ИИ. Диктатура подделки

Пантеон | ИИ. Диктатура подделки

/ Европейский центр программирования им. Леонарда Эйлера, 2024.
/ Арт-журнал "Пантеон", 2024.
/ Руслан Богатырев, 2019.

Настоящее и подделка: почему не видим разницу?

Весьма актуальный вопрос. Не так давно в одной из телепрограмм его обсуждали в контексте «постинга кошечек» в социальных сетях. Китч, безвкусица, пошлость, вульгаризация, массовая культура…

Но действительно: где же кончается китч и начинается настоящее? Кто и как это может определить? Каковы критерии? Передача ответов не дала. Что было вполне ожидаемо. А между тем, интуитивно мы понимаем, что есть мусор (культурный, информационный), а есть нечто настоящее. Но как же их отличить?

Почему одни с удовольствием слушают музыку через смартфоны, плееры и наушники в метро, на работе, дома, а другие не ленятся ту же самую музыку слушать в настоящем живом исполнении? В совершенно иных условиях. И творчества, и акустики, и интерьера. И вообще восприятия.

Одни предпочитают дешёвку (и желательно бесплатно), а другие готовы не только купить билеты, но ещё и потратить время и силы на доставку собственного тела до места назначения.

Одни ведутся на ажиотаж престижности и готовы переплачивать за билеты в стократном размере. Другие — знают, где настоящее искусство доступно и за чисто символическую плату.

Мы не задумываемся о том, что затраченные ресурсы (время, деньги, усилия) переворачивают, перенастраивают восприятие. И изменяют контекст. А вместе с ним и смысл.

Когда человек что-то ценит, он ведь относится к этому уже априори иначе.

Увы, уходит в прошлое искусство каллиграфии. Красиво писать раньше могли очень многие. Сегодня — единицы. Наш почерк с каждым годом, месяцем, днём становится всё хуже.

Говорим мы ужасно. И тембрально, и стилистически. Культура устного слова утрачивается. Утрачивается и культура письменного слова.

Логически рассуждаем беспомощно. Для нас частное мнение уже сродни доказательству. Готовы выносить свой вердикт, не желая изучать новую информацию. Мысли формулируются кое-как. Нередко их вообще трудно обнаружить. Аргументация чаще носит исключительно эмоциональный характер.

Общение становится всё более дискретно-лихорадочным. Кантилена, плавно-размеренная непрерывность уходит не только из музыки, из пения, из поэзии, но и из нашего восприятия мира…

Мусор наша цивилизация мегатоннами плодит не только на Земле и в космосе, но также в инфосфере и ноосфере. В планетарной сфере разума, по меткому определению Владимира Ивановича Вернадского, академика Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

И если раньше новое делалось кустарно, то теперь с началом агрессивного продвижения искусственного интеллекта (ИИ) негативный процесс переводится на промышленные рельсы. ИИ-трансформеры, опираясь на извечный соблазн имитации, плодят невероятный, безответственный и бессмысленный мусор.

Защитная децифровизация становится всё более актуальной не только в сфере кибербезопасности. Но и в сфере безопасности ментальной.

Профанация искусственного интеллекта ныне сводится не просто к формуле "имитация интеллекта". По сути это уже имитация даже не оригинала, а копии, подделки, суррогата, дешёвки. ИИИ: имитация искусственного интеллекта...

Причём ложится это на благодатную почву безразличия, безучастности, пофигизма аудитории: для нас давно уже нет разницы в области культуры и даже науки между профи и дилетантом, между мастером и любителем. Заходит, нравится, созвучно нашим взглядам — и ладно, и хорошо, и правильно.

Доминирующая в нашей повседневности электронная форма максимально содействует подлогу: прилично петь, рисовать, играть в шахматы у нас внезапно якобы научились миллионы. Кого мы обманываем?

Казалось бы, в чём проблема перевода информации на новые рельсы и носители? Ведь вроде бы получаем удобство, компактность. А теряем какую-то ерунду — запах, тактильные ощущения, восприятие старины и т. п. Мелочи. Казалось бы.

Новые имитаторы, генераторы и носители уничтожают понимание подлинности и ценности. Которую мы воспринимаем не только с чьего-то голоса (СМИ, эксперты, коллеги, друзья).

Когда нельзя пощупать, понять, насколько это легко или трудно сделать, как бы примеряя на свои возможности, теряется глубокое осознание настоящего. Разницы между ним и бутафорными декорациями как бы и нет.

Беда в том, что мы привыкли обманывать себя и других. Для нас это стало нормой....


Рецензии