День третий. Родниковое

­В Байдарской долине с незапамятных времен селились люди. Здесь для них Природой был готов и стол и кров: горные речки и множество родников, пещера, пригодная для жизни, леса, полные дичи. Живи - не хочу. Вот и поселились здесь первобытные люди и даже оставили о себе память.  И, если древние дольмены надо ещё постараться найти, то менгиры, Стоунхендж местного разлива, искать не нужно. Он находится при   въезде в село Родниковое. У самой обочины дороги натыкано четыре странных фаллических неотёсанных камня. И натыканы не абы как, а строго по сторонам света, а в центре - самый большой почти трёхметровый монолит. Их возраст  не менее четырех тысяч лет.  И они считаются самым древним рукотворным памятником Восточной Европы. Но я бы поспорила с историками, зная о языческом пещерном храме в Буше в Винницкой области, который явно старше менгиров. Полагают, что установили их кровожадные тавры.   Местные поговаривают, что если прикоснуться к центральному менгиру, то можно излечиться от бесплодия. Бесплодием я не страдала, поэтому от камня держалась подальше. Мало ли… Бережёного Бог бережёт.  Хотя, слухи о магических свойствах каменной глыбы сильно преувеличены, потому как  паломничества бесплодных женщин здесь не наблюдалось.

Родниковое сравнительно новое название села, а до 1945 года оно называлось Скели. Учёные-лингвисты бьются над топонимикой сёл Байдарской долины, но по многим названиям к общему знаменателю так и не пришли. Загадкой остаётся и название Скели. Славянского ли, греческого или татарского происхождения - не ясно. Старое название села перекочевало в название пещеры и прочно на ней закрепилось. Чтобы попасть в Скельскую пещеру, надо свернуть с дороги, ведущей из Родникового в Узунджу. Заблудиться просто невозможно: везде указатели, толпы туристов и парковка, забитая под завязку автомобилями.

От села до Скельской пещеры дорога проходит по склону Чернореченского каньона. Эта гряда очень похожа на Кавказские горы: узкий серпантин дороги, с одной стороны отвесная скала, а с другой - глубокая пропасть. Местные говорят, здесь снимали фильмы о Чечне, о Кавказской войне 19 в. Недавно дорогу отремонтировали, установили отбойники. Ездить стало более, чем безопасно. Если на этой дороге встречаются два автомобиля, один из них сдает назад в специальный "карман". Иначе не разминуться никак. Культура вождения на узкой горной дороге на высшем уровне.

Если у вас есть клаустрофобия и нет воображения, то в пещеру лучше не соваться. У меня не было ни того, ни другого. Я никак не могла разглядеть в сталактитах органного зала, дельфина и прочих химер, которых взахлёб живописал экскурсовод. Поэтому не стала напрягать то, чего нет, и наслаждалась пещерным воздухом, прохладой и марсианскими багровыми пейзажами. Белее подробно описывать пещеру нет смысла, туда надо лезть. Тем более, что никакого снаряжения и навыков спелеолога не потребуется. О туристах  здесь позаботились: все галереи освещены, везде проложены удобные лестницы. В некоторых залах есть даже смотровые площадки. Но такие удобства были созданы совсем недавно.

О том, что за Родниковым есть пещера, знали давно. Любители экстрима за 50 лет со времени ее открытия в 1904 году оставили продуктов своей жизнедеятельности больше, чем пещерные люди за не одну сотню или даже  тысячу лет. Напрашивается закономерный вопрос о культуре быта современных людей и в чём они уступают пещерным.

К Скельской пещере чуть повыше прилагается самая настоящая Римская тропа. Ее ещё называют Календской тропой. Её проложили римские легионеры из римской крепости Харакс в греческий полис Херсонес. Примерно на середине пути в  Байдарской долине у самого подножия горы находилось село Календа, где, по-видимому устраивали привалы. Отсюда и второе название тропы. Римской империи уже 15 веков как нет, а тропа, по которой хаживали римские легионеры, осталась.  Ею ещё в Великую Отечественную партизаны пользовались. Кстати, по ней можно дойти до памятника партизанам, а затем выйти через несколько километров к перевалу Шайтан Мердвен. Или на Байдарский перевал по склону горы Бизюк. Сейчас Календская тропа, или как ее называли древние римляне, Виа милитари, это часть Большой Севастопольской тропы. С нее открываются потрясающие виды на каньон, которыми можно  наслаждаться  на протяжении двадцати километров. 


Рецензии