Литературная Система 3. 2. Метафора

Итак, метафора.
Самый распространённый литприём. Использовался во все времена, всеми, кому не лень. Однако, причина не в его простоте, а просто в убийственной эффективности в плане эмоционального воздействия на читателя.
Можно вполне определённо сказать, что это единственный литприём, без которого не обходится ни одно художественное произведение. Вот без всех других приёмов художественная литература может, а без метафоры – нет.  Ну не будут считать литературу ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, если там нет метафоры. Такая вот фигня.

Суть метафоры – художественное сравнение. Вместо описания какого-либо объекта, мы сравниваем его с чем-то по одному или нескольким признакам, тем самым, делая описание ярким, привлекающим внимание. Кроме того, метафора – лучший способ сделать текст ёмким. С помощью метафоры возможно передать глубокий смысл всего в нескольких словах. Даже фраза «глубокий смысл» - тоже метафора. Попробуйте-ка фразу «глубокий смысл» написать формально! Чем заменим слово «глубокий»?
Есть отдельный приём – сравнение. Это другой приём, его отличие от метафоры в том, что сравнение говорит, что что-то одно походит на другое, а метафора говорит, что это одно и ЕСТЬ другое. Метафора – намного сильней!
Собственно, я ни разу не сомневался, что все согласны с необходимостью метафор в художественном тесте. Надеюсь, определение и описание достаточно полны и понятны, перейдём к более насущному вопросу – как научиться качественно создавать свои метафоры. Приём не является до конца техническим (как, например, инверсия), и требует творческой жилки у автора. Однако, вполне поддаётся тренировке по моему мнению. И в приёме есть технические элементы.

Вот метод, который предлагаю я:
1. Определиться – где нужна метафора. Она нужна там, где текст требует особой эмоциональности. Или где нужно быстро выразить какую-либо сложную мысль, нужна особенно высокая ёмкость. Эти места в тексте – первые кандидаты на составление метафор.
2. Выделяем слово, которое хотим «метафорировать». Это уж дело вкуса и личных предпочтений.
3. Пишем все приходящие в голову характеристики этого слова. Например – «лампочка»: яркая, круглая, горячая и т.д. Как можно больше. Следует быть оригинальным и писать неочевидные характеристики. Например, лампочка может быть «жужжащей». Слышали, как «жужжит» лампочка при перепадах напряжения в сети? Она при этом ещё яркость меняет, начинает мерцать. Одна из менее очевидных характеристик.
4. Теперь пишем все предметы и понятия, обладающие теми же признаками, что и первоначальное слово. Яркая – солнце. Круглая – горошина, горячая – плита, «жужжащая»  – шмель или пчела.
5. Выбираем из написанного то, что лучше подходит под ту эмоцию, которую мы хотим вызвать у читателя. Продолжаем стараться быть оригинальными. Для положительных эмоций – «солнышко под потолком». Для тревоги – «единственный мерцающий шмель под потолком вот-вот перегорит и оставит всю комнату в полной темноте». Как-то так.

Это схема для создания метафор в процессе написания текста. Но можно по той же схеме тренировать сам навык составления метафор. Только первый пункт будет не актуален – просто берём любое случайное слово и далее – по схеме, с пункта №2. До момента, пока не ощутим свою метафорическую силу :))
Вообще, стоит заметить, что нужно стремиться делать метафоры на каждую часть речи, хоть изначально под метафоры идут в основном существительные. Но глаголы, наречия, прилагательные «метафорируются» даже с большим эффектом.
Например, глагол: «Сказанное ударило его под дых и почти сшибло с ног».
Или прилагательное: «Всё её возражения разбились вдребезги об его гранитный взгляд».
Я обнаружил, что когда я составляю метафоры, они приходят как озарение. То есть я сначала тыркаюсь, пытаюсь что-то сформулировать, но ничего не выходит. Только после нескольких попыток метафора приходит ко мне как бы сама. Видимо, это и есть творческий момент в составлении метафор. Кто знает, может к кому другому метафора придёт быстрей. А к кому-то, может, вообще не придёт. Не знаю, но хочется верить, что всё-таки на это способен каждый.

Ещё стоит заметить, что метафоры можно применять не только сразу в процессе написания текста, но и в процессе его чистки. Видим, что текст стал «жидковат», «суховат» – явный признак, что нужно завернуть метафору. Ну или другой литприём, который служит тем же целям. Хоть инверсию – слова попереставлять; или ещё что. Однако, метафора всегда будет лучшим выбором в таких ситуациях. Хоть её и сложно составить, но эффект того стоит. Одни плюсы, ни одного минуса.

Несмотря на всю полезность и, прямо-таки необходимость, учитываем, что тем не менее возможен передоз. Если текст пестрит метафорами, то будет слишком вычурным и трудно воспринимаемым. Всё должно быть в меру.
Надеюсь, я осветил вопрос достаточно… ярко.
Хочу отметить, что по моему мнению, метафора и инверсия – основные приёмы, которые применяются постоянно и нужно  освоить в первую очередь именно их.


Рецензии