Красный лев и пальма на фоне небесной зари

Гербы Индии и Шри-Ланки

ИНДИЯ.

Первые сведения о какой-либо городской символике в Индии можно отнести к последним векам до н.э., когда в некоторых городах когда-то раздробленной страны в определённой мере сложилось самоуправление. Их символами могло быть знамя с изображением местночтимого божества или его атрибута.
В Средние века дело обстояло примерно так же, Хотя с этого времени известно использование цветных знамён, особенно в мусульманских государствах. Так,цветами Дели в XIV-XV в.в. можно считать белый и жёлтый. В целом представляется правильным выделить доколониальный период развития городской символики. К началу Нового времени  за некоторыми городами закрепились символы, существующие и в наши дни: у города Удайпур - лик солнечного бога Сенду, у Джоджпура - священный сокол Гарур, знак местной династии воинов-раджпутов (эмблема известна с 1364 г.). Двуглавый Гарур (Берунда) стал знаком князей Майсура. А вот магараджи Триванкора использовали в качестве своего символа священный рог. В Дхолпуре с конца XVIII в. бытовало знамённое изображение царя обезьян Ханумана. Процветавший в период Великих Моголов город Лакхнау имел эмблемой изображения рыб и шаров. Все эти городские символы одновременно были знаками правителей местных княжеств, владения которых зачастую составляли только из городской округи. Какой-либо стройной системы геральдических фигур в средневековой Индии не существовало, хотя священные изображения имели своё традиционное значение - солнце означает в индийской традиции свет и добро, слон - выносливость, силу и помощь, змея- мудрость, попугай - учёность и красноречие, колесница - движение, развитие и т.д. Эмблемы помещались на городских воротах, воинских щитах, знамёнах — т.е., в принципе, как и в Европе.
Первым гербом колонии европейцев в Индии стал герб португальского Гоа. Вначале, в 1596 г. на карте был изображён герб Гоа с колесом св.Екатерины в красном щите и держащей щит женской фигуре Справедливости с книгой и мечом.  Но затем колониальные власти пошли по пути  сочетания европейских и местных элементов. Так, в Гоа в качестве основного символа герба (1675 г.)  стало использоваться «колесо жизни» под митрой или щитом с крестом, дополненное изображением башни, обозначающей крепость. В таком виде герб Гоа просуществовал до воссоединения Португальской Индии с Республикой Индия в 1961 г. Не прижился вариант 1933 г. с портретом Васко да Гамы, держащего в руках португальский щит с гвоздями. Также не позднее 1951 г. появился герб другого португальского анклава в Индии - Дамана с двумя красными башнями в серебряном поле, разделёнными лентой реки.
С XVIII в. известен герб французской колонии Пондишери на юго-восточном побережье страны(сейчас - Путуччери). Вначале колонию символизировали одна или несколько французских лилий, затем символика стала более развитой. Основные фигуры на французском щите - шесть морских якорей, два из которых соединены в центре серебряного креста, а четыре помещены в поля, образованные крестом (цвета золота и лазури). Якоря - символ мореплавания, их "узел"- указание на особое значение порта Пондишери для ост-индской морской торговли Франции.
К середине XIX века бОльшая часть Индии попала под власть Великобритании.
непосредственно подчинённую администрации в Калькутте, и Туземную Индию — районы, где сохранялось (ограниченное) правление местных владетельных князей.
Соответственно, с конца XIX века, когда стали целенаправленно составляться гербы индийских городов и областей,В Британской Индии они следовали скорее традициям метрополии, а в Туземной  в английские геральдические каноны вписывалась местная, уже существовавшая ранее, символика.
Герб Калькутты - административного центра британских владений в Индии, английский щит с изображением парусного корабля - был впервые утверждён в 1896 году. В 1910 году герб Калькутты выглядел уже несколько иначе - красный лев, две пальмы, в нижней, треугольной части - парусный корабль. Навершие - лев с цветком лотоса, щитодержатели - два индийских марабу.
Герб крупнейшего в колониальный период внешнего порта Индии - Бомбея появился впервые в 1888 году. У его английского щита было четыре части: изображение слона - провинциальный символ; локомотив, напоминавший о первой железной дороге в Индии Бомбей-Кальян, открытой в 1854 г.;крест святого Георгия; герб Соединённого Королевства. Последние две части - символы метрополии. Но в 1900 году герб изменился: В верхнем, золотом поле — чёрные столбы, обозначающие этот город как морские ворота Индии; между ними — красный лев в короне.
Тот же лев изображён в навершии герба, золотые леопарды — его щитодержатели. Внизу расположена лента девиза: "Где царит Праведность, всегда будет Победа".
Мы располагаем описанием гербов ряда княжеских городов Туземной Индии. Например, Джайпура (1877 г.). Щит представляет собой пятицветное знамя раджпутов (красный, зелёный, белый, синий и фиолетовый цвета). По центру щита - солнце, старейший символ области и города, в верхнем углу — стебли злаков. Щитодержатели — конь и лев (конь как символ воинской доблести раджпутов, тигр как символ ратной удачи сикхов(позже его заменил лев - священное животное сикхов); один из их первых правителей — Джая Сингх - основал город в начале XVIII в.). В навершие герба дерева "кучнар". Девиз гласит: "Основа - закон, победа - сладость".
Порбандар (1877 г.) Три корабля и царь обезьян Хануман в щите по центру. Щитодержатели - два быка.
Далее, Джаора (1895 г.). В центре эмблемы — весы, символ правосудия. Справа и слева — поднятые мечи, означающие воинское рвение. Вверху — пятиконечная звезда, символ далёкой цели (оставшийся ещё от мусульманских правителей).
Город Барода (1924 г.) В красном фигурном щите - скачущий всадник. В навершии герба - рука с поднятым кинжалом. Щит поддерживают два слона.  Красный цвет щита  обозначает цвет земли холмов Махабалешвара, долины священного Ганга.
В английском щите у Патиалы - сложенное оружие. Навершие герба - рыцарский шлем, над которым - идущий слон. Щитодержатели - лев и конь.
В красном поле щита Удайпура — восходящее солнце с ликом бога Сурьи. Щит держат стрелок-бхил и раджпутский воин . Город Майсур. В его красном щите - двуглавая птица Гарур. Щит поддерживают тигры с хоботами слона.
А вот Камбай — старый морской порт Ахмадабада. В зелёном поле щита — башня и два корабля. Щитодержатели - два крылатых гения, навершие - рыцарский шлем, символизирующий власть местного наваба. Девиз города: "Врата Божьего могущества".
Теперь — Бхопал. В зелёном поле щита — башня и двенадцать цветков лилии, заключённых в круги. Навершие - стрелы и лилия. Девиз: "Победа - от Аллаха".
И, наконец, Хайдарабад. Главный элемент щита — амулет «чапати». Щитодержатели - два льва, в навершии - тигр (символы победы). Девиз: "Место поклонения Аллаху".
Европейская традиция в этих гербах сказывается в наличии наверший (например, с изображением рыцарского шлема, дерева), а также щитодержателей, чаще всего в виде животных, реальных или фантастических, реже - людей и сверхъестественных существ. Обязательным элементом герба стала лента с девизом на английском языке или языках Индии. Соединение местной традиции с британской оказалось весьма эклектичным. Это во многом определило отказ от ряда элементов колониальных гербов после провозглашения независимости Индии в 1947 г.
За 70 лет независимого существования Республики Индия официально утверждены эмблемы муниципальных городских корпораций значительной части страны, хотя этот процесс не завершён до сих пор. В перую очередь были приняты новые гербовые эмблемы для крупнейших мегаполисов, промышленных и культурных центров, вновь основанных административных городов.  В меньшей степени забота о современной геральдике сказалась на исторических городах и туристических цетрах. Там власти зачастую ограничились использованием простого логотипа города или изображением какой-то его достопримечательности либо древнего-бога покровителя.
География современной индийской геральдики пока неравномерна. В наибольшей степени охвачены  гербами приморские штаты  с их международными контактами: Керала, Гуджарат, Махараштра, Тамилнад, Карнатака, Андхра-Прадеш. Лишь в 2000-ые-начале 2010-ых г.г. появилось много эмблем у корпораций городов бассейна Ганга и в Раджастане.  Меньше разработаны гербы городов штатов  севера страны — Пенджаба, Джамму и Кашмира, ещё меньше их в восточных штатах — Ассаме, Мегхалая, Манипуре и др. Единичны городские эмблемы в Уттаракханде, Сиккиме и совсем их нет на островах Индийского океана - Никобарских, Андаманских и Лаккадивских.
Если определить стилевую особенность новых гербов, то это, конечно, отражение национальной специфики, исторического прошлого,а также современных занятий населения, включая отрасли местного хозяйства. Пожалуй, как нигде в мире здесь популярны изображения достопримечательностей городов и административных зданий. Иногда встречаются элементы пейзажа — вершины гор, священные рощи. В то же время меньшее место, чем в колониальной Индии, заняли мотивы, связанные с животными и людьми, хотя встречаются даже изображения исторических личностей.
Попробуем описать ряд современных гербов и эмблем городов Индии.
 Дели. Для муниципальной корпорации столицы Индии герб был составлен в 1950-е гг. В нём в первую очередь были отражены черты нового стилевого видения в индийской геральдике. Заключённый в круг вырезной щит разделён по горизонталям на два поля. В верхнем, зелёном - изображения трёх основных достопримечательностей Дели: минарета Кутб-Минар (XII в.), Красного форта (XVII в.),комплекса правительственных зданий (начало ХХ в.). В нижнем, красном поле - раскрытая книга, на страницах которой — традиционные символы благополучия и развития.
Новый герб Колкаты (1961 г.)представляет собой сложную композицию на прямоугольном щите. Центральное изображение — рука с горящим камнем. Это символ покровительницы города, богини Кали, означающий чистоту и высокие идеалы.  Плывущая фелюга и рыбы напоминают о расположении города в дельте Ганга, а также являются знаком быстротекущего времени. Рисовые колосья и цветы обозначают, соответственно, плодородие земли Бенгалии и здешние сады. Четыре угловых символа по часовой  стрелке означают красоту и культуру;индустрию и прогресс;электричество, силу и высокие идеалы;всеобщее процветание.
Мумбай (Бомбей). Герб, появившийся в первые годы независимости, включил в себя некоторые элементы прежнего, колониального, но был значительно обновлён.  Фигурный щит рассечён на четыре части — красные и лазоревые. В лазоревых полях — три корабля, рисунок которых стал более современным, и стилизованное изображение завода внутри зубчатого колеса (символы промышленности города). В красных полях — условные рисунки, т.н. Ворот Индии(построены в 1924 г.)и Дома правительства. В навершии - красный лев (без короны). Вместо щитодержателей - орнамент с коробочками хлопка (через город идёт мировой хлопчатобумажный экспорт). Внизу, на ленте, прежний девиз на языке маратхи.
Ченнай (Мадрас). Герб колониальных времён - лодка в море, три льва и две рыбы. Эмблема города 1960-1970-ых г.г. - изображение храма Ватапатрасаи и девиз "Правда везде победит"(теперь - эмблема штата Тамилнад). Новый герб с французским щитом, применяемый в наши дни, решён более многообразно. На внутреннем щите изображены золотые тигр и рыбы - символы жизни на суше и в море. Здесь же - изображение лодки на волнах и гор. Тигр, рыбы и лодка также - символы исторических династий Пандия, Чола, Чера. В навершии - крепость с башней и воротами, означающая форт, построенный здесь англичанами в 1639 г. и положивший основание городу. В  герб входят также большой колчан и стрела.
Бангалор (Бенгалуру). Главным  элементом герба является изображение башни   административного здания — Видхана Судха, построенного в неодравидском стиле.Под ним — стилизованная латинская буква «В» и обвивающая её змея.
Хайдарабад. Эмблема города - традиционная тугра - существовала ещё в 1869 г. - цветник и арабская каллиграфическая надпись - рисунок коровы. В центре современной эмблемы города - его главная  достопримечательность, Красные ворота. Красный цвет в восточной традиции означает также юг, в данном случае Южную Индию. По краю эмблемы - девиз: "Чистота - залог здоровья".
Бидар. Столица государства Бахманидов XIV-XV в.в., в которой жил во время пребывания в Индии в 1471 г. Афанасий Никитин, изобилует памятниками прошлого. В круглой эмблеме изображена средневековая крепость - форт Бидар, Бидривар - башня XIV века с металлическим завершением и медресе Махмуд-Гаван. Вверху - эмблема штата Карнатака.
Мадурай. Символ города -  индуистский храм XIV в. и две рыбы.
Ранчи. В многоцветной композиции герба круглой формы — восходящее солнце, горные отроги, поле спелой пшеницы, зелёный холм и дорога.
Вадодара. В синем прямоугольном щите - стрельчатое "окно" в стиле национальной архитектуры, в котором изображено "мировое древо" - символ древнейшей индийской культуры, а также связи различных стихий и сил.
Ахмадабад(Амдавад). В центре круглого герба - средневековые городские стены с мостом, переброшенным через реку Сабармати. Это - до сих пор одна из главных достопримечательностей города, основанного в XV в. Внизу - факел и глаз, имеющие сакральное значение.
Панаджи. Главный город территории Гоа теперь имеет многофигурный герб с фигурным щитом, не имеющий ничего общего с гербом Гоа колониальных времён. В рассечённом на четыре части щите (два белых и два чёрных поля - день и ночь)изображены дерево, фигура в лодке и плотина. Внизу - лента девиза: "Руки, которые заботятся".
Амритсар. Символ города — Золотой храм, главная святыня сикхов.
Лудхияна. В навершии круглого щита — стилизованное изображение ткацкой бобины. Две круговые линии, идущие от него, - спряденные нити. Этот город в Пенджабе является одним из центров текстильной промышленности страны.
Чандигарх. Город был основан в 1951 г. как  административный центр двух штатов: Харьяна и Пенджаб. "Город-сад" спроектировал Ле Корбюзье. Герб Чандигарха (1970-ые г.г.)представляет собой стилизованный силуэт летящей священной птицы, крыло которой имеет очертания Башни теней - архитектурного символа города. Силуэт птицы похож также на раскрытую ладонь и соответствует городской планировке, поэтому в него включён рисунок улиц и площадей. Пожалуй, это - наиболее "концептуалистски" решённый городской герб в Индии. Его отображает и монумент "Открытая ладонь" авторства самого Ле Корбюзье, установленный в Чандигархе в 1985 г.
Агра. Эмблема города, бывшего столицей Великих Моголов, воспроизводит силуэт величайшего чуда зодчества - мавзолея Тадж-Махал в окрестностях города, построенного в 1631-43 г.г. по приказу Шах-Джахана как усыпальница его жены Муртаз.
Джанси. Эмблема города - скачущая на коне княгиня Рани Лакшми Баи - национальная героиня, женщина-руководитель повстанческих отрядов во время восстания сипаев против британского господства(1857-1858 г.г.).
Варанаси (Бенарес). Священный город на Ганге, где "все животные имеют разум". Поэтому на вполне гербовом современном щите изображена вверху корова - их особенно много в городе, и внизу - змея. Вниз уходят также стрелы бога Индры, атакующая и защитная, символизирующие древний город.
Патна. Один из крупнейших городов Древней Индии, столица государств Бархадрадхов, Нандов, Маурьев, Шунга и Гуптов. Конечно, его символ включает в себя самые чтимые индийцами святыни - остатки дворца Ашоки с аркадой и священное дерево Будды...
Нагпур. В треугольном щите - змея, символ бога Нага, и солнце.
Бхопал. Эмблема, применявшаяся с 2000-ых г.г. - изображение древней ступы в Санчи в окрестностях города и двух рыб. В центре новой эмблемы (2019 г.) - раджа Бходж, правитель Дхара.
Бхубанешвар. Центр штата Одиша (орисса) имеет эмблему с изображением широкоизвестного храма Лингараджа раннего средневековья.
Тривандрам(Тируванантапурам). Портовый город штата Керала красуется в эмблеме видом солнца, восходящего из-за гор, двух пальм, двух розовых цветков лотоса и морского залива.
Кочин. Корабль анфас, идущий в море.
Кожикоде (Каликут). В эмблеме 1961 г. - ещё прежняя форма названия - Каликут, берег с пальмами и башней маяка, доки и корабль в море.
Гувахати. Герб крупнейшего города штата Ассам соответствует его титулу — «город восточного света». Серебряный круг с зубцами одновременно означает и солнце, и шестерёнку - символ промышленности города. В центре чёрного круга — пейзаж: вершины гор и разлив в долине реки Брахмапутры.
Вопреки расхожему представлению, что названия городов в чью-то честь - восточная традиция, в Индии, например, в новейшее время это совсем не было принято. Есть только одно исключение. В 1970 году основан новый город - административный центр штата Гуджарат. Здесь, на берегу Аравийского моря, в 1930 г. Махатма Ганди завершил свой знаменитый "соляной поход". В память об этом и в честь 100-летия Ганди, родившегося в Гуджарате,  город назван Гандинагар. В 2010 году он получил новую красивую эмблему - портрет Ганди, всходы в поле, солнце в кругах света и силуэт города. Сам круг эмблемы как бы вырастает из листа водяной лилии.

Шри-Ланка

Тот, кто увидит белую ворону, гнездо рисовой птицы, прямую кокосовую пальму или мёртвую обезьяну,будет жить вечно.
Пословица

Старейшим городским символом на этом острове в Индийском океане можно считать знамя Канди. Уже в XV—XVI вв., в период роста могущества правителей этого древнего местного внутреннего царства использовались знамёна с изображением золотого льва с поднятой в правой передней лапе саблей(мечом). Лев ("сингх") символически связан с наименованием жителей острова - сингалов, имевших североиндийское происхождение. Согласно легенде, Сингхатой звали принца, который утвердил здесь власть  сингальской династии ещё в начале I в. до н.э. Символ Канди применялся до завоевания царства Англией в 1815 г., а с с 1948 г. он лёг в основу флага независимого Цейлона(ныне - Шри-Ланки).
Другие городские гербы были заведены на Зелёном острове европейцами по образцу своих метрополий. В 1517 г. появившиеся у берегов Ланки португальцы захватили небольшой порт Кулам (Коломбо) и построили там мощную крепость.  По-видимому, именно португальского происхождения первый герб Коломбо, встречающийся в источниках XVII в., когда прибрежная часть острова была уже отобрана у португальцев голландцами, вступившими в союз с правителями Канди. Впрочем, боевой слон и скрещённое оружин(изображённые в гербе) могли существовать и ранее как эмблема правителей  прежнего приморского княжества Котте (ныне Котте — район Коломбо).
 Утвердившись на значительной части острова, владельцы нидерландской Ост-Индской компании, между прочим, составили гербы для городов на юго-западном и северо-восточном побережьях Цейлона, как стала называться страна в колониальный период. Гербы датируются 1720 г. Их основой стали щиты немецкого или французского типа. Герб Коломбо как административного центра получил в навершии корону, а герб северного тамильского порта Джафна, ставшего центром комендантства, — красный рыцарский шлем. Символом Коломбо теперь стало изображение храмового дерева c голубкой на ветке(ранее присутствоовавшего в малом гербе на плече слона). Джафну же стала символизировать пальмирная пальма, единственное дерево, растущее на известняковом полуострове.
Интересен принцип составления герба города Галле. Это — типичный для ряда стран Европы "мнимоговорящий" герб. В названии города европейцам слышалось латинское "галлис" - "петух", и не ранее, чем к началу XVIII в., утвердилась легенда о том, что именно петух на высоком морском утёсе спас первых португальцев от шторма, указав своим пением направление берега. Этот петух с ярким оперением на скале над морскими волнами и был изображён на гербовом щите. На самом деле название города — сингальское и означает «постоялый двор».
Символом Тринкомали стал кандийский воин с копьём — именно таких воинов прислали (по договору с Голландией) для совместного строительства крепости. В гербе Баттикалоа изображены морская лагуна и камыши, на щите Негомбо — сосуд, Матара  - крепостная башня и мост через залив.
В 1795—1802 гг. прибрежный Цейлон был захвачен Англией.  Британские власти, очевидно, оставили в силе голландские городские гербы острова (как это, например, произошло в Капской колонии в Южной Африке).
В новейший, независимый период истории Шри-Ланки первым широко применяться стал новый герб Коломбо. В нём (овальной формы) достойное место заняла кокосовая пальма, веками кормившая" город и являющаяся предметом многовекового поклонения в стране. Пальма изображена на берегу морской бухты, у ленты реки Келани на фоне белых известняковых гор Саманелла(Гамалель), среди которых выделяется Адамов Пик(Саманалаканда), и небесной зари. "Гора Бабочек", как переводится сингальское название пика, - священное место(Шрипада) на протяжении многих веков: традиционно здесь в природном углублении видели след бога Самана, Будды или Адама. По нимбу надпись на английском языке: «Муниципальный совет Коломбо».
В других регионах острова чаще, чем городские символы, использовались земельные флаги с изображением львов, обезьян, буйволов, цветов и деревьев, в основе которых - ещё доколониальные местные знамёна. Лишь с 2000-ых годов появляется всё больше гербовых городских эмблем. В этих эмблемах - разнообразные яркие цветы (Дехивала - Маунт-Лавиния),солнце, встающее над морем и морские обитатели (Баттикалоа), чайные кусты (Нувара-Элия, "столица цейлонского чая"), храм Зуба Будды с щитодержателями  - лошадью и слоном (историческая столица - Канди).
С 1997 года существует новый специальный округ  Шри Джаяварденепура-Котте, в который перенесены столичные функции из Коломбо. Символ округа - священный лев, держащий в передней правой лапе символ власти -  кнут (это повторяет эмблему исторического царства Ратнапура). Тот же петух на башне - в муниципальной эмблеме Галле.

www.hubert-herald.nl


Рецензии