Минакши - защитница животных. Часть 4, глава 4

4.
БОМБЕЙСКИЙ ЗООПАРК
А Кавита за это время так обжилась в семье Минакши, что все стали считать её своей — дочерью, внучкой, сестрой. Сурья был рад увидеть Кавиту и рассказал ей, что хромого слона, которого он назвал ГанЕшей, в честь бога, врачи вылечили, и теперь он здоров. А слонихи СуджАта и МандАкини окрепли и рады, когда Сурья ездит на них, тренируя для больших переходов. Он задумал перевозить на них грузы по джунглям между деревнями, сёлами и небольшими городами — для местных жителей это будет удобнее и дешевле, чем использовать поезда или автомобили.
К удивлению Кавиты, слонихи узнали её и радостно затрубили. Она бросилась к ним, стала обнимать их, гладить, а Суджата обхватила девочку хоботом и посадила себе на шею. Суджата катала Кавиту на себе, а девочка звонким голосом пела песни. Все были свободны и счастливы.

Мать Минакши, Шанти Дэви, знала о горькой судьбе Кавиты по рассказам дочери. Она была внимательна и добра, часто обнимала девочку и говорила:
— Отдыхай, дочка. Ты у себя дома.
— Мне хорошо с вами, — ответила Кавита, — я хочу помогать вам. Ведь я умею неплохо готовить.
— Лучше меня?
— Давайте сравним, чья стряпня лучше. Сегодня ужин готовлю я.

За ужином все хвалили Кавиту, особенно дедушка Дамодар:
— Внучка, где это ты научилась так готовить?
— У моей бабушки. Она работала поварихой в лучших ресторанах города КочИна. Когда умерла мама, бабушка оставила работу, приехала к нам с отцом и стала жить в деревне. Она принялась учить меня готовить, хотя мне было всего шесть лет. «Внучка, — говорила она, — я знаю множество способов приготовления разных блюд. Если ты научишься этому мастерству, то я буду спокойна за тебя. Ты никогда не будешь голодна и будешь нужна всем. Не пропадёшь». Я с удовольствием училась у неё и всё запомнила. К сожалению, она умерла за неделю до гибели отца.
— Да, доченька, — сказала Шанти Дэви, — ты победила меня, сдаюсь. Можешь готовить нам еду, когда захочешь. И всё же, побольше отдыхай, порадуйся жизни. Ты среди своих. Заведи подруг.
— Ей нужно учиться, — сказал отец. — Сколько времени ты не была в школе?
— Почти год, — ответила Кавита.
— А ты смогла бы каждый день готовить нам ужин? — спросил дедушка Дамодар.
— С удовольствием, — обрадовалась Кавита.

Теперь каждый день Кавиты проходил в заботах. Она познакомилась и с семьёй дяди Рагхувира, и с семьёй Баркхи, сестры Минакши. Кавита помогала им нянчить детей. Пока Минакши готовилась к концерту в Дели, Кавита помогала Сурье обучать слонов. И по просьбе Минакши она гуляла за городом с лисёнком рано по утрам и вечерами. Джвала радовался прогулкам и уже пытался охотиться за мышами в поле.
После репетиций Минакши возвращалась домой к ужину. Однажды Кавита спросила её:
— Как быть с Джвалой? Ведь он растёт не в дикой среде, без матери, без братьев и сестёр. Мы ведь не можем его отпустить на волю?
— Придётся ему жить у нас. Только не разрешай чужим детям играть с ним и береги от собак, иначе они загрызут его.
 
— Зачем тебе быть поварихой? — спросил однажды у Кавиты дядя Рагхувир. — Тебе не хочется стать знаменитой танцовщицей, как Минакши?
— Она пыталась меня учить, но я не гожусь в танцовщицы. Я хочу спасать животных, попавших в беду.
— Ты любишь зверей?
— Да. Именно благодаря тому, что я спасала животных, я познакомилась с Минакши.
— Так вот что у вас общего! — воскликнул дядя. — Отсюда у вас полное доверие друг к другу. Через три дня я с женой и детьми иду в зоопарк Бомбея. Пойдёшь с нами?
— Пойду! — обрадовалась Кавита.
— Заодно посмотришь, не лучше ли отдать лисёнка в зоопарк, чем держать дома?

Девочка была уверенна, что встреча с животными принесёт ей много радости. Увидеть в один день столько разных животных, большинство из которых она никогда не видела! Войдя в зоопарк, она побежала впереди всех к клетке, возле которой столпилось много людей с детьми. В ней лежал огромный лев с чёрной гривой. Он спал.
— Почему он не ходит? — спросил какой-то ребёнок свою мамашу. — Я хочу, чтобы он ходил и рычал на нас.
Кавита смотрела на льва, как зачарованная. Дядя Рагхувир посадил на плечи детей, показывая им зверя. Люди стали расходиться. Тут к клетке подошли трое парней и закричали:
— Эй ты, лохматый котище, чего разлёгся?! Мы пришли посмотреть на тебя, а ты валяешься! Мы что, зря платили деньги за вход?
И вдруг стали бросать во льва камнями. Некоторые камни попадали в зверя, он вздрагивал от их ударов, но не поднимался.
— Что вы делаете? — закричала Кавита. — Прекратите сейчас же! Как вам не стыдно? Ему же больно!
— А ты кто такая? — крикнул один из парней.
И на девочку посыпался град оскорблений и угроз. Она оглянулась на дядю Рагхувира.
— Это хулиганы, — сказал он. — Ходят сюда развлекаться. Не связывайся с ними.
— А где полиция?
— Как видишь, сейчас здесь нет полиции. Её не дозовёшься. Пойдём к другим животным.
Они разыскали бегемота, стоявшего у воды.
— Какой огромный и страшный! — закричали дети.
Бегемот широко разинул пасть. Некоторые люди засмеялись, и стали кидать ему в пасть разную еду, которую принесли с собой.
— А ему можно всё это есть? — спросил старший сын дяди Рагхувира.
— Животных здесь должны кормить служители зоопарка, — ответил дядя Рагхувир, — а не посетители. Я слышал, что они отравили своими угощениями немало зверей. Раньше, когда мы приходили сюда, дети бежали к молодому ослику. Он был такой милый, и все могли погладить и покормить его. Но сейчас его нет. Кто-то из посетителей дал ему что-то вредное, и он внезапно погиб.
— Как же так? — воскликнула поражённая Кавита. — Куда смотрит директор зоопарка? Я не отдам сюда Джвалу! Я не хочу такого зоопарка, где гибнут животные! Неужели их никто не лечит?
— Здесь есть ветеринар, — ответил дядя Рагхувир. — Давай, сначала посмотрим фламинго, носорога, леопарда, обезьян и других животных, а потом зайдём к ветеринару, который помог Сурье вылечить хромого слона.
И всё-таки, этот день стал праздником для Кавиты и детей дяди Рагхувира.
Перед уходом из зоопарка они зашли к ветеринару. Это был высокий старый мужчина по имени ШишпАл.
— Что происходит в зоопарке? — спросила его Кавита. — Почему люди кидают в животных камнями и травят их своими угощениями? И никто не следит за порядком!
— Что поделаешь? Наш зоопарк один из худших в мире. Мы привыкли, что у нас, в Индии много диких животных. Один зверь умрёт — поймают и привезут другого.
— Но ведь их можно лечить, как лечат людей!
— Ты правильно говоришь, девочка. Во-первых, нам нужно больше ветеринаров. Во-вторых, усилить охрану, чтобы следили за поведением посетителей. Но власти города дают зоопарку мало денег на содержание животных. В прошлом году умерло больше полусотни зверей. Мы не успеваем всех лечить. Мне не хватает помощников. Те, что были, проработав два-три месяца, ушли, потому что зарплата очень мала — меньше, чем у землекопа. А работы очень много. Скажи, а ты могла бы спасать животных в таких условиях?
— Да. Разрешите мне приходить сюда каждый день. Я буду помогать вам и учиться у вас.
Шишпал снял очки и стал внимательно разглядывать Кавиту.
— Ты шутишь? — спросил он.
— Нет, не шучу. Я сестра Минакши и Сурьи. Это я сказала Сурье, чтобы он спас трёх слонов от гибели. А сама я вылечила мангуста и ибиса.
— Так ты сестра Сурьи? Я знаю о необычайной любви Минакши и Сурьи к животным. И вижу, что ты вся в них. Я выпишу тебе пропуск в зоопарк, как нашему работнику. Приходи и помогай мне. Посмотрим, что из этого получится.

На другой день Кавита приехала в зоопарк раньше ветеринара.
— Мне часто приходится на время усыплять больных животных, чтобы без боли оперировать их, — сказал ей Шишпал. — Ты будешь помогать мне в этом деле. Не испугаешься крови, вида внутренностей, дурных запахов?
— Не испугаюсь.
— Сегодня мы будем лечить верблюда. Кто-то из посетителей кормил его чипсами, а верблюд выхватил у него из рук весь пакет вместе с чипсами. Пакет застрял в горле у зверя, он едва дышит. Надо немедленно достать этот пакет. Иначе верблюд может погибнуть. А после мы будем лечить старого леопарда. Удалим ему больной зуб.

Весь день Шишпал и Кавита лечили животных — этих и других, которых им приносили. Старый ветеринар удивлялся ловкости девочки, её памяти и трудолюбию.
— Неужели ты не устала? — спросил он в конце дня. — У меня никогда не было такой помощницы. Откуда у тебя столько ловкости?
— Я с детства привыкла работать поварихой. И делаю это лучше многих людей.
— Ты славная девочка! Придёшь завтра?
— Приду. Я не оставлю животных в беде. И мне нужно учиться у вас лечить их.

Через месяц работы в клинике Кавита отправилась к директору зоопарка. Но её не пускали полицейский и секретарша, сидевшая за столом у кабинета. Кавита стала ждать директора на пороге здания. Наконец, он вышел на улицу с каким-то человеком. Они о чём-то разговаривали и смеялись. Кавита подошла к директору и сердито сказала:
— Почему у вас в зоопарке мало служителей, которые должны прогонять людей, кормящих животных чем попало или бросающих в них камни?
— А ты кто такая, чтобы указывать мне? — грозно спросил директор, вытаращив глаза. — Откуда ты взялась?
— Я работаю здесь в вашей ветеринарной больнице.
— Не ври! — яростно закричал директор. — Сколько тебе лет?
— Десять.
— На ветеринара учатся годами!
— Я пока только помощница Шишпала.
— Идём к нему!
По дороге к ветеринарной клинике Кавита бранила директора:
— Куда вы смотрите? Некоторые посетители бросают камни в животных и ранят их. Или кормят всякими гадостями, от которых животные гибнут! Неужели вам наплевать на всё это? Мы не успеваем лечить их!
Лицо директора побагровело от гнева на девочку.
Войдя в клинику, он увидел Шишпала, лечившего небольшую обезьяну, лежащую на столе.
— Что происходит? — заорал директор на ветеринара. — Неужели эта сопливая девчонка работает у тебя?
— Не разбудИте обезьянку! — сказал Шишпал. — Перестаньте кричать здесь. Да, Кавита работает у меня. Лучшего помощника у меня не было никогда. А через год она может даже заменить меня. Она сестра Минакши — знаменитой танцовщицы и певицы, которая так любит животных, что после каждого своего концерта призывает зрителей спасать зверей и птиц. Эта девочка уже помогла мне спасти немало зверей.
От неожиданности директор с другом застыли и стали шептаться.
— Если эту Кавиту выгнать отсюда, — сказал директор, — то она расскажет о нас сестре, а та будет позорить наш зоопарк и меня после каждого концерта — как здесь, так и за рубежом.
Шишпал услышал слова директора и строго сказал:
— Если вы выгоните Кавиту, то и я уйду из зоопарка. И тогда лечите зверей сами!
Директор и его друг не заметили питона, лежащего в углу комнаты. Вдруг он зашевелился, подполз к другу директора и стал обвиваться вокруг его ног. Увидев толстую змею у своих ног, приятель директора завизжал. Кавита подбежала к питону, схватила его и потащила обратно.
— Какой ты тяжёлый, — говорила она. — Полежи здесь немного. После обезьяны тебя будем лечить.
— Не бойтесь, — сказал, усмехнувшись, Шишпал, отрываясь от обезьянки. — Он совсем ещё маленький.
В другом углу комнаты стоял привязанный баран. В боку у него была рана, по-видимому, от камня, брошенного посетителем. Внезапно он оборвал привязь, подскочил к директору и боднул его в ногу.
— Уберите его! — закричал директор.
Баран отошёл на три шага назад, чтобы, разогнавшись, ударить его посильнее. Но Шишпал вовремя схватил барана за рога и снова привязал его. Директор с другом в страхе выбежали из клиники. Но вскоре они остановились и директор сказал:
— Так и быть, я найму ещё двух полицейских, чтобы хорошо следили за порядком.
— Двух будет маловато.
— А что я могу сделать? Больше денег у нас нет.

Вечером Кавита рассказала семье о происшествии. Все от души посмеялись. А дедушка Дамодар покачал головой:
— Внучка, мы полюбили тебя. И хотим удочерить. Я стану твоим дедом, Дилип — отцом, Шанти Дэви — матерью, Мина — сестрой, а Сурья — братом. Для этого нужно оформить все документы, подтверждающие, что мы станем тебе настоящей роднёй. Мы поедем в твою деревню и потребуем, чтобы нам выдали необходимые документы. И ты сможешь учиться в школе и работать в зоопарке, где тебе будут платить деньги.
— Я больше никогда не поеду в свою деревню! — решительно сказала Кавита. — Не хочу больше видеть Падму!
— Полгода назад, — сказал отец, — Мина познакомила меня с адвокатом Видьядхаром, которого в народе прозвали Защитником бедняков. Помните, как он спас возницу Ману, которого обвиняли в убийстве Манджулики? Нам нужно посоветоваться с ним, как получить эти документы и при этом не брать с собой Кавиту в деревню.

2018 г.
(Продолжение следует)


Рецензии