Театр Теней

Карайозис(так называется главный герой и особый вид представлений) или Театр теней, который многие годы является любимым зрелищем у взрослых и детей на Кипре и не только, который почти что исчез после появления кино, теле и радиовещания, развития театра и изобретения других видов культурных развлечений.

История появления Театра Теней на Кипре
Театр теней в том виде, в каком мы видим его сейчас, попал на Кипр только в прошлом веке и, несомненно, имеет греческие корни. Как утверждает в своем исследовании «; ;;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;;; ;;;;; ;;; ;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;» д-р К. Г. Янгуллис: «Искусство Карайозиса пришло на Кипр из Греции в начале 20 века двумя путями: с греками, исполнителями Карайозиса, которые приезжали на Кипр и давали представления в городах и деревнях,  наряду с главным героем кукольного театра Фасулисом, Пасхалисом и фокусниками; и с киприотами, которые научились искусству Карайозиса у мастеров Греции».

Приезжали мастера Карайозиса и из Турции, но их представления  сильно отличались от греческих: в них частенько можно было услышать сквернословие, преобладали кровожадные сюжеты. Кроме того, у турецкого театра был меньший размер экрана,  начинались они всегда с восхваления султана, звучали на турецком языке, да и давались преимущественно в районах с наибольшим проживанием турок-киприотов. Справедливости ради надо отметить, что имелись и турецкие мастера-исполнители Карайозиса, которые давали представления на греческом языке и с греческими героями, но их было мало.

Одним из первых греков-исполнителей Карайозиса, приехавшим на Кипр, был Герасимос Кефаллонитис, которого считают «отцом кипрского Карайозиса». Он поселился в Лимасоле и стал давать регулярные представления с 1906 года, создал семью, выступал со спектаклями в течение 30 лет, и умер в 1936 году в возрасте более 80 лет.

По словам Агни Михаилиду: «Греческие исполнители Карайозиса приезжали на Кипр с конца 19 века, среди них - Герасимос, который поселился со своей «картонной труппой» на улице Пендадромос, не так далеко от заведения (места работы) под названием «П;;;;;; ;;; ;;;;;;». А потом обустроился в загородном центре ;орфитиса. Таким образом, посетители могли наслаждаться кофе и одновременно смотреть представления».

Потом Герасимос перенес свою «сцену» (матерчатый экран) и немногочисленный скарб (декорации, фигуры и др.)  поближе к Муниципальному парку Лимассола, а именно: в кофейню под названием «;;;;;о», больше известной под другим названием «Лечебница меланхолии».

О нем пишет в своих воспоминаниях известный исполнитель Карайозиса Христодулос Пафиос: «Когда мне было 8 лет, в нашей деревне появился некий Герасимос - мастер Карайозиса. Грек из Кефалонии, как я потом узнал».

Однако Б. Петридис (другой исполнитель Карайозиса) утверждает что: «Герасимос прибыл на Кипр чуть позже другого греческого мастера  - Хариолаоса Петропулоса, из города Эгио, который приезжал на Кипр в 1910  году и давал представления как турецкие, так и греческие. И с популярным у греков и киприотов героем Кацандонисом* тоже. Именно тогда в Никосии впервые увидели Театр теней. В 1911 году он приезжал вновь, выступал в кофейне под названием «Акрополь», билет на представление стоил тогда всего 5 грошей. В 1912 году он порадовал публику в очередной раз».

«Превосходный исполнитель с харизмой» - так написал о нем известный и почитаемый мастер  Сотирис Спатарис.  «Он первым изобрел, как играть Карайозиса на двух экранах. Он  такой один на всю Македонию».

Известны имена и других греков-исполнителей Карайозиса, что приезжали на Кипр. Это, например, Андреас Сулиотис. До 1922 года он проживал в Агио Сергио, Фамагуста, но пошел служить в греческую армию добровольцем и погиб на греческой Малоазиатской войне. Никос Циттурис, с острова Самос, жил и давал представления на Кипре, где умер в 1920 году. А также Никос Смирниос. Вот что о нем вспоминает Пафиос: «В то время (приблизительно в 1923 году) выступал Никос Смирниос в «Акрополе», что возле рынка Агиу Антониу … один вечер играл Карайозиса, другой – Фасулиса». Еще приезжал Антонис Агиомавритис в 1928 году, Антонис Зинелис - в 1935 году, и сама знаменитость - Сотирис Спатарис с сыном Евгением - в 1953 году, и др.

Среди первых киприотов - исполнителей Карайозиса необходимо отметить, конечно же, Афинодороса Онуфриу (Георгиадис) из деревни Омодос, он тоже начал показывать спектакли на сюжеты, преимущественно, исторические примерно в 1919 или 1920 году, научившись этому искусству в Греции, где был солдатом-добровольцем во время балканских войн.

Кипрские мастера Карайозиса**
Среди киприотов исполнителей Карайозиса были и турки-киприоты, например, Хасан Карапеция из деревни Полис Хрисохус, который давал представления и на греческом языке. К. Г. Янгуллис упоминает в своей книге ;; ;;;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;; (2009, ;;;;;;;;) о других двух турках-исполнителях Карайозиса: «Тжемоль Ариф давал представления в Никосии в 1942-1943 годах, и еще Кара Мустафас из деревни Дали».
Расцвет Театра теней
Примерно 20 лет (с 1920 по 1940 годы) кипрский Театр теней, в целом, и кипрские исполнители Карайозиса находились на пике славы и успеха: они исходили пешком практически весь остров, выступая в деревнях и в городах, где-то задерживаясь на более продолжительное время.

Обычно они путешествовали со всем своим реквизитом, помещавшимся в одном или двух чемоданах. Когда они приходили в деревню, то обычно договаривались с владельцем кофейни об одном или нескольких представлениях. Они сами готовили место для показа и заботились о рекламе своего выступления. Вечером они давали представление за небольшое вознаграждение. Иногда зрители оплачивали конкретно стоимость билета, а иногда платили, кто сколько может. Бывало и так, что постановщик спектакля обходил с подносом зрителей во время антракта. После спектакля он становился гостем деревни, ночевал в кофейне, а на следующий день, собрав чемоданы, отправлялся в следующее село или город.

Мастер-исполнитель Карайозиса
Профессия мастера Карайозиса была достаточно трудной. Постоянные перемещения, радость и огорчения. Кроме того, исполнитель спектаклей должен был иметь определенные навыки и талант: уметь изготавливать фигуры, ремонтировать реквизит, придумывать новые сюжеты, озвучивать на разные голоса героев своих спектаклей, петь, имитировать различные звуки и шумы, заучивать наизусть тексты, которые мог видоизменить по ходу дела, подстраиваясь под вкусы конкретной публики. Стал классическим случай, когда был изменен заключительный эпизод в спектакле «Атанасиос Диакос», где главное действующее лицо  - национальный греческий герой борьбы за независимость Атанасиос Диакос, не только не умирает в финале, но и побеждает всех своих врагов на радость публике, пожелавшей этого.

В начале киприоты-исполнители Карайозиса представляли произведения своих греческих коллег, потому как те можно было достать в распечатанном виде (особенно после 1924 года с волной греческих беженцев). Позднее они создали собственные произведения: их вдохновляла история Кипра, его люди и обычаи.

Спектакли Карайозиса нравились киприотам: они до отказа заполняли помещения кофеен, где их обыкновенно ставили. То был замечательный вид отдыха и развлечения, в котором непременным условием было отсутствие противоречащих морали слов и намеков и, кроме того, эти спектакли производили особенно большое впечатление на детей.

Детвора в каждой деревне или в городском квартале подражала исполнителям Карайозиса и их искусству и, как правило, создавала свои собственные фигурки героев и устраивала «представления» на свой лад.
Закат нет возрождение
Технический прогресс и, особенно, появление кинематографа, телевидения, компьютеров и прочих электронных гаджетов привел к снижению интереса к этому виду искусства.

Однако есть понимание необходимости возрождения Театра теней. Доказательством этому может служить первый Международный фестиваль Театра теней, т.е. Карайозиса, который состоялся в городе Патры в Греции. В нем участвовали мастера-исполнители из Китая, Израиля, Индонезии, Турции, Филиппин, Кипра и других стран. В рамках фестиваля проводились семинары исследователей, мастер-классы от исполнителей Карайозиса. Каждый вечер в старой крепости города проходили представления.

Например, Георгий Идалия, следуя по стопам своего отца, Андреаса Идалиаса – знаменитого мастера-исполнителя Карайозиса, занимается уже многие годы возрождением Театра теней. Георгий Идалиас родился в 1939 году в Лефке. С 6 лет начал помогать отцу; изображал Коллитириса (старший из трех сыновей Карайозиса). С 1980 года – он уже коллега отца, а с 1984 года – мастер Карайозиса. Сейчас Георгий пишет сценарии и делает фигуры героев для своих спектаклей, в этом деле ему помогают уже его внуки. Он говорит: «Моим детям и, особенно, внукам нравится Театр теней. Надеюсь, пока существует семья Идалиас, будет существовать и Театр теней. Репертуар театра обширен. Мы ставим традиционные спектакли, поставленные еще греческими мастерами Карайозиса, спектакли моего отца и мои собственные такие, как «Карайозис депутат», «Карайозис президент», «Мечты Карайозиса». Планов множество – это участие в фестивале: традиционно проводящемся в городе Агия-Напа, в фестивале «Афамия» в деревне Килани (район Лимасола) и других».

Христудолос Пафиос – еще один замечательный мастер-исполнитель Карайозиса, он же сын  Ахиллеаса Пафиоса (1928-1987) и внук знаменитого Христодулуса Пафиоса (1904-1987). В 1982 году он тоже начал заниматься изготовлением фигур, а с 1995 года давать представления, развлекая детей и взрослых.

Любовь к Театру теней подтолкнула его к мысли о создании ассоциации «Друзья театра теней» в Никосии, где бы находилась не только постоянная сцена для постановки спектаклей, но и экспозиция или даже музей с множеством старых и новых фигур героев, сделанных им самим, его отцом и дедом.  Своей мечтой он поделился с такими же увлеченными Театром теней и известными в этой области мастерами-исполнителями Карайозиса, как: Сотирис Спафарис,  Панос Капитанидис, Яннарос (настоящее имя Яннис Мурелатос), Цихлас Манфос, Вангос Корфиатис, которые согласились с ним сотрудничать. Так и случилось, двери музея открыты для посетителей по адресу: ;;;;;;;;; 12, ;;;;;;;;;;;;;;, 1040 ;;;;;;;; .

В 21 веке наличие такого музея важно, так как это единственный имеющийся способ сохранить национальное культурное наследие. Главная задача такого музея – не просто держать экспонаты в витринах, но всячески поддерживать жизнедеятельность Карайозиса, организовывая передвижные выставки и спектакли; переезжать из деревни в деревню, из города в город, из страны в страну, демонстрируя культурную преемственность и связь народов мира.

В 2007 году прошло торжественное открытие выставки искусства Карайозиса, которая после торжеств заняла постоянное место в  экспозиции Музея Народных ремесел Кипра.

Для сохранения национального достояния и поддержания интереса к Театру теней у населения Кипра много сделала на тот момент единственная женщина-исполнительница Карайозиса – Лена Спану. Она организовала сначала Детскую театральную студию, где ставила спектакли о Карайозисе вместе детьми и участвовала в разных детских фестивалях. По ее словам «она училась 2 года, прежде чем дала свой 1-й самостоятельный спектакль в 1995 году». У Лены Спану диплом режиссера.

И в 2016 году Театр теней получил статус нематериального национального наследия Кипра.

* Кацандонис - предводитель клефтов (греч. ;;;;;;;); ими становились люди, желающие сохранить свою идентичность, православную веру и свободу во время османского ига.


Рецензии