Царь Алексей Михайлович дело о наследнике

Чем Государь – помазанник Божий, отличается от простого смертного? Отвечая на данный вопрос, я бы хотел, прежде всего, выделить критерий «личной свободы». Редко какому монарху удавалось пожить в своё удовольствие. Вот почему жизнеописания многих правителей кажутся нам пресными и легко предсказуемыми. Исторический опыт учит потомков тому, что экзальтация личности, обременённой властью, дорого обходится всем её современникам и даже наследникам. Иван Грозный революцией сверху положил конец удельному устройству Московского царства, и казалось, укрепил его, но опричнина разрушила душевную организацию русского общества. Подлость и ложь прочно вошли в жизнь тех, кто наследовал трон и был возле него, в их лице власть утратила авторитет, а общество погрузилось в Смуту.

Для Алексея Михайловича, второго царствующего представителя дома Романовых, важнейшим делом на первом этапе правления было рождение наследника. Россия не могла себе позволить новый династический кризис, поэтому Б.И.Морозов и ближние бояре настраивали юного царя на скорый брак и прибавление в монаршем семействе. Свадьбу сыграли, молодые слюбились, а вот с рождением первенца, что-то задержка вышла... Стоп, стоп! Какая задержка. Всё нормально: свадьба в январе 1648 г., а первый сынок Дмитрий родился в октябре того же года. Нормально, если исходить из официальной истории, а мы с вами знаем, что подлые последователи Скалигера всё запутали, чтобы помешать истинно русским патриотам, узнать правду о себе. Исходя из присутствия на КОНТе большой армии любителей секты академика Фоменко, попробую рассказать такую альтернативную историю…

Историю, как известно, пишут победители, среди которых оказался Пётр Великий – сын второй жены Алексея Михайловича. Поэтому, информации о детях Царя от первой жены сохранилось немного, и сейчас даже нельзя точно сказать, когда состоялось венчание молодого Алексея Михайловича с Марией Милославской. Как правило, утверждается, что свадьба состоялась 16 января 1648 года. Но есть и иная информация. В книге исторических очерков «Российские самодержцы» А.Е. Преснякова (1870-1929) утверждается, что свадьба произошла 28 сентября 1645 года. Автор очерков - известный в своё время историк, и вряд ли он мог ошибиться на три года. Так что Милославская могла вскоре забеременеть и в 1646 году родить первенца.

В некоторых древних источниках (Каких? автор всего ниже перечисленного не видел) можно найти и имя царского первенца: Михаил. Так он был назван в честь своего деда - основоположника династии Романовых. Косвенные упоминания об этом можно найти в сочинениях книгохранителя Московского печатного двора Сильвестра - он же Симеон Агафонович Медведев (казнён при Петре в 1691 году), писателя Павла Мельникова (Андрея Печёрского), много узнавшего о старообрядчестве в бытность чиновником министерства внутренних дел Российской империи (роман «В лесах»), а также в историческом романе Данила Мордовцева «Великий раскол» (автор опирался на документы, предоставленные ему историком Сергеем Соловьёвым). Можно назвать также интересную работу современного автора Василия Комлева «Тайный государь и Великий раскол». Современные старообрядцы располагают сохранённой ими перепиской «царевича Михаила Алексеевича» с протопопом Аввакумом (он передал её старцам перед самосожжением).

Судьба, согласно этой гипотезе, не была благосклонна к Михаилу Алексеевичу. В марте 1669 года скончалась мать, и спустя два года отец женился на честолюбивой Наталье Нарышкиной, воспитаннице руководителя Посольского приказа Артамона Матвеева. Он считается сегодня одним из первых «западников» в Московии. Матвеев был женат на шотландке Мэри Гамильтон и воспитывал Наталью Кирилловну вместе с женой на европейский манер. Позднее его подозревали в отравлении царя Алексея Михайловича, «чернокнижии и злых умыслах на жизнь царя Фёдора». Была ли это напраслина - сказать сложно.

Но сыновья от Милославской как-то странно быстро ушли из жизни, предоставив возможность определять ход российской истории клану Романовых-Нарышкиных.

Современные исследователи жизни царя Алексея Михайловича ссылаются также на старинный документ, датированный 1672 годом. В нём передаётся содержание разговора патриарха Питирима с Алексеем Михайловичем: «...сынок твой, царевич Михаил, соболезнуя оным сёстрам, частенько-таки, сказывают, к ним заезжает посмотреть сквозь решётку на их мученичество и слушает их с умилением».

«Оные сёстры» - это княгиня Евдокия Урусова и боярыня Феодосия Морозова, подруги первой жены царя, поддерживающие старообрядцев. После смерти Милославской подверглись опале, неугодные как церковным иерархам, так и новому фавориту Матвееву.

В обстановке дворцовых интриг и схватки за власть между Мстиславскими и Нарышкиными царевич Михаил, симпатизирующий старообрядчеству и противникам богослужебной реформы патриарха Никона, без разрешения отца покинул столицу в начале 1673 года. Им мог двигать инстинкт самосохранения. Его младший брат Алексей неожиданно умер вскоре после матери, в обстоятельствах смерти которой тоже много неясного(царица скорее всего умерла из -за послеродовой горячки, спровоцированной преждевременными родами на фоне потрясений связанных с Медным бунтом ).

В русской истории уже были случаи, когда вторые жёны правителей истребляли детей своих предшественниц. Так, сын Ивана III от первого брака и престолонаследник князь Иван неожиданно скончался в 32-летнем возрасте в 1490 году, а его малолетний сын Дмитрий, хоть и был венчан на царство дедом в 1498 году, в 1502 году вследствие интриги новой жены царя, Софьи Палеолог, попал в опалу и умер в заключении в 1509 году.

Поэтому в возможном бегстве царевича Михаила был и этот резон.

Разгневанный Алексей Михайлович, «подогреваемый» молодой женой и Артамоном Матвеевым, ставшим боярином, лишил беглеца прав на престолонаследие.

Последующими усилиями Нарышкиных его попросту вычёркивают из истории. 1 сентября 1674 года государь объявил на Красной площади 13-летнего Феодора своим наследником. Пыткам подвергаются духовные учителя опального царевича - сподвижники протопопа Аввакума Лазарь, Фёдор и Епифаний. Им, томящимся в заточении в Пустозёрске (около нынешнего Нарьян-Мара), отсекают пальцы(вероятно для того, чтобы лишнего не написали).

Царевич Михаил поначалу двинулся в направлении Соловецкого монастыря на Белом море, это место считалось одним из основных оплотов противников нововведений патриарха Никона. Однако потом направление побега было изменено. Ночами, таясь случайных свидетелей, по уже таявшему ледовому руслу Волги санный поезд с беглецами направился к устью реки Керженец мимо Городца, Нижнего Новгорода, мимо Макарьевского монастыря. Там, в лесной глухомани, с 1657 года укрывались близ озера Светлояр монахи-отшельники Ефрем Потёмкин и Сергей Салтыков, основатели двух раскольничьих обителей.

Вот что говорится по этому поводу в Нижегородском летописце: «23 апреля 1673 года в Нижнем Новгороде и в нижегородском уезде появилась на небе громадна чёрная туча, разразившаяся сильным градом, в иных местах выпало много снега, который покрывал землю в течение четырёх суток. Ночами, таясь случайного глаза, по готовому вот-вот вскрыться руслу Волги санный поезд с беглецами направился к устью реки Керженец...»

Пётр I, согласно легенде, был в курсе существования сводного брата, имевшего право претендовать на трон. Но до 1707 года он терпел, считаясь, возможно, с мнением его влиятельной сестры - Марфы Алексеевны Романовой-Милославской. Но вот она умирает в монастыре. Настаёт время для решающего удара по клану Милославских. В керженские леса на розыски царевича Михаила направляется отряд во главе с игуменом Переславского Никольского монастыря Питиримом, жившим там, в детстве в среде старообрядцев. Поиски знатного беглеца велись «огненным боем» - пытками и убийствами простых старообрядцев. Настигнутый погоней царевич предпочёл плену Антихриста (так старообрядцы звали ПетраI) – пламя горящего скита.

Мельников-Печёрский в своём исследовании указал место самосожжения Михаила Алексеевича, решившегося на этот шаг, чтобы избавить единоверцев от новых бесчинств государевых людей. Трагедия произошла близ скитов Улангера и Фундрикова в Поломском лесу, что недалеко от озера Светлояр, на небольшой поляне, на которой стоял старый скит. В нём 4 февраля 1708 года и приняли свою мученическую смерть царевич Михаил Алексеевич и три старших сына.

По мнению альтернативщиков в вихре тех событий уцелели жена царевича Анастасия Урусова (племянница боярыни Морозовой) и три маленьких сына. Как гласит предание, распространённое среди старообрядцев, солдаты, поражённые мужеством царевича, дали ему перед его самосожжением клятву пощадить жену Анастасию и трёх младших сыновей. И эту клятву они сдержали, доложив царю, что Михаил сгорел со всей семьёй у них на глазах.

Есть версия, что о судьбе Михаила знали императрица Екатерина II и её фаворит князь Григорий Потёмкин, ратовавший за примирение официальной, «государственной» церкви со старообрядческой.

От автора: думаю, что слухи о наличии наследников по линии Михаила при Екатерине Великой могли иметь место. Скорее всего, их могли использовать некоторые политические силы для давления на самовластную государыню.

Когда решался вопрос о гербе Нижегородского наместничества, у Потёмкина побывал его дальний родственник керженский старец Игнатий. С привезёнными старцем какими-то древними документами фаворит ознакомил саму императрицу, которая, как известно, очень интересовалась русской историей. В итоге Екатерина Великая распорядилась переделать проект нижегородского герба. Учреждённый в 1781 году герб выглядел так: в серебряном поле гордо идущий червлёный олень с рогами с шестью отростками. Эти отростки символизируют, согласно версии старообрядцев, шестерых сыновей царевича Михаила, сам он и есть тот олень, ведь цвет червлёный - цвет царский...

Староверы, располагавшие немалыми финансовыми и организационными возможностями, надёжно укрыли в начале ХVIII века оставшихся в живых младших сыновей Михаила Алексеевича. Есть слух, что родовая ветвь Романовых - Милославских сохранилась до наших дней. Именно её представители являются истинными наследниками престола и надеждой на возрождение монархии в России.

Осталось только с помощью революционной фоменковской системы вычислить следы исчезнувшей династии и вернуть её на законное место. Фоменковцы, беритесь за дело!


Рецензии