Планерный марафон

 Наш Таганрогский планерный аэроклуб создан энтузиастами - любителями авиационных видов спорта двух предприятий Авиапрома - Таганрогского Авиационного Научно-Техничекого Комплекса им.Бериева, и Таганрогског Авиационного Производственного Объединения -серийного завода строившего разработки ОКБ Туполева. Для подготовки спортсменов-планеристов, аристократического спорта,привлекавшего авиаконструкторов КБ им.Бериева,авиаспециалистов других подразделения  авиапредприятий, базирующихся на одной территории,с выходом на аэродром Таганрог-Южный, с гидроаэродромом -спуск на уровень моря для крупных воздушных кораблей -продукции предприятий авиапрома.Поскольку испытательные полеты проводятся нечасто, это штучная буквально-продукция,не каждый месяц такие работы - то  аэроклуб служил базой   поддержания навыков лётного состава, всегда почти нуждавшегося в налёте для сохранения квалификации.Одна из причин сложности работы летчиков-испытателей, кроме разве серийных предприятий с десятками самолетов для облёта, большие корабли долго изготавливаются, готовятся на ЛИС техническими бригадами, и если не выявлено в полётах отказов - отработка кораблей укладываются в три-четыре испытательных полёта. Аэроклуб-АТСК-ведомственное подразделение Авиапрома, под методическим курированием ДОСААФ СССР, как летать, чем руководствоватся. Ну а ДОСААФ полёты организует по документам Авиации Вооружённых Сил СССР, НПП,НШС,Н-Метео-службы.И вся авиатехника приобретена из бюджета МО СССР, и для этого ведомства используется и принадлежит.От крупных Уч.центров ДОСААФ,до маленьких АТСК -их можно было содержать районным Отделам народного образования, если кто взялся их организовать,содержать наёмный персонал клуба, способный организовать процесс обучения-безопасный, настолько это возможно в авиации.Совмещение должностей в  АТСК с работой на предприятиях или заведениях РайОНО -как инструктор-общественник,допускалась, человек в свободное время летал как спортсмен,инструктор начинающих курс подготовки.Ими были в АТСК студенты авиатехникума  им.Петлякова - нашего земляка, кстати. И учащиеся ПТУ на базе авиапредприятий, студенты других заведений города,находивших возможности совмещать учёбу и лётное обучение.        После увольнения в запас из 963 УАП Ейского ВВАУЛ г.Таганрог я пришёл на ТАПО прсить место Руководителя полетов. Там в службе УВД работали все мои коллеги-лётчики полка, обеспечивая испытательные полёты  и рейсы лётно-транспортных отрядов предприятий, в Москву и обратно ежедневно три-четыре рейса, в филиалы ТАНТК на аэр.Чкаловский,Гидробазу МАП в Геленджике, аэропорт Быково.Тем не менее для аэроклуба воздушный режим не загружен и позволял даже в рабочие дни учебные полёты и тренировку спортсменов-планеристов. А на летние отпуска студентов, учащихся,работников предприятий -летний лагерь на площадке запасного аэродрома возле села Фёдоровка,60 км западнее,на границе с Украиной.Там никто практически не мешал отрабатывать маршрутные полёты спортсменов-планеристов.Суть планерного спорта -в длительных   маршрутных полётах - до 300 км. Самолет-буксировщик Вильга-35 поднимает планер до 800 м, отцепка в восходящем потоке от нагрева солнцем пашни,скальных выступов, контрастных в Т...нагрева, кучевых облаков "хорошей погоды"- и далее набирает высоту для передвижения по маршруту, заданной линии пути,при снижении до высот ниже требуемой- ищет потоки, добирает и опять передвигается по маршруту заданному.Такое умение и знания всех факторов успеха требует нескольких лет тренировок, и способностей к анализу-метео,тактических приёмов. Мастер планерного спорта, московский предприниматель Дима, фамилию не запомнил,прибыл на наши сборы в лагерь под Фёдоровкой со своим планером рекордного класса "Янтарь-Стандарт".Я как Зам.по лётной .АТСК спланировал его первым с разлёта, в 12.00, человек надолго собирался - покрыть 300-км маршрут...А там - как получится. У кого не получалось-на высоте 600 м должен прекратить поиски потоков для набора высоты, и выбрать площадку для посадки,с учётом прибытия буксировщика для эвакуации планера с планеристом, т.е.с той же площадки взлететь,поэтому посадку произвести в начале поля, направление для разбега буксировщика - позволяло.Буксировщик садится по доклад планериста о своём месте относит.ориентиров,н.п.,планерист прицепляет трос к замку,садится в кабину планера, закрывает фонарь.Взлёт по готовности,буксировка на свой аэродром,отцепка на высоте 300 м - заход, посадка по кругу.Полёты планируются на 6 часов,наиболее интенсивного прогрева поверхности и воздуха. Планеры для продолжения полёта на скорости 90 км.час -учебный двухместный "Бланик", качество 28 (с высоты 1 км до земли пролетит 28 км, без влияния ветра,попутного или наоборот), рекордный "Янтарь"- 46, т.е. 46 км.с высоты 1 км, на скорости 110-120...Для сохранения режима полёта сам планер скользит вниз как по снежной горке с вертикальной скоростью снижения  примерно 0,5 м./сек.При восходящих потоках более чем- высота увеличивается, при равной - сохраняется без потери. Вернусь к Диме, московскому олигарху,тогда начинающему, даже не помню в каком бизнесе заработал на свой планер.Кажется -книжное издательство,дело благородное.Не Жульторг-и Фомка старостой...Целый день я руководил лётной сменой,мало обращая внимания на мастера спорта и его перемещения.Периодические доклады для связи с РП положены, он их делал.Когда смена заканчивалась,и все сидели на земле - Дима запросил подсказки - ориентир такой-то -где...Терриконы и шахты Донбасса все одинаковы или похожи, ка все прочие отвалы, отходы угля-породы,так называют.Стало ясно,Дима своего места-МС- не опознаёт, потеря ориентировки.Я ещё не забыл положений Инструкции по аэродрому Таганрог-.центральный, раздел действий при потере ориентировки  в р-не. Действия предписывали выход на береговую черту Азовского моря  курсом 180 градусов, доворот влево вдоль берега- до опознания ориентиров - Мариуполя, Седово, новоазовск.Такую команду и выдал,и долго ждали когда доложил -что-то похожее.Дал команду взять курс на аэродром Фёдоровки..Уже стемнело, включили фары заправщика, на мигание периодически, фары своих авто на место приземления.За несколько минут до 22.00 Дима доложил что видит, заходит.Приземлился на освещённый фарами грунт...Таким образом пролетал Дима без посадки ровно 10 часов,и после окончания полётов 4 часа - до 18.15 надо было доложить на КП УП -смена закончена, происшествия - нет,или какие...Доложил сославшись на связь. А Диме сказали - с тебя причитается, езжай до ближайшего заведения, км.-10,райцентр Украины Тельманово, не возражал,ибо нервы попортил крепко. Восстановил,однако щедро и на другой день не вспоминали...


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.