Настоящее и суррогат. Почему не видим разницу?

Настоящее и суррогат | Почему мы не можем увидеть разницу?

Весьма актуальный вопрос на сегодня. Не так давно в одной из телепрограмм его обсуждали в контексте "постинга кошечек" в социальных сетях. Китч, безвкусица, пошлость, вульгаризация, массовая культура...

Но в действительности: где же кончается китч и начинается настоящее? Кто и как это может определить? Каковы критерии? Передача ответов не дала. Что было вполне ожидаемо. А между тем, интуитивно мы понимаем, что есть мусор (культурный, информационный), а есть нечто настоящее. Но как же их отличить?

Почему одни с удовольствием слушают музыку через наушники в метро, а другие не ленятся музыку слушать в настоящем живом исполнении? В СОВЕРШЕННО других условиях. И творчества, и акустики, и интерьера, и вообще восприятия.

Одни предпочитают дешёвку (и желательно бесплатно), а другие готовы не только купить недешёвые билеты, но ещё и потратить время и силы на доставку собственного тела до места действия. Почему мы не понимаем, что затраченные НАШИ ресурсы (время, деньги, усилия) переворачивают, перенастраивают восприятие. И изменяют КОНТЕКСТ.

Когда человек что-то ценит, он относится к этому уже априори иначе.

Увы, уходит в прошлое искусство каллиграфии. Красиво писать раньше могли очень многие. Сегодня — единицы. Наш почерк с каждым годом всё хуже.

Говорим ужасно. И тембрально, и стилистически. Культура устного слова утрачивается. Утрачивается и культура письменного слова. Мысли формулируются кое-как. Аргументация чаще носит исключительно эмоциональный характер. Общение становится всё более дискретно-лихорадочным. Кантилена, плавно-размеренная непрерывность уходит не только из пения, но и из восприятия мира...

В чём проблема перевода информации и искусства на новые носители? Ведь вроде бы получаем удобство, компактность. А теряем какую-то ерунду — запах, тактильные ощущения, восприятие старины и т.п. Мелочи. Казалось бы.

На самом деле, новые носители УНИЧТОЖАЮТ понимание ЦЕННОСТИ. Которую мы воспринимаем не только с чьего-то голоса (СМИ, эксперты, коллеги, друзья).

Когда нельзя пощупать, понять, насколько это легко или трудно сделать, как бы примеряя на свои возможности, теряется глубокое осознание НАСТОЯЩЕГО. Разницы между ним и декорациями, ширмой уже как бы и нет.


Рецензии