Протокол 5 от 7 мая 1985 года
На одной из шахт Донбасса произошло из ряда вон выходящее событие. По этому поводу собирается партийное собрание аппарата управления. Помню, что на объявлении о дате проведения решили написать следующее: «Повестка собрания: БЕЗ ПОВЕСТКИ». Это заинтриговало и коммунистов, и беспартийных. Как секретарь партийного бюро, я, конечно, знал повестку – мы её обсуждали с секретарём парткома шахты. Не стану раскрывать интригу – прочтёте сами. Хотелось лишь немного рассказать о фигурантах. Очень кратко.
ТОЛСТОУС ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ – Ваш покорный слуга. На тот момент – участковый горный нормировщик.
ПЕЧЕРСКИЙ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ – главный инженер нашей большой шахты. Назначен на эту высокую должность в 1984 году. Родился в 1945 году. Где он сейчас, жив ли он – неизвестно.
ПАРХОМЕНКО ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА – участковый горный нормировщик. Родилась в 1946 году. Ныне здравствует.
КОРЕНЬКОВ ИВАН ФЁДОРОВИЧ – На тот момент заместитель начальника планового отдела шахты. Прежде и в последующем – начальник планового отдела шахты. Родился в 1932 году. Ныне здравствует.
ПРОСКУРНИН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ – на тот момент секретарь партийного комитета шахты. Первый руководитель предприятия наравне с директором и главным инженером. Его должность – своего рода противовес администраторам. Хранитель морали коллектива. Родился в 1950 году. Однажды, через полгода после этого собрания, он попросил меня принести какую-нибудь книгу на мой вкус. У меня имелась большая домашняя библиотека, и Виктор Александрович об этом знал. Я принёс роман Олега Куваева «Территория». Вернул он книгу нескоро – перечитывал её дважды. На последней странице острым карандашом подчеркнул слова:
«День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создаётся сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..»
Через полгода Виктор Александрович уволился и уехал на Крайний Север. Прощаясь с коллективом шахты, он попросил меня зайти отдельно. Сказал: «Ну вот, я еду туда, где смогу проверить себя. Спасибо». Мы обнялись. Я не знаю, где он теперь. Надеюсь, что его судьба сложилась удачно.
СТЕПАНОВ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ – на тот момент главный маркшейдер шахты. Родился в 1935 году. Несколько лет назад ушёл из жизни.
НЕЧЕПОРЕНКО ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – на тот момент председатель профкома шахты. Родился в 1937 году. К сожалению, его уже нет в живых.
ГОРДИЕНКО ИРИНА СТАНИСЛАВОВНА – на тот момент ведущий инженер по организации управления. Родилась в 1960 году. В настоящее время работает на ответственных должностях в ДНР.
ХАРЛИП АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ – на тот момент начальник отдела организации труда и заработной платы. Родился в 1939 году, умер в 2000 году.
БУЗА ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ – на тот момент главный бухгалтер шахты. Родился в 1952 году. Где он сейчас, жив ли он, неизвестно.
ВАРЖИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – на тот момент начальник смены. В настоящее время на пенсии.
ЧУРАДЗЕ МУРТАЗИ ВАРЛАМОВИЧ – на тот момент директор шахты. В настоящее время на пенсии.
ИЩЕНКО НИКОЛАЙ АНТОНОВИЧ – на тот момент заместитель директора по производству. Родился в 1936 году. Где он сейчас, жив ли он, неизвестно.
ОСТРОЖНЫЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ – на тот момент начальник смены. После В.А. Проскурнина стал секретарём парткома шахты. Где он сейчас, жив ли он, неизвестно.
ПРОТОКОЛ №5
ЗАКРЫТОГО СОБРАНИЯ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ШАХТЫ ИМЕНИ К.И. ПОЧЕНКОВА
От 7 мая 1985 года.
На учёте состоят: членов КПСС – 49
кандидатов в члены КПСС – 1
На собрании присутствуют: членов КПСС – 41
Отсутствуют: 8 членов КПСС. Из них: в отпуске – 2, в командировке – 1, болен – 1, на работе (в шахте) – 4.
1 кандидат в члены КПСС – болен.
В работе партийного собрания принимает участие тов. Буц Е.П. – инструктор промышленно-транспортного отдела Макеевского ГК КПУ.
Президиум собрания:
тт. Кореньков И.Ф., Толстоус В.Н., Пархоменко Т.В.
Повестка дня:
«О неправильных действиях главного инженера шахты имени К.И. Поченкова, члена КПСС Печерского Ю.П.»
Регламент работы:
Информация секретаря партбюро – 7 минут.
Выступления – до 15 минут.
СЛУШАЛИ:
ИНФОРМАЦИЯ СЕКРЕТАРЯ ПАРТБЮРО т. ТОЛСТОУСА В.Н. «О НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ШАХТЫ ИМЕНИ К.И. ПОЧЕНКОВА, ЧЛЕНА КПСС ПЕЧЕРСКОГО Ю.П.
«Печерский Юрий Петрович, 1945 г. рождения, русский, образование высшее, член КПСС с ноября 1978 года, партбилет № 17484574, главный инженер, работает на шахте с 11.05. 1984 г.
29 марта 1985 г. т. Печерский Ю.П. вызвал в свой кабинет мастера связи шахты т. Нетудыхату Т.Г. и дал указание установить в технической нарядной микрофоны в динамиках для записи и прослушивания выступлений работников шахты на планёрках, отметив при этом, что включать аппаратуру она должна по его команде. Срок исполнения задания дал неделю.
Тов. Нетудыхата Т.Г. на другой день, 30.03. 1985 г. поставила об этом в известность директора шахты тов. Чурадзе М.В.. а 22 апреля 1985 г. доложила главному инженеру о выполнении его указания в части установки аппаратуры, на что он сказал, что пока включать не надо, но пусть все элементы устройства будут находиться в готовности.
Тов. Печерский Ю.П. объясняет свой поступок тем, что хотел записывать ведение планёрок с целью последующего прослушивания записей и анализа совместно с директором. Однако мастера связи он предупредил при отдаче распоряжения, чтобы об установке микрофонов никто не знал, кроме них двоих. Директору шахты о своём намерении тайной записи планёрок т. Печерский Ю.П. не доложил.
После установки микрофонов была сделана одна пробная запись. Команд от главного инженера на включение аппаратуры прослушивания не поступало.
ОБЪЯСНЕНИЕ т. ПЕЧЕРСКОГО Ю.П.
Да, я приказал установить микрофоны для прослушивания планёрок, но сразу ушёл на курсы и о своём приказании забыл. Кроме того, т. Нетудыхата Т.Г. не доложила мне именно об установке микрофонов, а просто сказала, что выполнила моё указание. Указаний я даю много, и все их помнить иногда не удаётся. Я подчёркиваю, что не имел плохих намерений. На планёрках много сумбура. Эмоций. Нужно было проанализировать их ход и что-то изменить. Я потом всё равно поставил бы в известность и директора, и других руководителей. Ещё раз хочу сказать, что плохих намерений не имел.
ВОПРОСЫ т. ПЕЧЕРСКОМУ Ю.П.
ПРОСКУРНИН В.А., СЕКРЕТАРЬ ПАРТКОМА:
Почему кроме вас двоих об установке аппаратуры никто больше не должен был знать?
ОТВЕТ т. ПЕЧЕРСКОГО Ю.П.:
Впоследствии об этом могли бы узнать те, кто выносит решения, те, кто проводит планёрки.
ПРОСКУРНИН В.А., СЕКРЕТАРЬ ПАРТКОМА:
Почему микрофоны должны были быть скрытыми , а запись – тайной?
ОТВЕТ т. ПЕЧЕРСКОГО Ю.П.:
Естественно, что для анализа нужна запись в непринуждённой обстановке. Иначе нечего будет анализировать.
ВЫСТУПИЛИ:
Тов. ПРОСКУРНИН В.А., СЕКРЕТАРЬ ПАРТКОМА.
Главный инженер неубедительно объяснил свои намерения. О записи, да ещё в таком месте, как техническая нарядная, когда проходят ответственные совещания, должны знать все. Если возникает вопрос о записи планёрок с целью их последующего разбора, то микрофоны должны стоять открыто, на столе. Факт записи по указанию т. Печерского Ю.П. не произошёл. Может быть, потому, что не было у него времени? 22 апреля аппаратура была установлена, а уже 25 апреля об этом знал партком. А если бы не узнал? Страшно сказать, к каким последствиям привело бы использование аппаратуры подслушивания с нечистыми целями. Поступок, совершённый главным инженером, несовместим с деятельностью советского руководителя. Такой метод работы – метод порочный. Нужно не подслушивать, и на этом основании делать выводы, а заниматься своими непосредственными обязанностями. Нужно сказать, что и в этом ракурсе у т. Печерского Ю.П. нет достижений. За тот год, который он работает на шахте в столь высокой должности, не наметилось особых сдвигов ни в перспективе развития горных работ, ни в вопросах улучшения безопасности труда, ни в упорядочении ведения документации. Как шахта не выполняла Государственный план проведения подготовительных выработок, так и продолжает не выполнять, а с безопасностью ведения работ цифры говорят сами за себя: в прошлом году пять смертельных случаев, и в этом году – уже один случай.
Тов. СТЕПАНОВ Н.Е., ГЛАВНЫЙ МАРКШЕЙДЕР.
Сам факт установки микрофонов неприятен. Не просто неприятен – он аморален. Совершённый руководителем в столь высокой должности, он способен привести к тому, что на предприятии создастся невыносимая обстановка. Неуверенность, боязнь за каждое высказанное суждение – итог такого поступка. Его нужно строго осудить и вынести т. Печерскому Ю.П. взыскание – выговор.
Тов. НЕЧЕПОРЕНКО В.В., ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФКОМА ШАХТЫ.
Методы руководства, которые пытался предложить нам т. Печерский Ю.П., заимствованы из опыта, осуждённого историей. На социалистическом предприятии существуют другие методы руководства. Есть человек, ведущий письменную запись планёрок. До недавнего времени это делала т. Гордиенко И.С. Может быть, она что-то упускала. Может быть, стоило здесь ввести механизацию. Но, безусловно, делать это нужно открыто. Метод т. Печерского Ю.П. в том виде, в каком он его нам представил, безнравственный в своей основе, заслуживает строжайшего осуждения и наказания. Моё предложение – вынести т. Печерскому Ю.П. строгий выговор с занесением в учётную карточку. Это наказание отражает мнение, что т. Печерский Ю.П. проступок свой совершил по недомыслию. Если же у него была бы другая, грязная подоплёка, то т. Печерский Ю.П. безусловно заслуживал бы исключения из рядов партии.
Тов. ХАРЛИП А.Л., НАЧАЛЬНИК ОТиЗ.
Я ещё не отошёл от состояния шока, вызванного информацией, которую только что получил. Тов. Печерский Ю.П. совершил умышленное действие. Как коммунист, я до глубины души оскорблён. У меня теперь нет уверенности, что в нашем отделе тоже нет подслушивающих устройств, например – в телефонах. Кроме того, мне не ясен факт прослушивания. Была записана плёнка, или нет? Что там было записано? О том, что кто-то кому-то не нравится, нужно говорить прямо, лицом к лицу. Если я не устраиваю руководство, освободите от должности, и дело с концом. Но тайно, задворками показывать компрометирующие магнитофонные записи – это унижение и того, кто занимается подобными грязными делами, и того, кому предъявляют информацию с «душком». Это нарушение Конституции, наконец. Это большой партийный и человеческий проступок. Нужно вынести суровое партийное взыскание. Предлагаю строгий выговор с занесением в учётную карточку.
Тов. БУЗА В.Г., ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР.
Я не верю в плохие намерения главного инженера. Но средства для достижения целей он избрал негодные, безнравственные. О моих недостатках нужно мне говорить в глаза.
Не секрет, что в аппарате управления психологический климат натянут, перетасовка кадров в аппарате отражается и на работе всего предприятия, и далеко не в лучшую сторону.
Моё предложение – строгий выговор с занесением в учётную карточку.
Должен заметить, что у нас нарастают явления недоверия друг к другу. Доходит до того, что в деловом разговоре часто ловишь себя на слове, боишься высказать прямые мысли. Поэтому факт с тайной записью – он вызревал и появился не случайно.
Тов. ВАРЖИН Н.В., ДИСПЕТЧЕР.
Нарушена партийная этика, оскорблена гражданская и партийная совесть коммунистов. Мне непонятно, как после этого собрания будут складываться отношения главного инженера с директором и со всем коллективом. Нанесена моральная травма каждому коммунисту. Первый руководитель унизился до такой степени, когда о доверии к нему можно говорить с большой натяжкой. Моё мнение – строгий выговор с занесением в учётную карточку.
Тов. ЧУРАДЗЕ М.В., ДИРЕКТОР ШАХТЫ.
Сам факт этот неприятен. Многие узнали о нём только сейчас, и впечатление, конечно, о нём у всех не лучшее. Я скажу о другом. На имя Первого Секретаря ЦК КПУ тов. Щербицкого В.В. пришла на меня анонимка. О том, что директор шахты имени К.И. Поченкова бранится нецензурной бранью, оскорбляет подчинённых и словом и действием. Написано это на четырёх страницах убористым почерком. Это штрих к атмосфере, сложившейся вокруг директора. Да, я требую исполнения своих распоряжений, я искренне хочу исправить дела на шахте. Для этого приходится ломать чьё-то устоявшееся негативное отношение к работе. И не всегда люди понимают просительную интонацию. Часто необходимо жёстко приказывать и требовать неукоснительного исполнения распоряжений. Не всем это нравится. Не со всеми я бывал выдержан, признаю. Но это не для себя, это для дела. Тов. Нетудыхату Т.Г. и тов. Долженко Н.А. 28 марта я отчитал за различные проступки. Несмотря на обиду, тов. Нетудыхата Т.Г. через два дня, 30 марта, пришла ко мне и сообщила, что главный инженер отдал ей это, теперь и вам известное распоряжение. Её информации я не придал особого значения. Тогда т. Нетудыхата Т.Г. сказала, что главный инженер просил её не рассказывать о его распоряжении даже мне. Я тогда был поражён. Однако этот случай забылся. И вот 25 апреля, после установки микрофонов, об этом узнали партком, я, Нечепоренко В.В., райком партии. Поймите меня правильно. Я просил бы разрешить мне воздержаться от предложения о взыскании т. Печерскому Ю.П.. Шахта работает плохо. Много недовольства руководством. Я не хотел этот вопрос выносить на обсуждение. Намерений главного инженера я не знаю. Дело также и в том, какую должность занимает т. Печерский Ю.П.. Это один из первых руководителей. Получается, что сегодня он, завтра другой первый руководитель. Я прошу понять меня правильно.
Тов. ПРОСКУРНИН В.А., СЕКРЕТАРЬ ПАРТКОМА.
Тот факт, что директор не хотел выносить на обсуждение вопрос настоящего собрания, заслуживает всяческого порицания. Этот подход к критике является непартийным. А опасение за то, что не сегодня, так завтра и меня могут так же критиковать, является по сути мещанским и напоминает опасение хозяйки, не желающей выносить сор из избы.
Со своей стороны, я предлагаю для товарища Печерского Ю.П. следующее взыскание: строгий выговор с занесением в учётную карточку.
Тов. КОРЕНЬКОВ И.Ф., ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОБРАНИЯ.
Хочу внести ясность в вопрос, заданный тов. Харлипом А.Л. о записи. Отвечаю: запись один раз производилась директором и кассета с плёнкой находится в парткоме. Записывалась планёрка.
Тов. ИЩЕНКО Н.А., НАЧАЛЬНИК СМЕНЫ.
Меня информация о проступке тов. Печерского Ю.П. просто потрясла. В проведении планёрок есть недостатки. Но исправлять их нужно чистыми руками. И ещё. Почему все так сразу поверили в то, что у тов. Печерского Ю.П. благие намерения? Вы знали, Юрий Петрович, что связисты в силу своей профессии обязаны не разглашать тайну своей служебной деятельности, и надеялись, что они именно поэтому будут молчать. Своим поступком Вы отделили себя от коллектива. Между ним и Вами образовалась пустота. Как же Вы будете дальше работать? Тень нынешнего собрания легла на Вас, Юрий Петрович, плотно. Не знаю, удастся ли Вам в будущем от неё освободиться. Моё предложение: строгий выговор с занесением в учётную карточку.
Тов. ОСТРОЖНЫЙ В.А., НАЧАЛЬНИК СМЕНЫ.
Тов. Печерский Ю.П. грамотный специалист. Он очень аккуратен в ведении документации, всегда продумывает свои действия, прежде чем их совершить. И он не мог не знать, что эта запись является хотя и косвенным, но документом. Плёнка нужна была для нечистых целей, это совершенно ясно. Хорошие цели такими путями не достигаются. Моё предложение – строгий выговор с занесением в учётную карточку.
Тов. ПЕЧЕРСКИЙ Ю.П., ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ШАХТЫ.
Товарищи коммунисты. Я ещё раз хочу сказать, что не преследовал никаких неблаговидных целей. Совершил же свой поступок, будем говорить прямо, – по глупости. Это был тот случай, когда последствия превысили те, которые мной ожидались. Прошу вас принять мной сказанное во внимание и проявить объективность.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЗАКРЫТОГО ПАРТИЙНОГО СОБРАНИЯ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ШАХТЫ ИМЕНИ К.И. ПОЧЕНКОВА ОГ 7 МАЯ 1985 ГОДА
«О НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ШАХТЫ ИМЕНИ К.И. ПОЧЕНКОВА, ЧЛЕНА КПСС ПЕЧЕРСКОГО Ю.П.»
Тов. Печерский Ю.П. дал указание мастеру связи шахты установить в технической нарядной потайные микрофоны с целью записи выступлений руководящих работников на планёрках, предупредив мастера связи, чтобы об этом никто не знал, кроме них двоих. Предварительно главным инженером этот вопрос не согласовывался ни с директором шахты, ни с партийным комитетом.
Такой факт установки скрытых микрофонов противоречит морально-этическим нормам, стилю и методам управления коллективом советским руководителем, а также затрагивает нерушимость конституционных прав трудящихся в части уважения их личности и свобод.
Вместе с тем партийное собрание отмечает, что за время работы главным инженером, в течение года, на шахте не наметилось резкого улучшения в развитии горных работ, своевременном обеспечении шахты качественной очистной линией забоев, перспективном развитии шахты, в вопросах безопасности и охраны труда, своевременном и качественном оформлении документации.
Заслушав и обсудив информацию секретаря партийной организации аппарата управления тов. Толстоуса В.Н. «О неправильных действиях главного инженера шахты имени К.И. Поченкова, члена КПСС Печерского Ю.П.»,
партийное собрание постановляет:
1. Строго осудить действия главного инженера, члена КПСС тов. Печерского Ю.П., пытавшегося использовать несвойственные советскому руководителю методы управления коллективом.
2. За действия, противоречащие нормам поведения руководителя, выразившиеся в тайной установке в технической нарядной записывающей аппаратуры (типа «подслушивания»), главному инженеру шахты имени К.И. Поченкова, члену КПСС тов. Печерскому Ю.П. объявить строгий выговор с занесением в учётную карточку.
3. Партийной организации аппарата управления улучшить воспитательную работу среди коммунистов по выработке у них норм советской морали и высокой нравственности.
ПРИНЯТО БОЛЬШИНСТВОМ ГОЛОСОВ:
За – 40.
Против – нет.
Воздержался – 1.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОБРАНИЯ И.Ф. КОРЕНЬКОВ
СЕКРЕТАРЬ СОБРАНИЯ Т.В. ПАРХОМЕНКО
Свидетельство о публикации №219082401131