Орацио Джентилески. Даная

 Орацио Джентилески. Даная. 1621, 161.3;226.7 см.Калифорнийский Музей Гетти

       Орацио Джентилески (1563 – 1639)— ведущий художник итальянского барокко. Начал карьеру в Риме, где около 1600 года подружился с Караваджо, который оказал большое влияние на его творчество. В последние годы Орацио стал известен как один из самых талантливых «караваджистов». В той же манере писала и его дочь Артемизия Джентилески, ставшая первой женщиной, принятой в Академию живописного искусства во Флоренции.

    Этот фантастический холст в 1621 году заказал художнику дворянин Джованни Антонио Саули для своего палаццо в Генуе. Джентилески изобразил сцену из мифа о дочери Акрисия, царя Аргоса. Правителю было предсказана смерть от руки внука, и он заточил дочь в темницу. Зевс, случайно увидев девушку, влюбился в неё и явился в её узилище в виде дождя из золотых монет. В результате родился Персей, ставший затем победителем Медузы Горгоны и спасителем Андромеды. К мифу о Данае обращались многие художники — от Тициана, Рембрандта и Тинторетто до Густава Климта.
      
    На картине Джентилески прибытие Зевса предвещает Купидон, который распахнул полог кровати, чтобы бог смог полюбоваться девушкой во всей её красе.
В «Данае» сочетается мастерство Джентилески с «караваджистским» натурализмом, а искусное использование цвета, чувственность, роскошь и динамичность делают картину одной из самых значимых работ итальянского барокко .

 В 2016 году эту работу приобрёл  Калифорнийский Музей Гетти  на аукционе Sotheby’s , заплатив за нее 30,5 миллионов долларов.

    Картина входила в серию из трех полотен, написанных Джентилески в 1621 году по заказу богатого дворянина из Генуи Джованни Антонио Саули. Они познакомились, когда Саули прибыл в Рим с официальной генуэзской делегацией, чтобы поздравить с избранием нового римского папу Григория XV. Саули пригласил художника поселиться в его дворце в Генуе, чтобы выполнить несколько картин. В итоге были написаны «Даная», «Кающаяся Магдалина» и «Лот с дочерьми». Около 1624 года Джентилески покинул Геную, отправившись в Париж работать при дворе Марии Медичи.

      На протяжении веков «Даная» оставалась у потомков Саули, пока в 1975  году ее не купил нью-йоркский коллекционер Ричард Фейген. До этого момента искусствоведы полагали, что оригинал «Данаи» Джентилески находится в Музеи изобразительных искусств Кливленда, так как картина семейства Саули оставалась неизвестной.

    В 2002 году эксперты из Кливленда провели сравнительное исследование двух картин и пришли к выводу, что авторским оригиналом является именно холст, приобретенный Фейгеном, а кливлендский экземпляр представляет собой копию, сделанную позже самим Джентилески или его учениками.

 Сохранились упоминания о таких копиях, сделанных художником из-за того, что три написанные для Саули картины пользовались большой популярностью и на них постоянно поступали новые заказы. Вывод экспертов основан на том, что на картине Фейгена имеются pentimenti – следы первоначальных вариантов изображения, позднее закрашенных художником. Картина, хранящаяся в Кливленде, писалась сразу начисто. К тому же она написана в более жесткой и формальной манере, свойственной копиям.

         Давид Гаспаротто, старший куратор живописи в Музее Гетти говорит: «Чувственность и великоплепие «Данаи», одного из трех шедевров, созданных Джентилески в апогее карьеры, соединяет натурализм стиля Караваджо, распространенный в итальянском искусстве начала XVII века, с точностью цвета в зрелом стиле Орацио, одного из самых элегантных и самобытных деятелей итальянского барокко». Так как еще в 1998 году Музей Гетти приобрел картину «Лот с дочерьми», теперь в его коллекции есть два из трех шедевров Джентилески. Сотрудники музея обещают, что скоро «Даная» будет выставлена в Восточном павильоне музея рядом с «Лотом с дочерьми»


Рецензии