Ночные визиты

.               
    Во времена СССР военные комиссариаты работали довольно исправно, если не считать Петровский блат в их работе. Не успел освоиться при переводе на новое место работы директором кинопроката, как меня призвали на военные сборы.  Опыта уклониться от военных сборов не было. Сборы нужны мне были как зайцу стоп сигнал или пятое колесо в телеге. Ведь после двухмесячных сборов нужно сразу явиться на сессию в институт, в город Ленинград.

    Но что делать? Собрался как мог, загрузил портфель книгами и двинулся в путь. Явиться нужно было в один из районных городов области, где сдал свою гражданскую одежду и был переодет в военную форму. Выдали обмундирование второго срока, шинели, зимние шапки. Довольно было прохладно и эта форма пригодилась.

   Посадили призванных на сборы в автобус и через пару часов прибыли к месту службы. Построение на плацу. Команды равняться, смирно и перед застывшим строем новоиспеченных вояк появился полковник, командир воинской части. Прошёлся вдоль строя, отеческим взглядом присматриваясь к воинству, остановился посреди строя. После непродолжительной и приветственной речи, офицеров запаса провели в помещение, где нам придётся находится на сборах шестьдесят дней.

    Солдаты, призванные на сборы, были направлены в казарму, к личному составу проходящих срочную службу. В офицерском помещении стояли двухъярусные кровати. Потихоньку перезнакомились, устроились. Прозвучала команда на обед. Офицеров на сборах отличало то, что на все мероприятия, обед, занятия ходили без строя. Солдаты передвигались строем под командованием назначенного командира. Начались серые будни службы. В основном проводились занятия по использованию того вооружения, которое было в этой части. В выходные дни можно офицерам было выехать в город.

    Одной ночи, буквально после отбоя, в помещении, где отдыхали офицеры зажегся свет. После выяснении, меня разбудил дежурный и пригласил прибыть срочно в штаб. Минута и уже одетый, с дежурным, шагаю к штабу и прохожу в кабинет командира. Попытался делать доклад о своём прибытии, командир взмахом руки остановил мой доклад и пригласил сесть за стол.

    В руках он держал папку, на обложке которой увидел свою фамилию. После ничего не значащих расспросов, он спросил, поскольку учусь в институте киноинженеров (ЛИКИ), умею пользоваться фотоаппаратом. На мой положительный ответ, он сразу поднялся из-за стола, и мы с ним прошли к дежурному. Дежурный после его распоряжения повел меня к большой машине, стоящей на высоком холме и окружённой со всех сторон высокими земляными валами.

    В ярко освещённом фургоне, за оборудованием, сидело три военнослужащих. Стояли разные шкафы с многими приборами. Эти военнослужащие сидели за светящимися экранами приборов похожих на телевизоры, только экраны у них были круглые. Один из офицеров переспросил мою фамилию и подвёл к висящему фотоаппарату на штанге, прикреплённой к потолку фургона. Протянув катушку фотоплёнки объяснил мою задачу.

   В мою задачу входило фотографирование показателей приборов у одного сидящего офицера по команде старшего. Вскоре прозвучала сирена, на табло высветилась надпись: Тревога, Атака. Не буду утомлять читателя подробностями моих действий, но вскоре прозвучал сигнал: -Отбой. Моя часть работы была закончена. Фотографирование было окончено.

   Один из офицеров проводил меня в одно из помещений, где была проявлена фотоплёнка. Несколько мгновений обдува тепловым вентилятором и можно рассмотреть мою работу. На фотоплёнке чётко просматривались отснятые кадры. Фотоплёнка была представлена командиру в штаб, где уже собралось несколько офицеров. Просмотр фотоплёнки, крепкое пожатие командира и просьба доставить эту фотоплёнку вышестоящему командованию.

   Оказалось, что будем проезжать мимо деревни, где проживали мои родители, на расстоянии в несколько километров. За хорошие кадры на фотоплёнке командир поощрил меня отпуском на три дня после передачи фотоплёнки. Каждому, кто получал краткосрочный отпуск, понятно его душевное нетерпение. Дорога в шестьдесят километров для сдачи фотоплёнки пролетела как один миг. Вот и моя деревня где живут родители. Водитель проехал десяток метров от дома, развернулся и уехал в свою часть.

   На дворе было довольно темно. Стук в дверь. Никто не отзывается. Спят мама и отец. Стук в окно в спальне. В окне светлый силуэт мамы. Приложив руку к глазам всматривается в мой силуэт. Затем в кухне загорелся свет, щёлкнул замок и открывается дверь. И в ярком свете вырисовывается улыбающаяся на все тридцать два зуба моя радостная физиономия. В дверном проёме появляется заспанная физиономия отца и первым вопросом у его был: -Сынок. Ты, что, дезертировал? Что случилось, да ещё ночью?               
      –Отец. Я в командировке. И отпуск у меня три дня. Так, что радуйтесь, сын в отпуске и кушать чего ни будь домашнего.               

   Прошло три дня. Помог родителям в домашней работе, всё -таки лишние руки в хозяйстве. Пришло время возвращаться. Вышел на шоссе, которое ведёт к месту временной службы. Одна попутная машина, другая. И вот показался автомобиль «Москвич».

   Взмах рукой. Автомобиль остановился и после разрешения сажусь на заднее сиденье.  После нескольких слов, обязательных в таком случае, жена водителя, сидевшая на переднем сиденье, говорит: -Остановились потому, что вы в военной форме. Наш сын тоже в армии служит. Другим мы не останавливаемся.               

   Подвезли они меня к расположению части. Попытался оплатить за проезд, но они замахали руками и пожелали удачной службы, а я им пожелал   счастливого пути и скорой встречи с их сыном.


Рецензии