Маменька моя. Дед. Поиски Батаево
По похозяйственной книге 1940-1942 года починку Питерское присвоен статус деревни. В июне 1941 года, видимо до начала войны, Смирнова Василия Николаевича- мужа Веры Антоновны, арестовали, за что неизвестно, не вернулся. Добавился в эти годы еще один двор - Веселовой Александры Ивановны, сын её Георгий Иванович работал учителем. Еще дворы: Веселова Николая Ивановича, Дубровина Николая Логиновича, Тороповой Екатерины Ивановны.
Родня моя жила не только в деревне Питерское и хуторе Шабалин, расположенном впритык к ней, а и в деревне Батаево, входившей в состав сельхоз-артели «Новый Мир». Жил там Топоров Николай Панфилович, хлебопёк. Родился он 1911 году, женат был на Анне Антоновне - моей двоюродной бабушке, дочери Афимии Алексеевны и Антона Васильевича Шабалиных. Анна Антоновна родилась в 1910 году, грамотная. Только записей в метрическиих книгах о её рождении я не нашла. Дом, хоздвор, баня постройки 1918 года. Детей двое: Николай рождения 1934 года и Федор 1937 года рождения и почему-то с другой фамилией. Сеяли ячмень и сажали овощи на шести гектарах земли, содержали шесть овец и корову. Председателем артели был Коряковцев Василий Анофриевич.
Еще одна дочь Шабалиных нашлась в деревне Красава – Наталья Антоновна 1902 года рождения, замужем за Думкиным Николаем Александровичем 1899 года рождения. Полгектара приусадебной земли, шесть овец, корова. Детей четверо: Анна 1923 года рождения, Мария 1925 года рождения, Надежда 1927 года рождения и Александра 1933 года рождения. Позже с семьей переселилась в Батаево, а затем в Селино.
Еще была встреча с удивительным человеком Арсением Васильевичем Наволоцким 1937 года рождения, в свои не малые годы содержит пасеку в 40 ульев, память отличная –помнит всех. Он со мной в свойстве. Его сестра вышла замуж за сына Веры Смирновой (урожденной Шабалиной), моей двоюродной бабки. Предки Арсения Васильевича основали хутор Наволоцкий еще в 1901 году, по крайней мере, это первые записи в метрических книгах. Тогда хутор Наволоцкий был на территории Вологодской губернии, Пармасской волости. Озадачил он меня кучей всяких интересных логических и шахматных задачек, это в 82-то года, и вспомнил, что одна из сестер моего деда вышла замуж за Перминова из Петровки, имя он не помнит. Может это Ксения? Она как подружка присутствовала на свадьбе Веры, и запись о ней есть в Метрической книге. Еще одна из сестер моего деда - Мария, замуж вышла за еще одного Смирнова, переехала в Георгиевское. Тетушка про деда вспоминала, что частушки он сочинял прямо на ходу, естественно с критикой власти и ненормативной лексикой. Простите, но это НАША деревня, другой у нас нет. Всех кто на веселье придет, обязательно отметит и припечатает так, что потом эта частушка за ним по жизни следует.
Арсений Васильевич тоже частушку вспомнил дедову:
Ра`ботать велят по плану,
С… велят по килограмму.
Набери-ка килограмм,
Когда хлеба 200 грамм.
Приехали мы в Селино и остановились, как и прошлый раз, у благодетельницы нашей – Нины Ивановны. Песни спели, но мало, Нине Ивановне слушателей больше надо. Чувствуется в ней артистический гонор. Играет на гармошке и поет - заслушаешься. Но коллектив в этом году у нас был маленький и не очень поющий.
План следующего дня был Наполеоновским. Под началом Юрия Гребнева - нашего генерала и предводителя мы собрались добраться до Батаево, зайти в За`болотье на обратном пути форсировать Портюг и через Питерский вернуться в Селино. Сначала мы дошли до Родино, туда Юра в школу начальную ходил, и попытались найти огромный в человеческий рост камень, по воспоминаниям Юры он лежал на краю поля. Нет, не нашли. А вдруг камень-то мерянский и на нем есть отметка в виде утиной лапы или стрелки или следов под углом 58 градусов. Таких камней по центральной России разбросано множество. Русский Стоунхендж. У ученых руки никак не дойдут. А в Ярилин день вокруг таких камней несколько ночей костры горели и пляски устраивали, пока солнце в аккурат по метке всходило. Это день летнего солнцестояния - Ярилин день. От него календарь отсчитывался, все работы на поле и праздники от него считались и приметы погодные тоже. Недавно такой камень в километрах 30 от Николаевска нашли. Племя Меря это основа нашей русской нации вместе с родственной её Чудью. Позже на нашу землю пришли Варяжские боги племени Русь – Перун с пантеоном, а еще позже, после того как Олег, дядька Рюрика, Киев себе подчинил и столицу из Новгородской Руси туда перенес, пришли на мерянские земли и славянские боги.
Дошли мы до Батаево и следов деревни не обнаружили, а ведь ферма кирпичная еще 20 лет назад видна была, и береза сломанная высотой метров пять тоже была. Стали прочесывать местность, мы с Ириной уже вышли из бурьяна ростом по грудь с пьянящим запахом валерианы и разнотравья, а Юры нет, ушел куда-то и не откликается. Волнуемся, орем во все горло - тишина. Минут через двадцать услышали, наконец, победный клич сопелки, которую он смастерил на ходу. Нашел сломанную высокую березу, упала она. На её месте новая березка растет, и камни от фундамента дома Червоткиных нашел. Раньше огромное поле вокруг деревни распахивалось, и каждый раз трактор выворачивал камни, эти камни складывали в кучи – каменицы. Их потом свозили на строительство дороги в Селино. Несколько таких сохранившихся камениц мы нашли в лесу, камни сантиметров по семьдесят в длину красоты необыкновенной. Один из них Юра определил как дресву. Дресва колется на шершавые пластинки. Ими деревянные полы, говорят, оттирали и драили. В общем, природная наждачка. Дальше мы углубились в лес с целью найти речку Портюг, но лес непроходимый наши планы порушил. Юра благоразумно определил, что по нему мы будем блукать до вечера и повернул свое войско, состоящее из двух подружек, обратно. Зашли в деревню За`болотье, там доживала свой век моя прабабка у дочери Екатерины, вышедшей замуж за Гребнева, Юриного родного дядю. Там один подающий признаки жизни дом, даже есть электричество и пасека. От остальных домов только скелеты. Есть определенная притягательность в оставленных полуразрушенных деревянных домах, только ходить туда надо одной и тихо, тогда услышишь, что тебе задают вопросы. Откель такая? В доме тишина и шепот, разбери чей, то ли листья шумят, то ли пчелы с соседней пасеки, то ли предки переговариваются. Я, прежде чем зайти, рассказала, кто я и зачем и меня с добром пустили и позволили дырявый чугунок старинный забрать, а то чего доброго какая-нибудь доска по голове, тюк. Юра претендовать на наследство не стал, а ведь мог бы, он, небось, из этого чугунка щи ел. На обратном пути мы набрали две полные сумки лисичек, их там хоть косой коси, а когда дошли до реки Дороватка, пили из неё чистейшую воду, есть еще места, где из речек воду можно пить. Собрали по пути подберезовиков на сковородку – на жареху. Тетерки, я их, конечно, не видела, но за елками они так шумно взлетали, что сомнений не было – тетерева. Кабаньих и лосиных следов много по пути попадалось. Шестнадцать километров по бездорожью да еще с полными пакетами грибов нагрузка для пенсионеров не шуточная. Но вернулись счастливые и, казалось, еще бы столько же пропахали. А следующим днем пошли в урочище Покров, там есть чистейший ключ, Ирина из него воды набрала, в Шарью отвезла маме, родившейся в этих краях. В местных речках, говорят, хариус водится. Эх, махну на следующий год удочками, оставшимися в наследство от мужа, хариуса ловить. А что? Махну. Еще хочется поехать туда не на два дня, а на неделю или две. На ремонте церкви хочу поработать. Такие у меня планы наследующий год в августе, присоединяйтесь.
Свидетельство о публикации №219082400853