Слюни шайтана. Рёв 50

Источник:


ПО ВОСПОМИНАНИЯМ НЕМЦЕВ, первые дни в предгорьях Кавказа оставили у них наиболее сильное впечатление за всю войну. Буквально - за всю войну!

Для них это был совершенно новый мир. Разительно не похожий не только на Германию, но и на остальную Россию.
Обычно в ней только ненормальные ещё как-то похожи на людей -  порядочных, совестливых, честных, самодостаточных, с душой и сердцем. А здесь -  все такие.
Про гордость и самолюбие вообще отдельная песня. Тут на людях верхом не поездишь, как в остальной стране, сто раз просчитаешь последствия каких-либо действий в отношении их. Сдачи дадут при малейшей попытке унижения.
Ну какая это Россия?!


СОЛДАТЫ ВЕРМАХТА ОТМЕЧАЛИ, что на лицах местных жителей не было беспредельной усталости и покорности украинских крестьян, не было здесь и городских пролетарско-профессорских физиономий со впалыми щеками и стёклами безликих взглядов.

Перед ними явились своеобразные решительные лица, внешне очень колоритные фигуры. Поддавшись первым впечатлениям, немцы с подлинно натуралистическим восторгом писали в газетах и в письмах домой, что ВПЕРВЫЕ В РОССИИ ОНИ УВИДЕЛИ ЛЮДЕЙ, а не “организованную массу”. 
(ГАСК., газ. Пятигорское эхо,  1942, 2 сентября.)

Сам Гитлер не уставал говорить, что “мужчины из кавказских племён... кажутся самыми лучшими и гордыми людьми на всём пространстве между Европой и Азией”. 
(Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Пер. с нем. - Смоленск: Фирма “Русич”, 1993, с.449.)


ЗДЕШНИЕ МУЖЧИНЫ и впрямь казались высоки и стройны, как их родные горы, а женщины очень тихи и сдержанны. Они конечно, как и прочие евины дочки могли всё, но именно здесь стеснялись больше всех.

ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ ФАУНА ПОД СТАТЬ. Чем-то родным очень сильно веяло на сумрачных германских волков, тут все были своими. Ночами так и подмывало совместно задрать морды к луне… Такими здесь оказались даже голуби, «надменные как лётчики люфтваффе». Разумеется, в союзники записали и их.

Всё-всё немцам очень нравилось. Национальную черту горских народов Северного Кавказа - навязчивое, агрессивное гостеприимство - отмечали не только офицеры, которых, ясное дело, повсюду на шашлык зазывали, но и рядовые немецкие солдаты.

“Горцы уже в течение нескольких недель знакомы с немецкими солдатами, но тем не менее, как только новый солдат появляется в селении, все наперебой приглашают его в гости. Когда он попадает в дом, его окружают мужчины и не скоро ему удаётся выйти оттуда. ...А при прощании набивают полные карманы фруктов и яиц. Денег они ни за что не берут”. 
(ГАСК., газ. Пятигорское эхо, 1942, 2 сентября.)

Очень надеялись «дети гор», что сторицей им их яички вернутся. Отказаться от подарков было практически невозможно. Так недалеко и до национального восстания, с реками крови. Или берите, или перережем. Приходилось брать и яички. Даже немцам!


КСТАТИ ОБ АНАЛОГИЧНОМ СЛУЧАЕ с аберрацией восприятия чужаков безликой “организованной массой” или же, напротив, совокупностью таких уж ярких индивидуальностей...

Когда в конце войны советские солдаты, разрезав пополам и разгромив нацистскую Германию, вышли на встречу со своими союзниками к Эльбе, в районе Торгау, то они были крайне удивлены тем обстоятельством, что у американцев очень трудно оказалось отличить генерала от рядового.

У ВСЕХ ЯНКИ была одинаковая форма, одинаковая манера общения и все они оставляли ощущение единой, слитной и почти неразличимой массы. Казалось, что все они на одно лицо, одинаково мыслят, одинаково чувствуют. То ли дело теперь обстояло в побеждающей Советской Армии - генерала как петуха видать и слыхать за версту, да и полковники с майорами не отставали, каждый норовил наособицу выпятиться... а уж посмотреть как ефрейтор красавцем-гоголем по своему отделению ходит -  так вообще за деньги надо было пускать.

А форма какая у русских была, не чета нынешней, опереточной?! Да и прежней даже из начала войны. То есть, ещё совсем недавно всё не так было.
В августе 1941 года Сталин возмущался по поводу безликости, полной стёртости и деревенской покорности своих собственных генералов, а не то что ефрейторов.  Везде были овцы, стёртые и безликие. Как с такими побеждать?!
(Известия ЦК КПСС. 1990, № 9, с. 213.)


И ВОТ К КОНЦУ ВОЙНЫ все так решительно преобразились, словно бы внешне и сверх меры индивидуализировались, точнее, повыпятились. Что значит ветер перемен! Или может все о-кавказились, переключились с содержания на одну только форму?!
В любом случае вряд ли можно всерьёз поверить, что русские там, на Эльбе в 1945 году внезапно оказались более индивидуальностны, личностно намного своеобразней, чем американцы. Вполне возможно, что и наоборот. Внешнее впечатление всегда обманчиво. Об этом все знают, но постоянно конечно забывают.

ОДИН ЖЕНОПОДОБНЫЙ МОДЕЛЬЕР, не скажем какой фамилии, но какой-то там ориентации - наделал для русской армии совершенно позорных, противных мундирчиков - опереточных костюмчиков латиноамериканских диктаторов. Не армия, а сброд безликих Щелкунчиков. Теперь предлагается верить, что ТАКАЯ армия способна побеждать!

ТОГДА, в 1945-ом — да. Советское военное обмундирование внушало уважение. Даже трепет. Как, впрочем, и у немцев их неотразимая чёрная форма охранных частей и служб безопасности. Огромный успех в Советском Союзе телевизионного сериала про штандартенфюрера СС Штирлица большей частью обязан именно форме главного героя.


КОРЕННАЯ ПРИЧИНА различий в восприятии военнослужащих армий стран антигитлеровской коалиции заключалась конечно же в другом, не в форме одной. А во внутреннем, говоря языком Мартина Хайдеггера, «самопоставе» личности новой армейской и прочей элиты в СССР.

Советская номенклатура к этому времени УЖЕ перехватила основную идею нацистского учения о «сверхчеловеках» и сама стала классом небожителей - гордым и самодостаточным. Овечьи безликие физиономии отступили на второй план.

НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ большевистской элиты уже старается всячески подчеркнуть своё отличие от прочих унтерменшей, от прочего русского национального стада, от прочей страны. Поскольку внутренней культуры всё равно не хватало -  вот они и принялись наперебой выпячиваться, как петухи, как папуасы, естественно, ничем от петухов и папуасов не отличаясь. Главное подчеркнуть - кем они теперь стали, насколько они теперь выше остальных!

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО - главное заимствование у гитлеровцев, самый заветный трофей Великой Отечественной войны - преобразование правящей номенклатуры Советской России в класс сверхчеловеков, в класс реальных оккупантов, инопланетян!

В этом смысле подлинно нацистская оккупация России нисколько не закончилась с изгнанием гитлеровцев, а только по существу началась. Просто немецкие оккупанты передали (перепаяли) алгоритм подлинно эффективного управления недочеловеками своим советским партайгеноссе. БУДЬТЕ ХОТЬ ВНЕШНЕ ПОХОЖИМИ НА ЛЮДЕЙ - и всё у вас получится!
Закончив мастер-класс, выполнив историческую миссию, захватчики вернулись в свой фатерлянд.


В ТО ЖЕ ВРЕМЯ немцы не ограничивались прямыми контактами и непосредственной обработкой одних туземных стариков. Они целились и дальше, за линию фронта. Вот по всему Кавказу ими было распространено набатное воззвание “Дагестанскому народу”, адресованное всем кавказским народам.

Немцы точно уяснили, что главным мотивом  поступков у местного населения может быть только честь.
ВЗЫВАТЬ К МЕСТИ за её попрание, к реваншу - лучший способ мгновенно без всяких долгих уговоров поднять горца на войну, вообще не приводя каких-либо других аргументов. Немецкие нацисты, глубоко может быть и не вникая во все тонкости местных адатов, как-то сразу поняли, что

всеми кавказскими имаматами двигала не столько жажда духовная или желание как-то идейно противостоять неверным, сколько прежде всего жажда самого примитивного реванша, элементарного восстановления поруганной чести (а поругать её - проще пареной репы получалось, достаточно бывало одного косого взгляда!).

ИХ ПИТАЛА ЖАЖДА чудесного воскрешения на краю полной гибели. Такая вот исступлённая, героическая апологетика-апокалиптика.
Ясно было и без долгих размышлений, что ДОМИНИРУЮЩАЯ ЧЕРТА ИМАМАТОВ очень эффективно возбуждает и фанатизирует массы, да и не может этого не делать. Плюс мученический-геройский ореол изгойства-избранничества. Что может быть прекраснее, чем борьба с надеждой на успех против превосходящего противника, что может быть более сладким, чем месть?!
Такое геройское мученичество и такая сладкая-сладкая месть иногда могут быть основным, а то и единственным источником национальной гордыни. А на Кавказе не иногда - а всегда!


ИСТОРИЯ ПОДКАТИЛА горцам редкостный шанс в образе гитлеровского нашествия. «Маленькие, но гордые народы” получили ещё небывалый шанс взять у русских реванш за поражения отцов и дедов, отомстить гяурам, как следует отмыть национальную честь и получить мощнейшую подпитку для уже подсохшей национальной гордыни.

С этой точки зрения ВОЗЗВАНИЕ К НОВОМУ ГАЗАВАТУ было слеплено безошибочно верно, даже интонативно совершенно безукоризненно. С основанием на самой твёрдой из возможных платформ - э т н о т р а в м е , нанесённой поражением в предыдущей священной войне с неверными.

ЕГО НАПИСАЛИ ДАГЕСТАНЦЫ - ветераны-участники Второго имамата, времён гражданской войны и повторного восстания 1930 года.


“...12 лет назад Дагестан по зову орла Аджи-эфенди Штулского поднялся против ненавистного строя. С Аджи-эфенди шли мужчины, женщины и юноши... с лопатами, косами, ружьями. Лозунг Газавата вспыхнул вновь.
Но тогда народ Дагестана был одинок и беспомощен. Кровь верных текла по стране. Восстание было задушено. Трупы растаскивались собаками. Дороги на Качум Кент и Беледжи и железнодорожные пути были усеяны гниющими останками убитых борцов за волю нашего народа. Ненавистные палачи не позволили даже похоронить. 3200 горцев было выслано из аулов на смертные страдания в Сибирь... Сейчас дагестанцы не одиноки. На помощь к ним идёт армия-освободительница. Это армия Великой Германии.
В её ряды вливается полк за полком добровольцев-юношей всех освобождённых горских мусульманских народов... Немецкая армия есть армия культуры и порядка, гарантировавшая кавказским народам национальную свободу, ликвидацию колхозов и свободу религии. Она восстанавливает Адаты и Ислам, мечети, уважение к старикам, она устанавливает право собственности.
Те кавказские народы, которые уже освобождены, впервые после многолетнего перерыва, в этом году отпраздновали по всем обычаям свой большой праздник - Ураза-Байрам. И воины германской армии были на празднике почётными гостями.
Мы идём вместе с ними к Вам на освобождение. Восстаньте! Берите оружие в руки... Все под знамёна Пророка и знамёна Гитлера-Освободителя!” 
(ГАСК., газ. Пятигорское эхо, 1942, 30 октября.)


ЭТО БЫЛ действительный призыв новых-старых  мюридов к новому Газавату.
ЭТО БЫЛ призыв к его разворачиванию не только на территориях, ставших подвластными немцам, но и в ближнем-дальнем русском тылу (который, впрочем, и без того уже пылал со всех концов).  И он в полной мере развернулся тогда, когда немцы уже фактически исчерпали свой наступательный военный порыв и свою последнюю ставку сделали на политическое и диверсионное разрешение своей стратегической задачи.

ЭТО БЫЛ момент, когда “Серая цапля” (операция под Сталинградом) окончательно выдоила все соки операции “Эдельвейс”. Немцы закономерно выдохлись, в точности, как Антон Иванович Деникин в 1919 году под Москвой, разбросав все силы по расходящимся направлениям, громя в основном организованные большевиками национальные движения.

“Эдельвейс”, переломившись, превратился из операции вермахта - в дело восстания населения на всём Кавказе.
Газават перестал висеть в хвосте фронтовых событий. ТЕПЕРЬ он оказался «мэйнстримом», основным содержанием “текущего момента” и самого “Эдельвейса”. Противоборство между немцами и большевиками переместилось в сферу политической конъюнктуры - кто кого переиграет в борьбе за сердца “мирных горцев”.

Только на данный момент в роли белогвардейских генералов помимо своей воли и желания оказались большевики, а немецкие нацисты на какое-то время обосновались в кресле исторического большевистского опыта по взнузданию и управлению газаватом, и уж конечно постарались извлечь из этого максимум прибылей, с немецкой тщательностью, вдумчивостью и аккуратностью.


ЕСЛИ БЫ НЕ “пятая колонна” газавата, немцы конечно долго не продержались не только на Кавказе, но и на всём южном участке русско-германского фронта. Это обвалило бы и всю целиком ситуацию на Востоке и привело к куда более раннему сокрушению гитлеризма.

По мнению германского историка К.Г.Пфеффера, немцы не смогли бы так долго воевать с Россией, не поддерживай их настолько полно и всеобъемлюще очень значительная часть местных жителей, не помогай они германской армии самым непосредственным образом и настолько эффективно. 
(Дробязко С.И. Восточные войска и Русская Освободительная армия... с. 32.)

ГЕРМАНЦЫ ТВЁРДО РАССЧИТЫВАЛИ НА ЭТО. Они прекрасно понимали, что любая заваруха на Кавказе характеризуется прежде всего самодеятельным “сверхучастием” в ней коренных народов, полным их срывом со всех привязей. Поэтому только посулы им и ничего больше. Никаких мобилизаций. Здесь сплошь возможны лишь - Добровольческие армии - самые наступательные “пятые колонны” в мире! Всякая принудительная мобилизация в Красную Армию или другое большевистское давление на горцев лишь пополняло ряды этих подрывных армий-колонн.

НЕМЕЦКИХ НАЦИСТОВ ожидала на Кавказе не просто большая поддержка, а самая массовая. Неистовая. С пением и плясками.
Гитлеровская “пятая колонна” здесь не состояла как в других странах из одних шпионско-террористических и диверсионных групп. Даже по самым осторожным оценкам советских спенцслужб она представляла собой совокупность “крупных групп населения, помогающих противнику”. 
(Рубин Н. Лаврентий Берия: миф и реальность... с. 194.)
Но очень и очень часто - слишком большая совокупность... слишком крупных групп, в облике целых народов... Такого, конечно, не было нигде.


60 ЛЕТ СПУСТЯ крупные учёные-историки Ставропольского государственного университета в своём юбилейном труде (уже упоминавшемся), посвящённом «освобождению Кавказа от немецко-фашистских оккупантов», наконец сформулировали точнейшую научную оценку произошедших тогда событий.

Звучит на редкость музыкально:
«В боях за Кавказ проявили активность многочисленные народы Кавказа. Они вместе с русским народом и другими народами нашей страны встали на защиту Родины».
Хотя эта штука и будет посильнее «Фауста» Гёте, а всё же она категорически не по существу.
Потому что действительность была совсем-совсем другая!


ОЧЕНЬ ДОЛГО после тех событий по Кавказу гуляла приблатнённая песнь местного джигита, мобилизованного летом и осенью 1942 года в РККА:
“Мой сердце ёкнул и на пятку опустился, Но командир со мной давно уже простился. Я взял винтовку, автомат, с гора спустился, Прощай, моя родина Капказ!”

Так он туда, в рабоче-крестьянскую красную, и пошёл! Размечтались. Пошёл, да не туда, да не в ту.
               


Рецензии