентной семьи, то можно и дубинкой огрести.» Моя домашняя оппозиция ко мне прислушалась. Пластыри и зелёнка ей в августе   не понадобились.

    Самая многочисленная партия «Единая Россия» митингов и демонстраций не проводила. Она полностью уступила улицу оппозиции и подавала голос только из СМИ. Созданный, чтобы изображать общенародную поддержку партии Общероссийский народный фронт, тоже носа не показывал. Видно, начальство единороссов решило положиться на выборах в сентябре на свою главную политическую силу - административный ресурс.

                ________________

   


Рецензии