Желтый звук

Выставка «Желтый звук», недавно открывшаяся в музее «Царицыно», посвящена 85-летию со дня рождения Альфреда Шнитке. На первый взгляд может показаться, что она и вправду всего лишь призвана напомнить публике, что наша страна является родиной гениального композитора современности. Пик этого осознания пришелся на конец 80-х, когда произведения Шнитке, в советское время глухо замалчивавшиеся, хлынули со сцен всех концертных залов, и наша интеллигенция буквально бредила ими (помню, как на Большой Никитской, у входа в Консерваторию я безнадежно клянчил лишнего билетика на его Вторую симфонию (Сан-Флориан); мне повезло, так как в зрительный зал меня провела хористка, которой я показался моложе, чем был на самом деле). Потом этот ажиотаж, как и все у нас, постепенно рассосался.
Но вот, придя на выставку, я понял, что для наших ведущих художников Шнитке является выразителем духа современной музыки, ибо их работы на музыкальную тему посвящены именно ему. В первую очередь должен упомянуть два видео Александры Митлянской, в которых музыка – чистое изменение во времени, связана с движением, - изменением в пространстве; эффект достигается поистине феерический. Инсталляция «Hommage Альфреду Шнитке» того же автора, содержащая аллюзию на понятие «подготовленное фортепьяно», указывает на авангардный характер его творчества – на слом канона и преобразование эстетики. Ольга Булгакова предприняла попытку создать логотип - живописный иероглиф духа музыки Шнитке, а Александр Ситников – его образ – коллаж. Причины, приведшие художников, развивающих музыкальную тему, именно к Шнитке,  совершенно понятны; из всех композиторов авангарда Шнитке наиболее эмоционален, особенно, если его сравнить с суховатым Карлхайнцем Штокхаузеном, или со склонным к глубокой задумчивости Ксенакисом, или с эскапистом Лахенманом. Поэтому  музыка Шнитке идеально подходит для ее передачи живописными и пластическими формами, и  для художников музыка – это в первую очередь - музыка Шнитке. Таким образом, контекст данной выставки сам собой расширяется до темы: музыка в изобразительном искусстве, в которой главным экспертом является один из кураторов данного проекта искусствовед Виталий Пацюков. Здесь данная тема представлена произведениями наших выдающихся мэтров: и апокалиптическими видениями Натальи Ситниковой, и интеллектуальными штудиями Александра Панкина, и квазиархеологическими объектами Михаила Погарского, и живописными партитурами Олега Кудряшова, и запредельными абстракциями Бориса Марковникова, и объектами Василия Власова, как бы издающими инфразвук; - нет, - всего не перечислить!
И  по мере того, как погружаешься в атмосферу, облекающую это собрание шедевров, ты понимаешь, что их тема одной лишь музыкой не ограничивается; тебе становится ясно: художники современного искусства творят будущее, и даты, поставленные на некоторых подписях под их произведениями, например, 9200 г., - вовсе не шутка, а ты и впрямь совершил экскурсию на машине времени!
                Август 2019 г.


Рецензии