Un jugements sans des prеfеrences personnelles 1

                Un jugement sans faire intervenir des preferences               
                personnelles (франц.) — Суждение без привлечения личных               
                предпочтений  (Определение исторической объективности                               
                //Издание «Larousse»)

     В этом небольшом эссе я ещё раз более подробно и наглядно остановлюсь на отдельных противоречиях касательно деятельности отряда «Сталинград», имеющих место в некоторых документах французских и российских архивов, в том числе в отношении железнодорожных диверсий. Ранее я кратко затрагивала эту тему в эпилоге книги «Советские маки Франции».
     О том, что партизанский отряд «Сталинград»  был создан благодаря борцам французского Сопротивления, известно из многих публикаций. Одним из его организаторов был Элиас Дорн (псевдоним «Папа»), присланный в сентябре 1943 года руководством ФТП* в департамент Мёрт-и-Мозель для создания партизанских отрядов.
     Об Элиасе Дорне известно из книги В. А. Кочеткова [4] и из сайта [10]. 
     Элиас Дорн (Эли Шифман) родился в Варшаве в 1896 году. В Сопротивление вступил в 1940 году. В списках бойцов ФТП Парижского региона (Архив префектуры Парижа) он числился в составе четвёртого отряда как «Жан-Клод» под номером 10199 [4].
     «Папа» неоднократно упоминался в статьях краевых газет Краснодарского края, повествующих о Георгии Пономареве, командире партизанского отряда.
     Так, в очерке В. Акрицкого в газете Советская Кубань [1] говорится о том, что после побега из концлагеря в Саарбрюккене осенью 1943 года Георгий непродолжительное время трудился на угольном складе в небольшом городке недалеко от Нанси. Там он познакомился с местными антифашистами; одного из них звали «Марсель», второго «Папа». Действительно, Элиас Дорн («Папа») и «Марсель» в этот период были связаны совместной борьбой во французском Сопротивлении в Мёрт-и-Мозель. В январе 1944 года «Марсель» был переведён в другой регион, это упоминается в рапорте о деятельности отряда на французском языке, о котором будет рассказано далее [8а].               
     По сведениям журналиста, автора статьи (видимо, бравшего интервью у Г. П. Пономарева), «Папа» довольно неплохо владел русским языком. Именно он свёл Пономарева с небольшой группой маки, состоявшей из итальянца и двух поляков, которые научили будущего командира советского партизанского отряда разбирать железнодорожные пути, обходя сигнализацию и блокировку. В составе этой группы, которой командовал итальянец (имя в публикации не названо), «Жорж» совершил первые железнодорожные диверсии [1].
     Московский журналист Г. А. Нечаев, одним из первых в СССР начавший изучение архивных документов отряда «Сталинград», в очерке «Мстители из Вердена», опубликованном в краевой газете «Комсомолец Кубани», упоминал, что Г. Пономарев познакомился с Элиасом Дорном и «Марселем» в небольшом городке Люневиль (видимо, Laneuveville, приблизительно в 20 км юго-восточнее Нанси) [5].
     В газете «Комсомолец Кубани» журналист В. Коробихин приводил практически те же сведения. В статье говорилось, что вскоре после побега из концлагеря Г. Пономарев присоединился к группе маки, которая по заданию «Папы» совершила диверсию в четырёх километрах от станции Баронкур, разобрав железнодорожную колею и пустив под откос состав [3]. Видимо, в газетных публикациях имеется в виду диверсия, осуществлённая 5 декабря 1943 года.
     Вскоре «Папа» предложил Георгию съездить в Париж для встречи с руководителем подпольного штаба Сопротивления «Марселем». В списках ФТП Парижского региона [4] фигурируют три человека под таким именем.
     От «Марселя» Г. Пономарев узнал, что северо-восточнее Вердена в лесах прячутся сбежавшие из размещённых на востоке Франции концлагерей русские военнопленные. Георгий выехал в Верденский лес. Здесь, в селе Луазон, на одной из ферм он встретил Николая Кожина, Виктора Кузнецова, Александра Кузьмина, Антона Овчинникова [5]. Через несколько дней к ним присоединились ещё четыре бойца. Из этой небольшой группы с помощью всё того же «Папы» и местных антифашистов, руководимых Рене (Пьером) Буффаром, был создан первый на востоке Франции советский партизанский отряд, местом базирования которого стал Луазонский лес недалеко от одноимённого посёлка.
     Зимой в этой части Франции температура иногда опускается ниже нуля, и группа партизан начала обживаться и строить убежище. Так в лесу возле Луазона в начале января появилась первая партизанская землянка, а 14 января партизаны решили назвать отряд именем «Сталинград» и выбрали «Жоржа» — Георгия Пономарева его командиром [2, 5].
     Группа ФТП, возглавляемая Рене Буффаром, названная «Гамбетта» («Gambetta»), была организована в Нанси Национальным комитетом Сопротивления в ноябре 1943 года. Подпольщики-антифашисты оказывали помощь советскому отряду, как минимум, продовольственными карточками. Это была единственная крупная подпольная организация в Нанси, (в её состав входило 26 человек, включая 7 женщин). Она просуществовала недолго, 3,5 месяца, и была разгромлена фашистами в феврале 1944 года, её руководитель погиб при аресте, 11 человек были расстреляны, остальные депортированы [11].
     В Архиве департамента Мёрт-и-Мозель хранятся рапорты о деятельности партизанского отряда «Сталинград» за январь и февраль 1944 года на французском языке. Очевидно, что человек, написавший их, неплохо владел французским [8а].
     В первом рапорте автор называет партизан «лесной группой», во втором — отрядом «Сталинград», это подтверждает сведения Василия Таскина о том, что своё имя группа партизан получила в январе [2].
     В первом рапорте говорится о том, что его автор передал три револьвера из городской группы в лесную (кому — конкретно не указано). В рапортах «Жоржа» подчёркивается отсутствие оружия на начальном этапе действий отряда. Так, в январском рапорте №3 «Жоржа» указано, что арсенал партизан ограничен одной винтовкой, одним пистолетом и 26 патронами для обоих видов оружия [7а]; из февральского рапорта №4 можно понять, что оружия стало больше: 1 винтовка, 1 маузер, два пистолета, 4 гранаты, общее количество патронов 53 [7б].
     Можно допустить [4], что правом передачи оружия из одной группы в другую мог обладать лишь «Папа», Элиас Дорн. Он же проводил совещание в отряде «Сталинград», он же председательствовал при казни предательницы (из второго рапорта). Все эти сведения могут означать, что рапорты написаны самим «Папой». В них также содержится просьба прислать оружие и боеприпасы, одежду и обувь для «лесной группы» [8а].
     В рапортах рассказано о совершённых железнодорожных диверсиях начала 1944 года: за 13 января между Обуе и Омекуром (Aubouе, Homеcourt) и за 12 февраля между Спинкуром и Аранси (Spincourt, Arrancy) и о других акциях отряда.  В общих чертах детали крушений поездов, приведённые в рапортах, соответствуют информации из архива SNCF**, представленной в книге В. Кочеткова, и документов оккупационной полиции — совпадают места и даты, а также сведения о перевозимых грузах (в первом случае — вагоны с рудой, во втором — военный состав, гружённый автомобилями оккупационной армии) [4]. Имеется лишь небольшое различие: автор французского рапорта  пишет о том, что крушение поезда 12 февраля было проведено в 5 км от Лонгюйона, а по факту диверсия состоялась между Spincourt и Arrancy в 8 км от Лонгюйона [8а,b]. Это означает, что сам Элиас Дорн не участвовал в операции, скорее всего ею руководил Георгий Пономарев: «Под моим руководством спустили воинский эшелон на участке за Спенкуром у Константино» (из рапорта №4 «Жоржа») [7б]. Фразой «под моим руководством» Пономарев вовсе не «старался создать впечатление, что он в то время уже командовал отрядом «Сталинград», как полагает господин Кочетков, доказывая, что командиром отряда в феврале был итальянец Артур [4]. Эта фраза в рапортах «Жоржа» присутствует периодически, к примеру, в рапортах №№10, 11 [7ж,з] за август и сентябрь, и означает, что были также операции, которыми командир отряда лично не руководил, а руководство осуществлялось командирами групп.
     Кому были адресованы рапорты на французском? Сведения об этом в документах отсутствуют. Можно предположить, что они адресованы руководству в Париже, поскольку их автор, имеющий связь с «лесной группой» (отрядом «Сталинград») и городской группой (видимо, руководимой Буффаром) был отправлен в департамент Мёрт-и-Мозель Национальным комитетом Сопротивления в Париже.
     Анализируя документальные подтверждения осуществлённых железнодорожных диверсий, не стоит забывать, что нестыковки и расхождения имеют место не только в рапортах Пономарева, не владевшего французским языком, не умевшего правильно прочесть названия французских населённых пунктов, к тому же писавшего свои рапорты, возможно, через полгода после произошедших событий, но и во французских документах, относящихся к Сопротивлению. Ошибки и неточности допускали также французы из Национального военного комитета ФТП (Архив исторической службы Министерства обороны Франции), наверняка владевшие французским языком и осведомлённые об акциях, происходивших против оккупационного режима. Так, в аттестации на Элиаса Дорна, подписанной полковником ФТП Ф. Винь, при перечислении заслуг Элиаса Дорна в рядах борцов Сопротивления говорится о том, что в департаменте Мёрт-и-Мозель им были организованы многочисленные крушения поездов: в Гондрекуре в НОЯБРЕ 1943 года, а также в Конфлане и Лонгви в ДЕКАБРЕ 1943 года [9].
     По материалам SNCF в ноябре-декабре 1943 года в районе действия будущего отряда «Сталинград» на железной дороге состоялось две аварии: первая 12 ноября на участке Audun-Joppеcourt, приведшая к схождению с рельс локомотива и пяти вагонов; вторая 5 декабря — между Spincourt и Baroncourt, с рельс сошли локомотив и 36 вагонов [4]. Диверсии, по-видимому, были организованы Элиасом Дорном и осуществлены теми самыми итальянцем и поляками с участием «Жоржа», о которых идёт речь в прессе Краснодарского края [1, 3, 5].
     Из схемы, иллюстрирующей этот очерк (Рис. 1), очевидно, что из перечисленных в аттестации на Элиаса Дорна трёх железнодорожных диверсий по факту подтвердилась по материалам SNCF лишь одна. Операцию, осуществлённую 31 октября (т. е., в последний день октября) на перегоне Гондрекур-Фигельмон (Gondrecourt-Fiquelmont), в результате которой сошли с рельс 14 вагонов товарного поезда, в принципе, возможно отнести к ноябрю [4].
     В Конфлане и Лонгви в декабре крушений поездов не было. Можно, конечно, привлечь  журнал телеграмм CNCF, в котором есть сообщение о схождение с рельс локомотива в Лонгви, но оно произошло не в декабре, а 26 ноября, к тому же локомотив — это не поезд. Сведения о повреждении (не понятно — каком) трёх паровозов 29 ноября в депо Конфлана, имеющиеся в этом же журнале, также не тянут на крушение поезда [4].
     Сложно определить схождение с рельс локомотива и первого вагона между Конфланом и Жиромоном, произошедшее 6 ЯНВАРЯ 1944 года, как крушение поезда в ДЕКАБРЕ 1943 года [4].
     Но, констатируя подобные факты, следует полагать, что они не являются поводом для обвинения товарищей из ФТП в придумывании не существовавших диверсий, причины неточностей, вероятно, иные...
     В исторических исследованиях личное пристрастие не должно оказывать влияние на оценку тех или иных исторических событий. Принцип объективности является одним из основных принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта.


Рецензии