К вожатым. Часть 2. ПЛАН

(Из книги «Лагерный сбор»)

«У вас есть план, мистер Фикс?»
«У меня всегда есть план!»
Из мультфильма

Лагерный сбор начинается с вешалки… То есть в том смысле, что когда приступаешь к планированию оного, то это – вешалка. Хороший, сбалансированный план – есть половина успеха. Искусство составления плана уходит корнями в далекое комиссарское прошлое, а ветви его в опыте, а также в умении обобщать и переписывать прошлогодний план.

Много ночей уходит на то, чтобы расположить все мероприятия сбора в педагогически целесообразном порядке, просчитать примерную продолжительность каждого из них с точностью до секунд. А еще нужно расписать каждое Дело во всех подробностях, чтобы каждый комиссар знал свой маневр, постоянно держа в уме способы преодоления неисчислимых технических, творческих и (самых непреодолимых) материальных трудностей… И все это для того, чтобы уже на сборе менять этот план по три раза на дню.

Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, не мучиться, а, взявши книжку в руки, ознакомиться с реальным планом лагерного сбора «Зеленый гусь-2004», который мой педотряд провел осенью того же года для студентов-первокурсников, активистов художественной самодеятельности ВУЗов нашего города.

Поэтому дела в нем подобраны в большинстве со сценическим акцентом. Для военно-спортивного или туристского лагеря он, конечно, тоже годится, но не так, чтобы уж полностью. Мы проследим события этого сбора день за днем, час за часом, двигаясь от Дела к Делу. И конечно мне хочется рассказать вам приличное количество забавных и поучительных лагерных историй.

Если какие-нибудь директора школ вкупе с родителями сойдут с ума и доверят вам с полсотни детей, а добрые, доверчивые дяди дадут лагерь и деньги – смело берите все описанное ниже и воплощайте.

Наш путь: события, события и события!
События породят общение!
Общение породит радость бытия!
Радость породит педагогический успех!

Успех либо будет развит потом в городе и школе, либо постепенно все затухнет без подпитки и останется лишь воспоминанием. Но методика этой самой подпитки – это уже совсем другая (хотя и нисколько не менее важная) проблема. Когда-нибудь она меня обязательно, взволнует.

Итак, перед вами план (я бы точнее сказал – сценарий) шестидневного лагерного сбора. Этот план сгодится для любого контингента подростков и молодежи. При точном, настойчивом воплощении и доведении до конца – результат обязательно будет хорошим. Попробуйте – получиться. Хоть «мы с тобою, старина, не боги», но мы и не горшки, которые эти самые не боги обжигают.

В этом плане (сценарии) много непонятных названий и аббревиатур, но в последующих главках, все эти дела самым подробнейшим образом расшифрованы и описаны с примерами. Если название дела набрано ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ – значит, в книжке имеется про него глава.

Надеюсь, что все написано легко, методически понятно и как говорится, (прости, Господи, мою неуемную скромность) «живым, доступным языком».

Все дела неоднократно опробованы на самых настоящих (без примесей) детях, и в будущих результатах сомневаться (мне) не приходится. Однако даже самую великую пьесу можно поставить бездарно. Верно и обратное – талантливый постановщик может вытащить любой графоманский бред на уровень шедевра и обессмертить свое педагогическое имя. Этот гений – конечно, вы, уважаемый читатель и коллега.
В общем, если вы проведете какое-нибудь из предлагаемых Дел, и дети скажут про него «не понравилось» – одно из двух: либо вам не надо быть комиссаром (вожатым), либо мне прекратить сочинять методические пособия.

Сначала дается план каждого дня целиком, расписанный по минутам, а затем подробное, надеюсь, описание того, как готовится и проводится каждое Дело. Есть таблицы, схемы и милые рисунки, сделанные вожатой Лилей Фоминой. Потом переход к следующему дню и все описание повторяется сначала.

Но повторюсь: вся это тщательно составленная и продуманная писанина будет опрокинута и видоизменена живой сборовской действительностью. Какое-то Дело на полчаса затянется, какое-то непременно слишком быстро пролетит. Обеды и ужины по-любому не будут накрыты вовремя никогда. Пару раз в лагере погаснет свет, раза три сгорит усилитель, а уж дожди, без всяких сомнений, будут идти всегда, когда по плану мероприятие под открытым небом. И, конечно же, над вами будет стоять какой-нибудь Начальник и гундеть: «Детей калечите». А проверяющие из Департамента по борьбе с молодежью? А пожарные? А СЭС? Как же без них? И от подобных напастей спасет только философский подход к делу, чувство юмора и умение быстро план переделать. Переделанный план размножается Дежурным комиссаром и рассылается по отрядам фельдъегерской почтой. Получив очередное изменение, Отрядные комиссары стискивают зубы и, засосав от негодования носом кубометр воздуха, продолжают, как раньше.

Ну что ж, безумцы-вожатые, которым больше всех надо и никак не сидится спокойно дома. Вперед! Шесть долгих (как вспышка молнии), насыщенных дней (мгновений) ждут нас впереди...
Но, что это?.. Что за пыль на дороге?..
Это автобусы с детьми уже подъезжают к лагерю.
По места-ам!


ДЕНЬ 1

Заезд в лагерь. Медосмотр
ЗУБЫ и АПТ параллельно для двух половинок заехавших
БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ
РЕЧЬ СТАРШЕГО КОМИССАРА
Распределение по отрядам. Представление комиссаров своим отрядам
Вещи складываются и запираются в одну из комнат.
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
ПНД с конкурсом динамичных приколов
Обустройство кроватей, тумбочек, вынос мусора на помойку.
(Вожатые-романтики обзывают это «Операцией «Уют»)
Обед
КТД (Коллективно-Творческое Дело) в отрядах,
подготовка к ЛИНЕЙКЕ ОТКРЫТИЯ
ЛИНЕЙКА ОТКРЫТИЯ
ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ по планам Отрядных комиссаров
РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН
СПЕВКА
Ужин
Подготовка к Вечернему делу
Вечернее дело ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРЯДОВ
ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВ
Укладывание
Совет комиссаров

Прочитали? Ничего, далее все будет ясно, как день божий.

Планы каждого дня размножаются в неисчислимых количествах, вручаются комиссарам и командирам, вывешиваются во всех людных местах на огромных листах ватмана, пачками разбрасываются в помещении штаба, фотографируются на смартфоны... Все это для того, чтобы к середине дня все ходили и спрашивали: «А что у нас сейчас по плану?»

Первый день – это введение в сбор. Самый трудный и самый решающий, самый конфликтный и бесконечно длинный. Давно замечено, что сбор в целом пролетает как одна секунда, но первый день не кончается никогда.
Первый день – это знакомство всех со всем и со всеми. Огромный поток новой информации и впечатлений. От этого потока эмоции скачут от предельно положительных до крайне упаднических.

План первого дня не предполагает ни одного серьезного мероприятия. Только здоровый юмор поможет преодолеть все естественные преграды, возникшие между детьми и комиссарами в первые часы после заезда.

Главный объект внимания у ребенка, конечно, «крыша дома своего» – отряд. Присматриваются будущие друзья, вероятные недруги и объекты любовных воздыханий. Методом мелких провокаций идет проверка на прочность (или вшивость) «этих… как они там называются?.. «комсорги» что ли?.. придумают же ерунду какую…»

План первого дня учитывает, что первые эмоции у многих (и даже большинства) детей будут отрицательными. Как часто, мне доводилось слышать от ребят: «А вы знаете, в первый день у нас было одно желание – подхватить рюкзак и уехать домой».

Представьте себе самого обыкновенного мальчика или девочку, которые если и бывали в летних лагерях, то привыкли к тому, что, попадая туда, нужно сразу решить три проблемы:
 а) занять лучшую койку;
 б) узнать, до скольких сегодня будет дискотека;
 в) разведать, где тут дырка в заборе, чтобы сматываться по ночам на речку.
И это все. Ходи по лагерю, присматривайся, определяй, с кем и против кого будешь дружить. А тут такое...

Первые часы для многих, кто попадает на сбор – это шок.
Адаптация, она на то и адаптация, чтобы быть делом нелегким. Кто-то из приехавших пленяется сразу, кто-то – к вечеру, а кто-то сопротивляется до утра второго дня. Но я еще не видел среди детей ни одного борца за права и свободы, который к началу второго дня не складывал бы оружия. Встречаются очень, очень редко маргиналы, которым сборы противопоказаны и они покидают его либо сами, либо по нашей просьбе. (Сбт, но об этом позже).

Помню двух парней, Кирилла и Дениса, которые, осмотревшись, сказали: «Что-то нам тут не нравится, мы, пожалуй, двинем к дому…» Взяли чемоданчики и потопали к воротам. Но тут к счастью попалась им на пути девочка Аня: стройная, хрупкая, с ливнем шелковых волос и синими бездонными глазами. А еще она была умница, и на сборах ей бывать приходилось. Аня мгновенно оценила обстановку: «Вы нас уже покидаете, мальчики. Эх, а я-то, кажется, на вас глаз положила». И прошла дальше… Друзья продолжали идти к воротам, но шаги их все замедлялись и замедлялись. Надо было помочь им сохранить лицо, и я послал Дежурного комиссара «поуговаривать их униженно». Вроде нехотя, они остались… Кирилл и Денис  стали самыми яркими звездами того сбора,  самыми беспроблемными и необыкновенно активными творчески. Как они плакали в день разъезда и ужасались от мысли, что ведь могли, могли уехать… С синеглазой Аней они стали просто друзьями, сама же Аня потом три года у меня комиссарствовала.

План первого дня, воплощенный тютелька в тютельку и доведенный до отбоя – это первая и огромная победа, можно смело открывать шампанское… Шутка, шутка, кто там уже начал скидываться?

Но все по порядку, то есть по плану. Дети с чемоданами стоят у ворот и смотрят на вас с большим подозрением. Вы им явно не нравитесь. У вас дрожат коленки, холодок в груди – все признаки предстартовой лихорадки. Мамочки!.. Может не надо?.. Вдохнули... выдохнули... Приступим, помолясь.

«Здрасте, как доехали? Добро пожаловать на лагерный сбор «Зеленый гусь»! Меня зовут Костя, я сегодня – Дежурный комиссар. Комиссар – это почти то же самое, что вожатый, только злой и вредный. Раз я дежурный, то именно я сегодня весь день буду говорить вам куда идти, что делать и чего не делать ни в коем случае… Чтобы наша жизнь здесь была прекрасной и удивительной вам нужно меня слушать, а я обещаю к вам прислушиваться… Будет… Нет, не будет… И завтра тоже… Нет… Нельзя… Не работает… Ответим, обязательно ответим на все ваши вопросы, но чуть позже. Сейчас, пожалуйста, мальчики… взвалите на себя свою поклажу и девочек… то есть, я хотел сказать – вещи девочек… Так… За мной, товарищи участники!»


Рецензии