Знать или не знать - вот в чём вопрос

Знание – сила. Оно даёт нам власть над природой, оно позволяет нам создавать технологии и в итоге приводит к комфорту. Но есть и другая сторона знания.

Знание обладает таким свойством: если человек думает, что знает, он отвергает другие версии. Он склонен считать свое знание истинным, иначе какое же это знание. И в этом – главное коварство знания, ибо оно в принципе не может быть истинным.

Природа безгранична. Познавая её, мы всегда находимся в какой-то конкретной точке процесса познания, но не в конечной, так как она бесконечна. Получается что наше знание всегда неполно, то есть не истинно, ибо лишь полное знание может быть истинным. Может быть, поэтому Сократ сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Вспомните притчу о слепцах, ощупывавших слона. Один, кто ощупывал ногу, сказал, что слон это столб. Другой, держа в руке хвост, сказал, что слон подобен веревке. Но никто так и не понял сущности слона.

Мы всегда знаем только часть. Хорошо это или плохо? Это зависит от конкретной ситуации.

С одной стороны, даже неполное знание позволяет нам создавать полезные вещи, например автомобиль, который, хотя и ломается и иногда даже давит людей, но всё же приносит нам большую пользу.

Но представьте себе другую ситуацию, например, вы ищите гостиницу для ночлега. Вам предлагают комнату, но вы не видите в ней кровати. На самом деле кровать есть, но вы её почему-то не видите и думаете, что её нет. Вы отказываетесь от комнаты, выходите на улицу и, подвергаясь ударам дождя и ветра, мучительно ищите другую. А причина мучений в том, что ваше знание было неполным, то есть не истинным.

Новое знание отрицает старое. Например, люди когда-то знали, что Земля плоская, потом они узнали, что Земля круглая. Позже, возможно, они узнают, что Земля находится в особом скрученном пространстве, и поэтому выглядит круглой, а на самом деле – плоская. Получается, что новое знание отрицает старое, следовательно, и старое знание противостоит новому. Существующее знание не даёт обрести новое знание, оно крепко привязывает нас к текущей позиции и не даёт двигаться вперёд.

Академик Ананьев сказал: «Величина учёного определяется тем, насколько он задержал развитие науки».

На Востоке существует другой метод познания – созерцание. От западного изучения он отличается лишь тем, что не делает выводов. Изучение подразумевает наблюдение и вывод: «Я вижу это, значит это так». На Востоке ограничиваются первой частью: «Я вижу это».

Оказывается, это принципиально разные методы. Вывод – это как раз тот якорь, который не дает двигаться вперед. Он не даёт видеть дальше. Он не дает перейти от «Я вижу это» к «Я вижу то». Почему? Потому что «Я вижу то» требует другого вывода, который как новое знание, возможно, будет отрицать старое, то есть входить в противоречие с «Я вижу это». Если вывода не делать, то останется непосредственное непротиворечивое знание: «Я вижу это и я вижу то».

Удивительно, но присутствие такого противоречия делает человека неспособным видеть, то есть ограничивает его познание. Однако, человек уже так привык делать выводы, что сам не замечает, как попадает в их ловушку. Хотите пример?

Допустим, вы должны сообщить приметы некоего преступника. Вы смотрите и видите, что он в темном плаще. Но через минуту подъехал грузовик, и вы видите человека уже в светлом плаще. Это произошло потому, что сначала вы видели его на фоне белой стены, а потом, на фоне темного грузовика. Однако, вы видели того же человека в том же плаще. В чем же подвох? Вы не заметили, как ваш мозг сделал вывод о тоне его плаща.

Вот поэтому восточные методы совершенствования призывают человека отказаться не только от выводов, но даже и от мыслей. Некоторым это трудно понять: как можно развиваться и познавать мир, отказавшись от мыслей. Практика показывает, что можно не только совершенствоваться, но и достичь способности больше видеть, развить экстрасенсорику. Это другой метод познания мира без приборов и без выводов. Но его результаты впечатляют. Методом созерцания можно познать такие вещи, до которых наука еще не дошла. Как вы думаете, откуда Левкипп и Демокрит в пятом веке до нашей эры узнали о существовании атомов? У них же не было приборов, чтобы их увидеть.

Созерцание позволяет увидеть много, но чтобы овладеть им, человек должен совершенствовать свою нравственность.


Рецензии
Статья интересна. Задевает. Не во всём вызывает желание согласиться. Но наиболее понравившаяся мысль - в последней строке.
Все ушедшие цивилизации погибли, когда в них иссякло "поле нравственности". Нарушение нравственных законов не менее,а может быть, и более губительно, чем нарушение физических. Каждый из нас убеждается в этом и на себе. Правда, не всегда сознаётся.
И всё-таки, человек Востока (а Восток велик и разнообразен), сегодня, не более нравственен, чем "западный". Может быть, безнравственность "западного" человека более активна (как и всё, что он делает).
И античные философы не отвергали мысль. Эмпирику, правда, они презирали. Но созерцательное размышление входило в их методологию. Вспомним древнюю элейскую школу: мир явленный и мир сущий.
А сегодняшняя наука уже не говорит ни о чём окончательном. Всё - предварительные итоги на текущий момент. А если какие-то выводы становятся "якорями", то это не "заслуга" науки (которая вне нравственности), а характеристика научного сообщества, которое, может быть, по невежеству, позволяет себе быть недостаточно нравственным.

Александр Гаврилов 7   10.05.2020 17:41     Заявить о нарушении
Перечитал сегодня Ваш отклик и обратил внимание на интересную Вашу мысль: "Нарушение нравственных законов не менее,а может быть, и более губительно, чем нарушение физических".

Я с ней полностью согласен, но интересен вывод. Учёные ищут фундаментальный закон, который описывал бы все или многие наблюдаемые феномены, но ищут его в сфере физической. А он, возможно, лежит в сфере нравственной.

Что думаете?

Вячеслав Козлов   25.10.2020 08:51   Заявить о нарушении
Не будучи "упёртым" материалистом (но живу-то я на Земле), я подозреваю, что нравственность является "преломлением" в человеческом сознании каких-то больших законов, действием которых существует наш, считающийся материальным, мир. Поэтому согласен с тем, что основу нашего мира надо искать в сфере бытия этих законов. Дорога к ним - через нравственность.
С уважением

Александр Гаврилов 7   25.10.2020 12:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.