Освоение широт Арктики Глава 2

В 1978 году экипажи эскадрильи приступили к освоению высоких широт Арктики. Так, с 20 по 22 июня экипаж самолета Ил-14, в составе: заместителя командира эскадрильи по летной подготовке майора Романюк И.П., штурмана капитана Новикова В.С., с оперативно - войсковой группой старших офицеров арктического пограничного отряда и ГУПВ на борту, впервые вылетел на остров Средний, Греэм - Белл из архипелага Земли Франса Иосифа, и на обратном пути на Новую Землю. Основная задача – ознакомление с оперативной обстановкой на островах, а также изучения условий полетов в глубинных районах Арктики, возможности заправки и обслуживания авиационной техники на сворачивающихся и закрывающихся в то время другими авиационными ведомствами арктических аэродромах. В исключительно сложных погодных условиях экипаж пролетел более 4000 км за 15 часов летного времени, сумел произвести объектовую аэрофотосъемку ряда островов, проливов и аэродромов, привез практические предложения по маршрутам полетов и аэродромам посадки для самолетов и вертолетов части при охране государственной границы в Арктике.

***
Сергей Марков
Мы первые экипажем ИЛ-14 открывали  НАГУРСКОЕ
Yrii Karpenko
Да, а ведь многие  и не знают, где и как это бывает.
Нагурия, страна лимония….
Разиф Камилович Исланов
Поселок "Нагурское" ? Да там сейчас столица, не то что раньше. 
Как то экипажем спали, утром у командира на усах  от холода иней был, вот эта романтика была!!!
Сергей Марков
Добавлю немного истории освоения Нагурской.  Летом 1977 года наш экипаж самолета Ил-14  квс был Иван Федорович Бурнаев,  штурман Кононов Евгений,  борттех Попов,  бортмех Коврижных бортрадист я  (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ОСТАЛЬНЫХ НЕ ПОМНЮ) ведь прошло 35 лет    в то время америкосы начали наглеть  летали там, как  хотели.   На НАГУРСКОЙ  был  гражданский аэропорт и ПВО, поэтому было решено на уровне правительства поставить там заставу и поднять флаг,  тем самым узаконить наши земли и для этого был спланирован  разведовательный вылет с посадкой  пограничный борт а именно наш ил-14 №20 план перелета Воркута-Каменный-Диксон- Челюскин- о. Средний- Нагурское.  Так впервые пограничная авиация освоила ЗФИ.
Трудностей конечно было очень много и метеоусловия, и горбатая полоса, и дальние перелеты но несмотря ни на что пограничные заставы были выставлены.
Иван Игнатов ответил Сергею
Потом Семиков строил аэродром.
Разиф Камилович Исланов ответил Ивану
Да мы Алексея Семикова привезли туда в первый раз и бросили его там. Он раскатал такую ВПП, всем ВПП ВПП!!! Техникой ПВОшники помогали ему и после уже начали на 26 -ых летать.
Владимир Черножуков
После того как Семиков сотворил полосу я был в составе экипажа Зарипова, тогда и выполнили первую посадку.  Были только два экипажа подготовленные к полётам на ЗФИ Тушканова и Петухова.  А в 90 году я там был начальником Чукотки, который солдатам видик крутил, это тоже история, самое интересно такая маленькая точка на карте, а сколько человеческих судеб через нее прошло.  Там был полярник дед который, по моему, отбывал 13 по счету полярку, и собрал сам со свалок ГТС.

Неробеев В.И.
  С точки зрения эффективного использования вертолетов в охране Государственной границы является выставление пограничных застав на острова Колгуев, Вайгач, Средний и особенно на архипелаг Земля Франца - Иосифа (застава Нагурская). Выставление этих застав производилось по решению Правительства СССР, принятого после событий на Мальвинских, (Фолклендских) островах. Дело в том, что на островах Северного ледовитого океана, особенно на самой отдаленной от материка Земле Франца - Иосифа отсутствовали признаки власти СССР, не было официальных представителей. С выставлением этих погранзастав, положение изменилось. Особую сложность представляло выставление ПЗ «Нагурская». Она выставлялась зимой, стояли сильные морозы,  по всему маршруту полетов стояла низкая облачность. С Воркуты грузы и людей доставлялись на о.Диксон самолетами Ан-26.   Экипаж Э.Изварина, где был Вадим Кудря бортрадистом, частенько выполнял эти рейсы.   
         
С Диксона  шла перезагрузка на вертолеты (аэродром  на  Нагурской  еще не был подготовлен) и полет над  океаном,  через  северную оконечность о «Новая Земля» на Нагурскую. Экипажи не вылезали из кабины вертолета по 10-12 и более часов в нарушение требований всех инструкций и наставлений. А иначе не получалось, отдыхать среди океана как-то не получалось, за исключением, когда облачность прижала нашу пару вертолетов, которая приткнулась, в прямом смысле этого слова, на северную оконечность Новой Земли, переждав непогоду, взлетела и продолжила выполнение задания.

За выполнение заданий правительства по выставлению пограничных застав на островах Северного ледовитого океана, большая группа летно-технического состава была награждена орденами и медалями. Среди награжденных: подполковник Черский А.П., майоры Неробеев В.И., Семенов А.И, Козлов А.Е; капитаны Гончаренко Е.А. и Кожура Ю.С., старший лейтенант Рохлов Н.Н. и др. Выставление застав, это трудный, но разовый акт. Постоянное их обслуживание, выполнение облетов участка границы в зоне их ответственности, решения задач обеспечения и ряда других, не плановых задач, как оказалось позже, требовало напряжения духовных, психологических и физических сил. Все это выпало на долю тех, кто служил здесь с нами и после нас.
….
В тот раз нигде нам не светило –
На остров Средний заходили
В густом тумане  - метров триста.
Здесь, может, было меньше риска,
А может, просто  выходило,
Что деться некуда нам было,
Господь в беде нас не оставил,
Во исключение из правил
Он нас тогда не наказал,
А верный путь нам показал.
И хоть земля уж очень близко
На высоте предельно низкой,
Хоть было видно еле-еле,
Нашли мы полосу и сели.
/Ю.Шильников/
   
Папанинцы
Разиф Камилович Исланов
Вот на этом самолёте Ил14 бортовым 26 в 1986 году на Земле Франция Иосифа пожар двигателя случился, борт техник Серега Пашкульский вопреки всем инструкциям разрядил сразу 4 баллона огнетушителя и потушил, а так бы бензина полные баки были... самое интересное было после.  Ан 26 скинул нам 2 грузовых с запчастями и улетел домой, мы силами экипажа восстановили двигатель, после облетали забравшись более 5000 метров, на следующий день на 200 метров (если чего сесть на воду)
Дотопали до Амдермы и после на эшелоне до Воркуты прилетели "почти Папанинцы"

Разиф Камилович Исланов ответил Валере
Нам Средний как родной остров был, порой сидели более 2х недель, да и в конце полосы слева по ходу на Голымяный лежит наш Ил 14 с 3 октября 1985 года, на взлёте упали. Все живы, так слегонца побились, даже испугаться не успели.

Валера Коленко ответил Разифу Камиловичу
Да картинка печальная Ан-12 и Ил-14
Разиф Камилович Исланов ответил Валере
Ан 12 после нас лёг...
Александр Короткий
Помню, как я готовил этот борт к полету. Когда был старший инженер полетов, то стоял на запуске и показывал Мухину крутятся колеса или нет оттого, что замерзли. А на Среднем за вами выруливал Таланов и у него закончилась пленка МС-61.  Комиссия не смогла прослушать ваши переговоры с диспетчером. Меня тогда выдрали, но взыскание не наложили.
А из Петрозаводска я с экипажем забирали один из ИЛов и своим ходом перегнали в Воркуту. Мужики там заправляли свои машины бензином с ИЛов и провожали их чуть ли не со слезами.
А еще эту машину я принимал с ремзавода в Евпатории. Перегонял Саня Могилевцев, бортачем был Валера Бумаченко, правак Игорь Письменный, штурман Юра Шильников, радист Вася(фамилию не помню). Мы, наземники приняли его за три дня.  Дней десять загорали, и только потом дали телеграмму, что борт принят. Прилетел экипаж и когда нас увидели, шоколадок, то Саня говорит, -  вот пока мы такими не станем, никуда не улетим.
И еще две недели на пляже загорали, там же встретили День Авиации (в августе), пока нас заводчане не выгнали до первой посадки в Донузлаве.  Оттуда через Саратов, Сыктывкар домой. Это уже ИСТОРИЯ.

Юрий Шильников    Случай на Греэм-Бэлле
               
  Итак, для начала я внесу некоторые уточнения для соблюдения исторической точности. По классификации лётных происшествий это даже называется не аварией, а поломкой, поскольку самолет был отремонтирован и продолжал летать. После этого я на нём с Володей Талановым дважды в Кабуле был. Так что это легендарная машина, вот только не знаю, что с ней сейчас.
Происшествие произошло на острове Греэм-Бэлл архипелага Земля Франца Иосифа.
 Это произошло 8 февраля 1983 года. Точное время не помню, около 19.00.
 Самолёт - Ан-26, бортовой номер 26166.
 Экипаж:  - командир Изварин Эдуард Васильевич (Царствие Ему Небесное),
                - второй пилот Стусенко Владимир Иванович,
                - штурман Шильников Юрий Леонидович,
                - борттехник Дерницкий Виктор Васильевич,
                - бортрадист Кудря Вадим Иванович (Царствие Ему Небесное),
                - бортмеханик Горбунов Николай.
 Накануне этого события на Греэм-Бэлле сел на вынужденную посадку самолёт   Ил-14 нашей эскадрильи с отказавшим в полёте двигателем, и наш экипаж Ан-26 должен был доставить туда наших же специалистов для определения причины отказа и необходимых ресурсов для ремонта. 
Погода на Греэм-Бэлле, была не самая худшая, огни полосы мы видели очень хорошо, заходили визуально. Но саму полосу скрывала низовая метель, или позёмок. Полоса там широченная, предназначалась для посадки стратегической авиации, когда ещё не было дозаправки в воздухе. Чистить её во всю площадь теперь не было никакой необходимости. Аэродромные службы вычистили достаточную для наших самолётов ширину, но не по центру, а правый край, и руководитель посадки ничего об этом нам не сообщил. В результате при приземлении левая стойка шасси попала в заснеженный участок, самолёт немного развернуло влево и мы понеслись по тундре. Всё бы обошлось, слава советским сталеварам - стойки шасси выдержали этот кросс по снежной целине, если бы не пересекавшая нам путь рулёжная дорожка. Она была добросовестно вычищена, и по бокам у неё были снежные брустверы высотой полметра. А снег там в феврале выдерживает даже вес тягача, такой плотный. Вот с одного бруствера соскочили, а другой и сломал переднюю стойку. А поскольку она убирается вперёд, и ниша для неё, соответственно, там же, впереди, она стала продавливать себе место. Тут же были аварийно выключены двигатели, нас протащило еще метров 20-30 и мы остановились перед огромным бугром. Я в темноте так и не смог определить - сугроб это или заснеженный валун. И до сих пор мучаюсь вопросом, может это Господь вовремя эту рулёжку перед нами расстелил, Ему одному виднее, чем бы это могло закончиться, столкнись мы с эти бугром.
  Никто не пострадал, хотя было жутковато, когда аккурат между мной и Вадимом начал рваться пол и наружу полезли вытесняемые передней стойкой блоки радиоаппаратуры. Летевший с нами начальник ТЭЧ Лёша Софьин на заходе зашёл в кабину и стоял за борттехником. Пол начал рваться прямо под ним. Он инстинктивно упёрся руками в наши с Вадимом рабочие столики и подтянул ноги. Так и висел, пока полностью не остановились, хотя у него были большие проблемы в области поясницы.
Теперь на Греэм-Бэлле было два неисправных самолёта и два абсолютно здоровых экипажа. Наше руководство решило, что этого вполне достаточно для того, чтобы не посылать сюда кого-нибудь еще. Мы провели там восемь дней. И Вадим наверняка Вам рассказывал о "прелестях" этого времяпрепровождения. Про себя могу сказать одно - по возвращении оттуда два дня организм не принимал ничего, кроме спиртного. Каким-то образом наше начальство связалось с гражданским экипажем аэрофотосъёмщика Ан-30, который работал в тех краях. Он нас и вывез оттуда. Изварина отправили на пенсию, я пытался доказать, что нашей вины в этом нет, но получил "строгача" за халатное отношение и успокоился. А потом началась эпопея по ремонту и восстановлению этих самолётов. Я вновь туда полетел, теперь уже с Анатолием Егоровичем Козловым.  (Царствие Ему Небесное). Привезли бригаду Киевского авиазавода, которые отремонтировали Ан-26, и наших технарей, заменивших двигатель на Ил-14. В мае оба самолёта оттуда улетели, за несколько дней до того, как полоса раскисла.  Вот таким образом выглядели эти события.

Фото
Владимир Беспалый комментирует

На фотографии слева направо: Валентин Анточ,Владимир Серищев, Владимир Беспалый, Владимир Подгорный, Александр Багук, Виктор Одарюк. В центре стоит актер Игорь Григорьев (Тайны следствия, Морские дьяволы, улицы разбитых фонарей). Игорь Григорьев служил срочку в нашей Отдельной Арктической авиаэскадрильи.


Рецензии