Вопрос пограничного контроля Арктики

На фотографии 
Вручение Воркутинской Отдельной Арктической авиационной эскадрильи знамени части. 1967 г.

                На вековечной мерзлоте
                В верховьях батюшки Урала
                В столице мира Воркуте
                Яранга летчиков стояла

/В.Беспалый/

Отдельный Арктический пограничный отряд (сокращённо ОАПО)  охранял арктическое побережье от Баренцева моря восточнее острова Колгуева до Чукотского моря.
До 60-х годов прошлого века большой участок арктическое побережье РСФСР  протяжённостью более 7000 километров находился вне пограничного контроля.
Во второй половине 60-х годов в КГБ СССР стала поступать информация об атомных подводных лодках США, замеченных у арктического побережья РСФСР у мыса Канин Нос в Белом море, в устье Енисея и в устьях других сибирских рек.
Естественно, заокеанские «гости» у наши  северных берегов появлялись не в качестве туристов, тем более, что  на заснеженных просторах тундры стали находить замёрзших, на диковинных тогда снегоходах.  Иностранных диверсантов  высаживали на берег американские лодки. Северный морской путь был важной стратегической трассой, связывавшей Дальний Восток и Советское Заполярье.
В США высказывались территориальные притязания к СССР на остров Врангеля, обосновывая это тем, что он был открыт американцами.
.Норвегия установила на Шпицбергене радиолокационные станции слежения, обустроила военный аэродром и предоставила свою территорию для обучения разведывательно-диверсионных подразделений стран НАТО.
Долго терпеть бесцеремонное вторжение в северные районы советское правительство не собиралось. Председателем КГБ тогда был Юрий Владимирович Андропов. Он и поставил задачу: закрыть арктическую границу.  4 февраля 1967 года было принято постановление «Об организации пограничного контроля на побережье морей Северного Ледовитого океана».
3 марта 1967 года издается приказ о создании Отдельного Арктического пограничного отряда, задачей которого являлась охрана участка границы протяженностью 7350 километров..
Приказом Председателя КГБ от 22 ноября 1967 года день 22 мая объявлен Днем части.

Суровая природа требовала полной самоотдачи, и люди служили, отдавая Родине силы и здоровье, самоотверженно выполняя свой воинский долг.
Дислоцированный в г. Воркуте Отдельный Арктический пограничный отряд по праву считается самым уникальным. И чтоб это утверждение не было голословным, окунемся в историю этого северного подразделения.
Рассказ полковника в отставке Юрия Николаевича Мелконова о службе в Арктическом пограничном отряде.
В 1969 году меня направили для прохождения дальнейшей службы в Отдельный Арктический Пограничный отряд заместителем командира отряда по капитальному строительству. Главную базу Отряда решено было построить в Воркуте. Почти всё приходилось начинать с нуля.

Арктическое лето очень короткое. Надо было успеть поставить заставы, где наметили. А застава была вся сборная: маленькие вагончики, как на узкоколейной железной дороге. Первые заставы собирали из вагончиков, чтобы пограничники могли сразу же приступать к несению службы по охране государственной границы. Справа, слева и с торцов – вагончики, всё это перекрывается металлическими балками, и делается кровля. Потом всё засыпается снегом. Почти круглый год застава находится под снегом. Вода – это распиленный уплотнённый снег. Пищеблок, столовая, котельная, туалет – всё это отдельные вагончики. И главный блок – оружейная комната, где хранились автоматы АК-47, патроны и другое вооружение. Питание было, как в санатории ЦК: сёмга, красная икра. Солдаты сами пекли белый хлеб (была своя маленькая пекарня). Дело пошло на лад.
Условия для жизни и выполнения боевой задачи получались отличные: тёплые казармы, столовая, финская баня с парилкой, окна-иллюминаторы. Практически все семьи офицеров-пограничников сразу же обеспечивались жильём как в Воркуте, так и на заставах. Плюс своё подсобное хозяйство, свинина, оленина. И, конечно, икра и  рыба! Ряпушка, залом, кета, нельма, муксун, голец, зубатка, сёмга. Всего не перечислить. После Арктики я ещё долгое время не мог смотреть на рыбу на большой земле.
Как-то на заставу вместо мяса привезли корову. Пограничники не отказались: сложили из брикетов слежавшегося снега домик; внутри, на стены и пол, – сено, и получили свежее молоко. Так было и на Челюскине и на Эклипсе.
Ну, а в посёлках городского типа (Диксон, Тикси, Амдерма, Певек) уже была цивилизация: молоко получали на фермах и снабжение было чудесное.
В пограничной Воркуте бурно развивалось строительство. Военный городок был, как город внутри города. Его окружал красивый ажурный забор – настоящее произведение искусства. А на клубно-спортивном комплексе поставили барельеф: пограничники, собаки и т.д.
Пограничный комплекс в Воркуте включал в себя большое четырёхэтажное здание, где размещались штаб отряда, казарма с пищеблоком для солдат, актовый зал для собраний и конференций, котельная, спортзал и гордость всех пограничников – бассейн. При бассейне, естественно, была финская баня, построенная по первому разряду. Я не удержался и у камина в комнате отдыха встроил мангал для шашлыка. Впоследствии в эту баню водили все комиссии из Москвы и решали многие вопросы жизни погрангородка и города Воркуты.
С февраля 1968 года пограничный отряд взял под контроль:   Певек, Челюскин, Эклипс (бухта), Амдерма, Черский, Шмидт, Хатанга, Нарьян-Мар, мыс Каменный и Диксон.
С декабря 1968 года пограничный контроль: Челюскин, Нижнеянск и Эклипс.
В 1979 году:  «Шмидт» и «Певек»,  в июле 1981 года - «Средний» и «Нагурский»,
в 1982 году -«Вайгач» и «Колгуев».
в 1986 году -на Челюскин установлены 2 единицы РЛС «Наяда-5».
В 1991 году руководство СССР открыло для прохода иностранным морским судам Северный морской путь.
 
При отряде в Воркуте была своя эскадрилья: грузовой Ан-24Т, несколько Ил-14 и вертолёты.
 Лётчики – все классные специалисты.
Был один самолёт Ан-24, штабной вариант, подарок Андропова. В салоне были мягкие кресла и софа. На обычном транспортном самолёте Ан-24 не было таких райских условий.
Таким образом, граница на Севере была закрыта на замок. Пограничная зона означала, что всё и всех взяли под контроль: беглым зекам и людям без прописки некуда было спрятаться. Как только вышел к аэропорту – сразу заметят. А если диверсанта американцы выбросят в Арктике, то ему тоже деваться некуда: белое безмолвие вокруг и выехать на Большую землю можно только через аэропорт, а там уже пограничники.

Служба в Арктике была очень тяжёлой. Арктическая пограничная застава – это практически настоящая полярная станция со всем необходимым оборудованием, обеспечивающим автономное функционирование. Отдельно где-то в двухстах метрах от заставы строили финский домик на 4 семьи: для двух офицеров с семьями и для старшин. Там же в 50-ти метрах – автопарк (гусеничный тягач ГАЗ-71 ГТС и автомашины).
Чтобы в пургу не заблудиться, между строениями натягивали верёвки или проволоку. А летом жить не давали комары.  Летом  полярный день. Солнце в зените сутки. Зимой температура доходила до 40 градусов и ниже, постоянные метели. Зима длилась 10 месяцев, остальное время  весна, лето и осень.
Пограничная служба проходила и в полярный день, и в полярную ночь в 40 градусный мороз и пургу. Пурга могла длиться неделями. А лететь нужно и в пургу летали только военные самолеты.
С 10 декабря 1976 г. на пограничные войска были возло¬жены новые задачи по охране 200-мильной морской экономической зоны СССР. Летный состав Воркутинского авиаполка на самолетах Ил-14 и Ан-24 освоил полеты по охране с удалением от береговой черты до 400 км.


Рецензии